Ложь сильна, но не бесконечна

Борисова Алла
Две похожие и разные книги одного автора на одну тему

"...надо задать встречный вопрос — а что мы знаем о Фредди Меркьюри? Как выясняется, почти ничего. Выдающийся британский рок-певец, лидер и вокалист культовой группы «Queen», создатель популярных хитов, модернистских видеоклипов и ярких шоу, носил экстравагантные костюмы, выступал с Монсеррат Кабалье...".

"И это все? Что же тогда написано в сотнях книг и статей? Увы, про то, что там написано, даже говорить неприлично. И противно".

(цитаты из предисловия к первой книге Ахундовой Мариам "История Фредди Меркьюри".
Посвящается памяти Фредди Меркьюри).

***

Люблю читать биографии знаменитых людей. Правда больше о художниках, писателях.
Иногда встречаются книги о рок-музыкантах. Интересно. Особенно о тех, на чьи концерты ходили, чьи песни до сих пор слушаем, смотрим клипы, записи концертов, документальные фильмы.

Фредди Меркьюри не мой кумир. Никогда не была его фанатом, но не признать, что это гениальный музыкант, певец — невозможно. Помню, как с сожалением узнала о его ранней смерти, да ещё и от СПИДа.

Наверное мне повезло — я росла в стране где о сексе, сексуальных меньшинствах как-то не принято было говорить. Никто даже не вникал в интимные подробности жизни знаменитостей. В девяностые это стало выплёскиваться. Но опять, — ни я, ни круг моих знакомых этим не интересовались. Честно — удивляло и не больше.

Недавно мне рекомендовали "Украденная жизнь" М. В. Ахундовой — второе доработанное издание книги о жизни Меркьюри, и о том, какая страшная клевета обрушилась на него и присутствует до сих пор: посмертно.

Книга ошарашила, — иначе не скажешь. Жуткая картина. Появилось ощущение: как страшен мир в котором мы живём, и насколько мы ничего на самом деле не знаем.

Пока читала у меня были мысли и чувства на уровне: это уже настолько нагло!... Невероятно, ужасно, жутко! Да как так можно?!
Какие тайны стоят за его официальным образом?

Музыканта оклеветали, оболгали и обокрали в прямом и переносном смысле слова, и это продолжается до сих пор.

Продолжается ещё как — вторая "доработанная книга" — фальсификация.
Я не библиограф и не пишу мемуары знаменитостей и это моя: субъективная точка зрения, но я попробую её обосновать.

Наверное надо было сразу читать первую: "История Фредди Мекьюри" — автор якобы один.
Но так уж получилось, что я прочитала первую после второй. И
если во второй я была поражена масштабами заговора, а местами мне вообще казалось "а был ли мальчик?", то после первой — другие впечатления и другой образ.

После прочтения "доработанного", после моего "а был ли мальчик?" очень хотелось развести руками: если был, то как же так? Всё, абсолютно всё — ложь. Его происхождение, жизнь и даже смерть. А смерть — страшнее не придумаешь.

Ещё поразило, что автор профессиональный журналист, а столько эмоций. Обычных эмоций. Ну да ладно, стиль написание мемуаров разный. Может тут так и надо — важнее фактура, а она тут ого-го!

Но оказалось что даже стилистика автора изменилась за эти годы, потому что в первой её книге есть ирония, есть сопереживание, но это не всплеск эмоций — всё по делу, конкретно, профессионально. Чётко выстроена композиция.

А вот во втором издании она вообще отсутствует. Во втором издании постоянные повторы одного и того же. Во втором издании эмоциональный автор, радеющий за чистый образ своего героя, постоянно пишет (стараясь быть якобы деликатным, "такие-то и такие-то вновь связывают Фредди с "этим". О, да. она избегает слова гомосексуализм. Вот только когда сто раз тебе скажут не будем думать про "это", ты начнёшь мгновенно подразумевать под "этим" всё то, что из грязного.

Что же так? Профессионал же пишет? И на самом деле человек старается очистить от скверны своего героя.
На первый взгляд так и есть — цель её мемуаров и в заглавии ("Украденная жизнь"), и в тех фактах которые она приводит. И если не читать первую книгу — ужаснёшься, но... Но начитаешься о геях и о похождениях Меркьюри такого, что просто так из головы не выбросишь.

Оказалось, что автор не только умерла ещё до выхода второй своей книги, но и была объявлена сумасшедшей.
Это после того как написала первую.

Идём дальше. В доработанном варианте удивляет всё-таки, а откуда у русской писательницы такие факты и такие связи (не меньше, не больше — английская королева, и вообще все там из королевских кровей) Ну может и так — мне-то откуда знать.

Но читая первую книгу, понимаешь, — автор писала обращаясь не только к читателям, к тем кому дорого творчество и имя гения, но и к библиографам. Она искренне удивлена, — как они не видят уже десятилетиями несостыковки тех фактов, которые якобы подтверждают: что Фредди был развратником, наркоманом и геем. Не видят очевидного — это клевета. И она приводит доводы, которые меня убеждают вполне.

Мне вообще показалось, что никакой доработки книга не требовала. Она завершена. В ней меньше страниц чем во втором варианте, но там всего достаточно, и точка поставлена.
Более того, автор надеется, что когда-нибудь ещё напишут другие книги (другие авторы). Рассказывает, что есть и были попытки, правда более чем скромные, говорить о Меркьюри хорошо, и отмыть от него пропагандистскую грязь.
Показывает как ведёт и вела себя пресса, замечая только то, что ей было нужно или тому, кто всё заказал.

Создаётся впечатление, что автор и не планировала продолжить, а ожидала, что продолжат другие. Возможно у русской писательницы нет таких доступов к архивным данным, как у зарубежных коллег, или она остановилась на том, что написала.

Но второе издание есть.
Передумала?
Может быть. Новые факты сподвигли.
Вот только новые факты (с моей точки зрения) могут легко опять похоронить светлую, добрую репутацию гения и возбудить нездоровый интерес к его придуманной жизни и смерти.
Во втором издании в словах и фразах — защита репутации гения, но общее впечатление сумбурное, а психология читателя, вполне может увести в другую сторону.

Да, я могу судить только по себе. Так почему я так говорю?

Читая второе издание, я получила колоссальные знания о геях: девяносто процентов я не знала, а уж о жизни Фредди (что якобы один их них) и подавно.
Меня не интересует эта сторона жизни, и я не полезу изучать её в творчестве Меркьюри. Не буду выискивать сомнительные посмертные факты в сети, а кто-то заинтересуется именно этой стороной. Может на то и расчёт? Хоть десяток да попадётся. Уже плюс: ещё несколько встанут на сторону развратной жизни музыканта. Не так важно, что не все. Интерес подогрет, а то вдруг забудут. Порядок — вспомнили.

Читатели разные и автора упрекнуть вроде и во втором издании не за что, если брать только текст мемуаров. Ну можно пожать плечами и сказать, что слишком страшна картинка, слишком шокирует и надо же, что в жизни бывает с хорошими людьми. Что какой кошмар творится вокруг нас, а мы ни сном, ни духом.

А сколько страшных тайн и кем устроены...

Во второй книге фигурирует подделка завещания. В первой автор допускает, но в одной фразе, и не утверждает.

Во второй книге у знаменитого музыканта не те родители о которых знает мир — это миф: они даже не похожи и это для прикрытия настоящих. И вот вам фото, начиная с детства, — посмотрите! Это же не тот мальчик.
Посмотрела — тот.

В первой книге у автора и мысли нет опровергать историю рождения знаменитости.

Во второй книге смерть музыканта — до того, как он умер официально. И там такое, что волосы встают дыбом.
А в первой книге — всё нормально и незадолго до смерти это сам Фредди снимается, сам общается, сам работает (с огромным трудом, ибо болен, но мужественно переносит страдания почти пять лет) Это до последнего мига Фредди Меркьюри, а не двойник, как чуть ли не утверждает второе издание.

После прочтения второй книги понимаешь, что оголтелая травля, поливание грязью, искажение фактов биографии и творчества, началось в основном с 1991 года: сразу после официальной смерти.
Разумеется из гроба не встанешь и себя не защитишь. Печально.

А вот оказывается в первой книге иначе (я же не живу в Англии, и для меня любая информация — это информация). В первой книге рассказано, что Меркьюри и при жизни был объектом травли и ещё какой. После смерти только прибавилось. Причём в первой книге это не вскользь, а постоянно. Автор показывает как и что пытался предпринять Фредди, как страшна была его жизнь. Объясняет и почему всё так сложилось.

Она открывает перед читателем не разлюлималинистый мир сексуальных меньшинств (ей он неприятен, она его избегает описывать лишний раз), а показывает, как в него затаскивают тех же талантливых людей. Рассказывает о том, что в сущности мы все примерно знаем, вот только не задумываемся. А она приводит примеры.

Я могла бы и ещё много дать сравнений, рассказать о разнице между двумя книгами, которые прочитала. Но будет лучше если вы сами прочтёте.
Я уже рекомендовала своим друзьям (на своей странице) вторую книгу "Украденная Жизнь", но тогда я ещё не читала первую "Историю Фрредди Меркьюри".

Поэтому я и пишу набросок рецензии на обе.
А читать каждый волен сам. Даже не буду советовать последовательность. Возможно и к лучшему, что я прочитала сначала вторую. Зато потом отлично видела разницу с первой (у меня же в памяти всё осталось). Видела фрагменты-вставки из первого издания, но видела и нелепости второго.

Возможно я ошибаюсь, и обе книги написаны одним автором, и обе защищают и открывают завесу над тайным в жизни великого музыканта. Возможно я придираюсь.

Читайте и делайте свои выводы сами.
Оставляю ссылку на первую книгу (здесь можно читать онлайн бесплатно).
Вторую можно найти и на моей странице, и в поиске. Лично мне она больше не нужна — не буду её перечитывать.

Фредди Меркьюри был прекрасным человеком, глубоко верующим зарооастрийцем (что тоже факт в пользу его здорового образа).
В конце первой книги много посвящено отношению к религии самого музыканта и его творчества.

Он был чудесным человеком, умницей. У него были не только талант, но и огромные знания. Он был одинок и раним, красив и оригинален, честен и принципиален, воспитан и благороден, щедр и жизнелюбив.

Но до конца своих дней он плохо разбирался в людях. Особенно в тех, кто был рядом, кто участвовал так или иначе в его жизни.

И он так и не смог отбиться от грязной клеветы.

Но почему же он не пытался публично оправдаться?
А вы бы стали, зная, что всё это ложь? Зачем? Ведь родные, любимые, близкие, коллеги, друзья и так знают какой ты. А остальные понимают или когда-нибудь поймут, увидят его настоящим. Ведь он делал свои клипы не просто так. Он снимался в них, режиссируя, и выступал на сцене постоянно насмехаясь над теми, кто обвинял его. Показывал своё отношение к тому в чём его измазали.

Он не предвидел многого.
Не все поймут о чём он поёт. Что критики могут исказить его работу. Что очень мало, кто его не предаст после смерти.

Может он думал, что его защитят другие? Хотя бы потом, когда его уже не будет в этом мире.

Возможно так и будет.
Начало положено.

Читайте. Там всё написано:

Ссылка на первую книгу М. Ахундовой
"История Фредди Меркьюри"

https://www.litmir.me/br/?b=929&p=1