Как не попасть в главную западню образования

Дедушка Водолей
       Как  известно: «Благими намерениями вымощена дорога в Ад». И это относится в полной мере к обучению наших детей и не только. 
       Если спросить любящего родителя, каких бы учителей он пожелал  для своих детей. То я думаю, каждый ответит, - Самых лучших! Подразумевая под этим, что: учитель должен быть хорошим специалистом в своей дисциплине, а еще лучше самым лучшим специалистом. Должен очень много знать и быть одержимым своим делом.
       Но какая разница между тем чтобы: добывать знания и обучать знаниям? А разница очень большая. Не каждый хороший, даже отличный, ученый может быть таким же хорошим учителем. Я постараюсь ниже это разъяснить.
       Для начала небольшой, но яркий пример из жизни обучающихся.
       «В бытность студентом в ВУЗе,  жизнь мне дала хороший урок. В очередном семестре мы должны были изучать советскую литературу первой половины 20 века. Наш профессор Акимов был большим оригиналом, и как выяснилось хорошим преподавателем. На первой лекции он заявил нам, что   так как по программе нам нужно - за семестр прочить 700 книг и это ,  понятно всем (всем кроме составителей программы), что никто  не сможет  их одолеть, так как есть еще масса других дисциплин с такими же перечнями книг, а еще и специализация, которая отнимает основное время, он решил, на свой страх и риск, дать нам список всего из 70 книг которые мы обязательно должны прочесть. Наступает время сессии. Экзамены наносу. Идут консультации по предстоящим экзаменам. И наш профессор, как настоящий провидец, говорит нам: «- Я конечно же понимаю, что вы не прочитали тот список книг, который я вам давал в начале семестра.  Так вот- теперь я даю вам другой список, из 22 произведений, но если вы его знать не будете, то я с вами на экзамене вообще разговаривать не буду». Это было очень реалистично. Хотя надо признаться, что даже этот список для всех был очень даже большим, так как,  официально,  занятия по специальности  у нас заканчивались 10 вечера.. и оставался всего лишь один день в неделю на все дисциплины, ну и еще конечно же время проезда в транспорте. Чтобы что-нибудь почитать скосив куда нибудь свои глаза. Почти как в фильме «Операция Ы».
       А вот и первый вывод: знаний может быть слишком много, и надо уметь делать выбор, что важнее.
     Почти всякий специалист тянет одеяло на себя, это понятно. И как правило чем он крупнее, тем сильнее он тянет его на себя. Если такого специалиста  спросить: « -Что по вашему мнению должно войти в программу обучения, и без чего нельзя обойтись?».  То  он составит вам, честно, от всей души, на голубом глазу список  из 700 книг, а может быть и больше, если это будет очень крупный специалист.
      Так каким же должно быть обучение, чтобы оно не стало  как в том афоризме: «Образование это все то, что остается после того как все пройденное забыто»? А чаще всего даже и забывать не приходится. Потому-что:  что не читал или не смотрел и забывать не надо.
        Так как же нужно получать знания?
        Кто должен делать отбор материала?
        Роль учителя в процессе обучения.
        Мир постоянно меняется, как успевать за переменами чтобы быть успешным. И не только самому, но и в преемственности поколений передать это дальше своим детям. Вот вопросы на которые надо ответить.

Знания, приходится получать всю жизнь. Этого требуется для выживания. Тот кто этого не делает всегда плохо кончает. А так как период формального знания достаточно короток по времени, то в основном обучение происходит  за счет самообразования.
        Самообразование это и есть основное образование. Более того оно в силу своей не формальной природы более эффективно, потому что цели в получении знаний совпадают с насущными потребностями которые испытывает человек. Тогда как в формальных видах это может очень сильно отличаться. Ну например: надо получить хорошую оценку чтобы родители дали денег. Или надо хорошо закончить курсы чтобы удержаться на своем месте. А в самообразовании часто главную роль играет: интерес, любопытство, потребность в получении новых полезных знаний…
        Значит: главное научить детей получать самим  знания, и  таким образом запустить механизм самообразования.  Даже лучше сказать, что надо воспитать в них потребность в самообразовании. Научить их получать удовольствие от получения знаний. Тут мы конечно сталкиваемся с проблемой в различении понятий знание и информация. Знание это то что в дальнейшем применяется в жизни или по крайней мере может применяться, а информация это просто объем каких то  данных, часто совсем бесполезных. Кстати, наш мозг так устроен,  что ему постоянно требуется непрерывный поток какой нибудь информации. Видимо кладовщик в нашей черепной коробке не может простаивать. От этого появляется у людей потребность в хоть в каком-то мелькании перед глазами. Бесконечное смотрение: телевизора, проходящих мимо соседей, сидя на лавочке перед домом,  ну и так далее. Что никогда не реализуется в дальнейшем в жизни, а так и лежит без дела на полке в нашем сознании, забивая  только оперативную память нашего мозга, и нанося больше вреда чем пользы. Это просто развлекает наш мозг.
     Для того чтобы ребенок пришел к самообразованию надо его научить в первую очередь- видеть разницу в  просто развлечении мозга от получения ценной информации, то-есть знания. Надо его научить получать удовольствие от получения полезной информации. И всячески поощрять такой процесс у него, как только он возникает. А делать это надо, как материально, так и морально. Я бы даже сказал, что похвала дороже денег (это особенно понятно пользователям портала проза.ру). Причем используя похвалу чаще чем конфеты можно добиться больших результатов. Это и дешевле и полезней для здоровья, а самое главное - эффективнее, потому-что в отличии от материального стимула, похвала - это безграничный ресурс в руках учителя, она бесконечна.
     Но надо еще поговорить о необходимых инструментах самообразования.

К необходимым инструментам я бы отнес :
            1. Умение ставить цели
            2. Силу воли (усидчивость).
            3. Логику (наука о мышлении).
            4. Скорочтение.
            5. Мировоззрение.
            6. Планирование.
   
        Теперь все по порядку:
      
     Без умения ставить цели невозможно чего либо добиться. Если  ты не знаешь чего тебе надо добиваться, как ты будешь чего либо добиваться? Без определения целей человек автоматически переходит к созерцательный режим «глазения» окружающей действительности, то-есть,  к выше упомянутому развлечению мозга и только.
     Но для того чтобы поставить цель надо оторваться от праздного препровождения времени, а это трудно сделать без силы воли. Иногда процесс бестолкового созерцания  окружающий действительности требует  очень  больших усилий воли чтобы от него оторваться.
    Но даже если человек решил, что надо начать процесс самообразования - как отсеивать зерна от плевел? Как понять, что надо тебе, что не надо? Надо научиться правильно мыслить,. В этом  помогает наука Логика.
      Тут надо заметить, чего я не оговорил выше, что большие списки литературы, которые дают узкие, но хорошие  специалисты, очень даже полезны. Для того что иметь весь срез проблем по той или иной тематике. Из которого, потом можно уже выбирать наиболее важное для поставленных целей. Но как можно освоить большие объемы нужной информации если человек  читает только по слогам, а не 12000 знаков в минуту, как это делал  Лев Толстой.  А рекорды в этом были, если мне не изменяет память, кажется  80000 знаков в минуту. При такой способности читать, для прочтения большой толстой книги  будут уходить минуты, а не часы или тем более дни, а  в особо тяжелых случаях — месяцы и годы. Это безусловно дает возможность обрабатываться большие  объемы информации и быть впереди других. К тому же как не странно при скорочтении происходит лучше запоминание прочитанного.
      Теперь о мировоззрении. Мировоззрение это, в общем-то ничто иное как, правильный взгляд на жизнь, который соответствует окружающей действительности.  Если человек неправильно  смотрит на жизнь, то и информация которую он будет отбирать для себя окажется никчемной, не приносящей ему пользы, и все его самообразование пойдет по ложному пути, и он потеряет много времени пока  не поймет это, и не вырулит на нужную для его саморазвития дорогу.
      Но для того чтобы все вышеперечисленное освоить надо еще уметь хорошо планировать свои действия, это,  я думаю, и так понятно. И этому тоже надо учиться.

      Конечно же, все это может осмыслить  и реализовать скорее всего уже взрослый человек, который имеет, хоть какой-то жизненный опыт. А что делать с детьми? А детьми надо заниматься, если мы хотим вырастить достойную себе смену. И тут на первый план выходит воспитатель, учитель, преподаватель. Нас как-то приучили к обезличиванию. Если рассмотреть по-внимательнее выше перечисленные слова и понять чем они отличаются друг от друга, уже очень многое станет ясным.

Начнем с последнего. Преподаватель — это тот кто дает какую то информацию. Учитель — тот кто чему то учит. Ну и самое широкое понятие это воспитатель — это тот кто воспитывает личность, которая потом уже самостоятельно движется к успеху или наоборот, и это во многом зависит от первотолчка который она получает от воспитателя.
      Сейчас делается попытка заменить живых преподавателей, на какие то интернет варианты, что в принципе возможно, и может быть даже и полезно. Но что касается учителя и воспитателя скорее всего это в ближайшее время невозможно. Потому что процесс хорошего обучения и тем более воспитания, дело очень тонкое. Мир стремительно меняется и также стремительно меняется и сам человек как вид. Все учесть может только живой человек находящийся внутри это процесса, а не машина, программы для которой пишет тот же человек. Тем более, что каждый вид деятельности требует написания своей программы. А на данный момент в большинстве случаев специалист в той или иной области это одно, а программист, пишущий программу, это другое. На совмещение этих двух позиций уходит время, за которое действительность также стремительно уходит вперед.
       Но учителей  и воспитателей очень мало и за них всегда будет идти борьба. Поэтому нынешняя элита  хочет оптимизировать данный процесс.  А учителей и воспитателей отправить в частные школы. А преподавателей заменить на говорящие головы на экране, а может быть и вообще перевести это на мультипликацию, сдобрив это все игровым элементом, как мы поливаем обильно пустые макароны кетчупом.
         Учитель, если он хорошо чувствует своих учеников, всегда грамотно отсеет из большого массива имеющейся информации и  имеющейся литературы нужную именно для данного ученика, для полной его самореализации, направит его по нужному пути, и даст ему необходимые инструменты для  успешной работы в той области для которой  он более всего подходит..,   а импульс, заряд на дальнейшее его движение вперед. Как правило передается эстафета от учителя к ученику.
        Учителей всегда не хватало. И если в той или иной школе появлялся хороший учитель химии, физики, или литературы, то все стремились стать: химиками, физиками или гуманитариями. Но ведь не все ученики одинаково расположены к одним и тем же наукам и видам деятельности. Поэтому конечно же самый ценный учитель-воспитатель обладающий очень широким кругозором интересов. Но таких как наш Макаренко или античные Аристотель, Платон, Сократ и некоторые другие, можно сказать единицы в истории.
     А теперь, если честно, много ли вы встречали в своей жизни хороших учителей и воспитателей? Наверное мало. И на всех не хватает. А всем хочется счастья для своих детей, ведь так? И сразу приходят на ум нетленные истины « Дело спасения утопающих — дело рук самих утопающих!». А это значить — самообразование превыше всего. Сам образовывайся и детей своих учи и приучай к этому, а если есть силы и способности помогай другим. Ведь гораздо приятнее жить среди людей умных и успешных, которые помогают друг — другу, а не только конкурируют из-за денег.  А для интереса вполне  хватает соревнования, честного и открытого, где и результаты выше и на душе приятнее.