Истинная парижанка

Людмила Колосова
   Ах, Париж, Париж! Кто не хочет побывать в Париже?! Хотя бы раз увидеть своими глазами чудо инженерной мысли — Эйфелеву башню, посетить Лувр и раствориться под загадочным взглядом Джаконды. А может услышать звон шпор прекрасного гасконца Д'Артаньяна, шагающего по Лувру или Версальскому дворцу — с каким изяществом снимет он широкополую шляпу с высокой тульей, украшенной страусовыми перьями.

      Мужчины без сомнения мечтают о встрече с элегантной и непринуждённой француженкой, ну а женщины о вожделенных покупках в парижских магазинах. Есть конечно на свете истинные парижане, но они - это часть Парижа: как дома, улицы, кафе и мостовые.
       А вот живёт в Париже дама, которая давно и очень прочно обосновалась в столице Франции. Она своенравна и непредсказуема, она диктатор и властелин сердец. Кто же она? — спросите вы. Но догадаться же совсем нетрудно — это её Величество Мода. Давно она мутит умы людей. Человечество гонялось за ней веками, следовало её диктату, и не дай вам бог появиться на людях в одежде не по сегодняшней моде. Вас просто сочтут сумасшедшим и даже могут упечь в лечебницу за несовершенство внешнего вида. Вот представьте себе такую картину: идёте вы сегодня по улице в шляпе, которая изображает вазу наполненную фруктами, цветами и даже усопшими лебедями, головы которых удобно покоятся на полях шляпы. Каково? Ваша реакция? Всё понятно! Самое малое это кручение пальцем у виска. А ведь такие шляпы женщины прошлого носили десятилетиями  - мода долго держалась на них. Все картинные галереи мира подтвердят вам это — столько существует портретов дам в экзотических шляпах. Давайте окунёмся во вторую половину XVIII века во Францию, где в то время царствовала Мария Антуанетта и задавала тон в моде. Шляпы у дам были огромными сооружениями до метра в диаметре. В сложнейшие композиции из бантов, кружев и перьев монтировались различные механизмы которые приводили в движение райских птиц и бабочек. Букеты венчавшие композицию на шляпе были составлены из живых цветов. Цветы стояли в вазах с водой, искусно укреплённых на шляпах. Что цветы — это мелочь! Красовались на шляпах и парусники, и замки, и шпили и даже плавающие в пруду лебеди. Какой урон природе был нанесён — ведь шляпы украшали и лисьими хвостами, и страусовыми перьями, и препарированными птичками колибри — всего не перечесть. Но зачем же так мучиться и носить на голове корзины с пирамидами снеди и цветов? А в этой роскоши заключалась статусность и положение в обществе. Так-то вот. Кстати, такая «шляпка» удерживалась на голове с помощью шляпной булавки — нежное название, правда? Такие булавки украшались драгоценными камнями и металлами — штучка дорогая. Однако такой булавкой женщина могла заколоть в порыве ревности неверного мужчину — такие серьёзные дела.
Ах, Мода, Мода! Неужели ты сама всё это напридумывала  - натюрморты Снейдерса* прямо на шляпу даме! А вот и нет! Тут копнуть поглубже надо. Древние охотники гордились добычей и украшали себя головой убитого животного. Надо думать Мода - великая путешественница во времени и пространстве — взяла да и отправилась, допустим, в Мексику. Представьте молодую охотницу: она скачет на мустанге по прерии и ловко набрасывает лассо на шею антилопы, чтобы доказать мужчинам-охотникам, что женщина может быть ловка и сильна. С каким удовольствием она водрузит голову поверженного зверя на свою, чтобы издали было видно победительницу. А ведь есть ещё и противоположный вариант. Существует поверье, что шляпа - это двойник человека, которому она принадлежит. Женщина с кротким нравом просто наденет шляпу с головой пугливой косули — всем всё понятно: девушка скромна и не агрессивна.

        Да, сколько загадок таит в себе шляпа! Понятно, что это не эссе историка моды, а просто личные рассуждения автора о таком важном аксессуаре гардероба как шляпа. Смотрю я на нас - нынешних женщин и что вижу: безликая вязаная шапочка обтягивает голову современниц.  Это подобие головного убора легко умещается в кармане unisex куртки. Похоже Мода отвернулась..., ушла... Возвращайся! Конечно не головой косули и не препарированными колибри на тулье, а просто изящной шляпкой, которая подчёркивает неповторимость каждой женщины. Конечно, чтобы носить шляпу нужно обладать определённой внутренней свободой, но я думаю, что этого современным российским женщинам не занимать. Кстати современные щляпники в своих фантазиях не хотят уступать своим предшественникам. Я видела шляпы, украшенные курительными трубками, птичьими гнёздами с пёстрыми яйцами, с солнечными батареями и ветряками — такой вот диапазон!

       Мода по прежнему живёт в Париже, но она гражданка мира, а поэтому присутствует всегда везде одновременно и конечно же в Петербурге тоже. И припомните старинное поверье:  шляпа - это ваш двойник, и с её помощью можно многое рассказать о себе, не прибегая к словам.  Так-то!

*Снейдерс — Фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко (1579 - 1657г)