В дополнение к рассказу

Сергий Чернец
…Какая важная вещь «гигиена мысли». Мне кажется, это важнее всего в жизни, потому что этим достигается стремление к гармонии и чувство гармонии создаётся человеком этим путём.
Может быть поэтому, и я так люблю уединение на природе, на рыбалке?
Полезно прочтение классической литературы, чтобы мысль отвлекалась. Не надо позволять себе думать только обо всём дурном, что пришлось сделать тебе в жизни, нельзя свою мысль направлять исключительно в сторону личных, мелких делишек – между тем, когда кругом плотными стенами стоят великие идеалы (которые ставит жизнь со школьной скамьи), когда кругом поля для мысли – среди красивой гармоничной природы, и кроме того – когда кругом идёт борьба, гибель за то, что сознательно сочла своим наша личность.
Это довольно серьёзно.
«Крейцерова соната» - сильное, замечательное произведение.
Говорится о любви… Но не всем понятно деление любви на какую-то «чувственную» и на какую-то «возвышенную» - идеальную.
Кажется мне, что представления о чувственном, животном у нас представлено чем-то комичным. Несомненно, бывают иногда болезненные проявления чувственной страсти, такое проявление даже воспитывается нашей обычной жизнью – как, например, той же проституцией, той же общей капиталистической жизнью, когда всё измеряется деньгами и тому подобное – поэтому в «любви» видится «прибыльная» сторона. Но в существе проявляется в жизни совсем иное, и когда мы говорим о любви, то мы видим проявления совсем иного.
Неужели это только проявления чисто «животного» элемента – тогда все произведения поэзии, скульптуры, живописи, музыки, вызванны получаются «чувственной» любовью; наконец, вся жизнь молодых личностей, которые впервые сживаются вместе и переживают всё новое, неизведанное – из чувств происходит?
Всё дело лишь в том, насколько вообще высока личность каждого из любящих и насколько они равны между собой.
И совершенно то же мы видим во всех других социальных отношениях: в дружбе, в общем разговоре, в общем времяпровождении и тому подобном. Всюду низменная природа или малая культура – налагают всё тот же отпечаток пошлости, «животности».
Кажется, пора уже, не смотреть на «тело», как на что-то презренное, и пора избавиться от узкого христианского (монашеского) деления человека на два – на дух и тело. Настоящая духовная жизнь, настоящая идейная сторона жизни состоит именно в том, чтобы использовать лучшие стороны и тела и духа. – Красоту тела нельзя отрицать, как нельзя отринуть удовольствия от приёма пищи и питаться, как монахи отшельники, которые вкушали только сухари и солёную воду, в которой сухари размачивали – в Патериках и сказаниях старцев даётся всюду такой рецепт! (Ужас).
И любовь красоты телесной должна перерастать в любовь духовную тоже – так в идеале предусмотрено: «стали жить-поживать и добра наживать».
О «Крейцеровой сонате». Думаю, что много таких примеров было в жизни. Но вот, что кажется и видно из всего произведения. Писал старик, который забыл или потерял то чувство поэзии любви, которое есть в человеке юном, - он увидел и вспомнил одну формальную сторону любви. Все мотивы поступков – выдуманы, и это составляет силу произведения: а вот может быть и так. Заранее видно, что герой Позднышев должен был выдумать – малообразованный, хотя много начитанный, - для того, чтобы придать смысл факту для такого человека.
Любовь – как «Восток – дело тонкое» - по словам Сухова из «белого солнца пустыни»!
Конец.