снова о кино-2. заметки на полях

Ив Жовайр
 06.07.20

        Мы убедились, что в обширном потоке фильмов разобраться с тем, какое кино считать хорошим, а какое - плохим, довольно непросто. Слишком много слагаемых, влияющих на впечатление от фильма. Это и многообразие лент по жанру, и по мастерству актеров, по качеству драматургического материала, по авторскому замыслу и прочая… Не случайно в конкурсных представлениях существует множество номинаций: за лучшее операторское мастерство, за лучшую режиссуру, за лучшую роль второго плана и еще более двух десятков номинаций.
        Может быть, оценка лент и их между собой сравнение станут объективнее и проще, если проводить его раздельно в двух группах – в группе фильмов развлекательных и в группе фильмов, которые назовем условно «серьезные». Кроме того, для облегчения анализа, образцы кинопродукции, снятые с использованием компьютерной графики, а также голливудскую макулатуру типа фэнтэзи, хоррор и тому подобное,  есть смысл вообще не рассматривать.
        Так что же мы станем считать серьезным фильмом, а что – развлекательным? Хорошо бы был отыскать некий формальный признак или набор признаков, которые позволили бы четко провести такое разделение.  Но это у меня, увы, не получилось, и, может быть, это невозможно вообще.  Однако, следующий короткий тезис может отчасти заменить такой формальный признак: «Если в фильме решаются и «задача», и «сверхзадача», то фильм серьезный; если решается лишь «задача», то фильм развлекательный».  Этот тезис следует из нашей заметки  http://proza.ru/2016/09/24/1267, и будет использован в дальнейших рассуждениях.
        Итак, что же мы отнесем к группе развлекательных фильмов? Сразу же, конечно, - детективы… Как фильмы, единственная задача которых – занимательность сюжета. Сюда же относим все прочие ленты, созданные в расчете на одобрение массовой зрительской аудитории, когда авторы имели целью(!) развлечь зрителя интересно придуманным сюжетом, участием популярных актеров, красотами природы и проч.  Естественно, в пределах этой отдельной группы есть фильмы и хорошие, и плохие, сделанные талантливо, и примитивные поделки… Из хороших фильмов этой группы я бы упомянул, к примеру, первые несколько серий детектива «Тайны следствия», или фильм «Служебный роман»,  фильм «Красотка», "Мужики"  и множество других.
        Группа же серьезных фильмов малочисленна. Следует ли фильм отнести к серьезным, определяется, прежде всего, намерением самого автора.  Фильм следует рассматривать как серьезный, если он создавался из большого желания авторов поделиться с людьми какой-то своей мыслью, воспоминаниями, если было намерение создать у зрителя какое-то конкретное настроение, в чем-то убедить его, что-то внушить. Не навязать впрямую, а именно, внушить. 
        Если авторам это удалось, то у зрителя возникают ассоциации из пережитого им самим, и мысли, и настроения, посещавшие его самого… И зритель, как бы, примеряет на себя проблемы и чувства персонажей, чего   не случается  в фильмах развлекательных.
        Если авторам это не удалось, но замысел такой был, то фильм мы по-прежнему, отнесем к серьезным, хотя и плохим.   К удачным фильмам этой группы я бы отнес «Уроки французского» Евгения Ташкова, "Прощание славянки", "Полеты во с не и наяву", или «Еще один год» молодого режиссера Оксаны Бычковой. Или, считающийся почему-то комедией, фильм "Вас ожидает гражданка Никонорова"; -  далеко не шедевр, но фильм "серьезный", несомненно.
        Добавим, что к серьезным фильмам следует, по-видимому, относить и экранизацию известного литературного произведения, в которое уже была заложена сверхзадача.