Выдвижные двухщелевые закрылки

Юрий Жданов 2
ВЫДВИЖНЫЕ ДВУХЩЕЛЕВЫЕ ЗАКРЫЛКИ 
               


                Былое памятью живет,
                И постоянно к нам взывает:
                Не забывайте о Былом-
                В нём Ваш след тоже оживает.

                Юрий Жданов     01.03.2002  (на сайте: Стихи.ру Юрий Жданов 2)               


Очень интересно и неожиданно случаются иногда жизненные события. Когда перечитываешь свой дневник, крепче убеждаешься, что жизнь наша в значительной степени проходит в стихиях случайностей, определяемых неведомыми, в конечном счете, закономерностями … Каждое мгновение вырастает из слившихся воедино в этом мгновении всех предшествующих событий, относящихся не только к жизни конкретного человека … И бесплодны размышления: что было бы, если бы …   Хотя, конечно, …   Можно ли вернуться в Прошлое? Конечно же можно, если обратиться к Памяти …               
В 1958 году двенадцать студентов самолетостроительного факультета Московского авиационного института (МАИ) были направлены на преддипломную конструкторскую и производственную практику в ОКБ (Опытное конструкторское бюро) Генерального конструктора Олега Константиновича Антонова (1906-1984) на киевском авиационном заводе. Прибыли они сюда 18 августа и проходили практику до конца сентября. Среди прибывших был и Алексей, которому тема дипломного проекта была утверждена, когда еще не было известно место проведения практики:  сверхзвуковой истребитель-перехватчик по схеме «утка» (наличие в носовой части самолета горизонтального оперения, в дополнение к хвостовому горизонтальному оперению), с максимальной  скоростью полета 3М (в три раза больше скорости звука), с отделяющейся, при необходимости, носовой частью … Тема эта, конечно, не совсем соответствовала профилю специализации киевского ОКБ. Алексей стал даже подумывать об изменении темы диплома, например: сверхзвуковой пассажирский самолет с максимальной  скоростью полета 3М. Начал даже набрасывать эскизы такого самолета. Но скоро эти размышления прекратились. В летний период многие инженеры ушли в отпуск, а ОКБ в это время занималось проектированием пассажирского самолета АН-24. Всех прибывших на практику студентов направили в разные подразделения для проектирования этого самолета. Алексей оказался в бригаде крыла, и ему поручили разработку конструкции выдвижных двухщелевых закрылков, расположенных на консолях крыла.   


               
               
Закрылки являются отклоняемыми поверхностями, расположенными в задней части крыла. В убранном положении они являются частью исходного профиля крыла. Их назначение-  улучшать взлетно-посадочные способности крыла. При взлете они при отклоненном положении существенно увеличивают подъемную силу крыла и позволяют самолету быстрее оторваться при разбеге от земли. А при посадке выпущенные закрылки тоже увеличивают подъемную силу крыла и существенно сокращают длину пробега при приземлении. А почему такое странное у них название: выдвижные двухщелевые? Выдвижные- так как они при отклонении вниз еще и сдвигаются назад. Бывают и просто отклоняемые закрылки, которые не сдвигаются назад при отклонении вниз. А щелевые- это такие закрылки, которые при отклонении и сдвиге назад образуют между верхней поверхностью крыла и своими частями щели, через которые обтекающий крыло воздух может перетекать по щелям с нижней поверхности крыла на верхнюю. Такое перетекание с ускорением при этом воздушного потока существенно увеличивают подъемную силу крыла. Щелей бывает разное количество, в зависимости от особенностей самолета.  На самолете АН-24 закрылки на консолях крыла- двухщелевые, а на центроплане (то есть под фюзеляжем в зоне крыла)- просто отклоняемые.   

               
Всем студентам-практикантам установили зарплату- 700 рублей, и им казалось, что это очень большие деньги, особенно после скромной студенческой стипендии. Жилье практиканты сняли в частных квартирах недалеко от завода, оплачивали его по 125 рублей с человека.  Питались в заводской или в ближайших столовых.               
После завершения практики руководство ОКБ поблагодарило студентов за помощь в проектировании самолета и пожелало отличной защиты дипломов, интересного распределения на предприятия и успехов в творческом инженерном труде. Каждый практикант получил отзыв о том, как он потрудился в ОКБ.               
Алексей назначенную ему тему диплома не менял, а спецчастью к ней решил взять выдвижной двухщелевой закрылок, по которому обрел инженерный опыт.               
В выходные дни практиканты очень интересно проводили время, знакомясь с городом. Метро до района Святошино, где находится ОКБ, в то время еще не было, первая линия метро появится в Киеве в ноябре 1960 года, а доехать до Святошино на метро станет возможным лишь с ноября 1971 года. Основным транспортом отсюда и сюда в 1950-е годы были трамвай маршрута № 6 (от железнодорожного вокзала до Святошино) и автобусы. Трамвай появился в Киеве в 1891 году- это был конный трамвай (1891-1896 годы), затем паровой трамвай (1892-1894), электрический трамвай (с 1892 года по настоящее время), скоростной трамвай (с 1975 года по настоящее время). Святошинская трамвайная линия (Триумфальные ворота-Политехнический институт-Святошин) (4-я линия) действовала с 1900 по 1982 год.       

               
Студенты-практиканты предпочитали трамвайный маршрут № 6. Чтобы сократить транспортные расходы, Алексей купил единый проездной билет (трамвай-троллейбус).  В выходные дни практиканты познакомились со многими достопримечательностями города, побывали в Киево-Печерской Лавре, в Верхних и Нижних пещерах, в Софийском и Владимирском соборах, на Владимирской горке, у памятника крещения Руси, на Крещатике.  Совершили туристическое плавание с сотрудниками ОКБ на теплоходе «Рылеев». Участвовали с сотрудниками ОКБ в сборе помидоров в подшефном совхозе имени Ленина. Смотрели фильмы в кинотеатрах «Днипро», «Имени Первого Мая» …, посещали Парк имени Пушкина. Ознакомились с Выставкой передового опыта, аналогичной московской ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, позже ставшая ВДНХ- Выставкой достижений народного хозяйства). В театре оперы и балета имени Тараса Шевченко посмотрели чудесный лирический балет «Лесная песня» (музыка Михаила Скорульского,  в основе либретто- одноименная драма-феерия Леси Украинки).
В Цирке получили огромное удовольствие от оригинального аттракциона «Смешанная группа экзотических животных» (бегемоты, крокодил, антилопа, удав, павлины, журавли, аисты …). Аттракционом руководил артист армянского цирка Степан Исаакян-Серебряков.    

               
После завершения практики Алексей, вернувшись в родной институт, приступил к дипломному проектированию, обогащенный очень полезным опытом, обретенным в киевском ОКБ … 


А двухмоторный турбовинтовой самолет АН-24 для линий малой и средней дальности, вмещавший от 48 до 52 пассажиров, летал со скоростью до 450 километров в час на дальность до 1850 километров.  Всего было произведено (1962-1979 годы) 1376 самолетов АН-24 различных модификаций (а их было более тридцати). Эксплуатировался он с 1962 года. Этот самолет-трудяга получился очень востребованным, он обеспечил одну третью часть всех пассажирских перевозок в Советском Союзе.  А если он так успешно поработал, то это значит, что хорошо потрудились и все его системы, агрегаты и составные части, в том числе и закрылки…  И это очень радует … 

               
Юрий Жданов     06.07.2020