Blue Hope. Голубая не только Надежда ч. 11

Анна Магасумова
Ценная бандероль стоимостью в один доллар 
Blue Hope/Голубая Надежда
Надежда тоже голубая

Страхи Сары Бернар

"Следует прощать талантливым актрисам их капризы, ибо бедные, лишенные таланта дамы капризничают не меньше"
(Жюль Ренар)
 
(на ФОТО пион "Сара Бернар")

  С точки зрения вечности актерская профессия неблагодарная. После смерти композитора остается музыка, после смерти поэта - стихи. Художник оставляет потомкам свои картины, архитектор - идеи воплощённые в зданиях и сооружениях.
  А актёры? Те, кто выступал на сцене ещё  до эры телевидения и не снимался в кино? О актёрах и актрисах немого кино всё-таки известно больше, чем о тех, кто родился в XIX веке и ранее.
   От них остались  лишь театральные рецензии, воспоминания современников, которые довольно противоречивы, а ещё легенды и мифы.
 Такова участь и Сары Бернар.
Великая актриса написала автобиографическую книгу "Моя двойная жизнь" (1907), но многое в ней скрыла, не договорила, особенно из области личной жизни. Хотя была на виду у всех. Невозможно скрыться от любопытных  глаз публичному человеку.
  Есть такие моменты, о которых лучше забыть, не вспоминать. За них или стыдно, или обидно. Книга лишь сгустила тайну вокруг  личности  Сары Бернар.
"Да разве тайну долго убережешь, коли мирская молва, что морская волна, все выплёскивает наружу"
 (Леонардо да Винчи)
  Ещё Марк Твен (1)  определил пять видов актрис:
1. плохие актрисы;
2. беспристрастные актрисы;
3. хорошие актрисы;
4.  великолепные актрисы;
и…
5. Сара Бернар.
   Легендарная Сара Бернар. Полвека её имя не сходило со страниц газет и журналов всего мира. Несравненная… Королева сцены… Величайшая актриса всех времен… Божественная Сара Бернар… Все эти эпитеты по праву относятся к этой актрисе.
   И не важно, что кому-то она казалась неестественной, это их право так думать. Один почитатель таланта Сары Бернар  подсчитал, что если склеить все посвященные ей публикации в одну ленту, то этой лентой можно было бы обернуть земной шар. А если сложить в одну стопку все её фотографии, опубликованные в прессе, то стопка эта достигла бы вершины Эйфелевой башни.(2) А это ни много ни мало 300 метров!
"Как это ни странно, людской разум превратил жизнь в вечную борьбу"
(Сара Бернар)
   Все кто видел её игру, считали Сару образцом и гением театрального совершенства.  Однако многие выдающиеся современники, в частности, А.Чехов, И.Тургенев, А.Суворин, Т.Щепкина-Куперник отрицали наличие у актрисы таланта.
"Талант подменялся предельно отточенной и механистической техникой игры, - утверждали они. - Популярность больше касается её личной жизни, а не театра, а также необычайно раздуваемым ажиотажем,
предшествующим самому представлению".
  Антон Павлович Чехов писал:
"Каждый вздох Сары Бернар, её слезы, её предсмертные конвульсии, вся её игра - есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок."
  Что ж,   у каждого своё мнение. Любить одного актёра или актрису  всем невозможно.
"Не стоит слишком много ненавидеть, ибо это утомительное занятие. Надо сильно презирать, часто прощать и никогда не забывать. Простить - не значит забыть, во всяком случае, для меня"
(Сара Бернар)
   В 1870 году началась франко-прусская война. Сара Бернар отправила родных подальше от Парижа, позаботившись об их безопасности, но сама осталась в осажденной столице. В театре "Одеон" она оборудовала госпиталь для раненых. Пользуясь своими связями, доставала для госпиталя всё необходимое: продукты, бельё, одежду, медикаменты, дрова для отопления.  Даже  не брезговала помогать раненым, как медсестра. К тому же ассистировала хирургу на сложных операциях. 
"Раненое сердце весит тяжелее…"  (Земфира)
    Сара Бернар затмевала собой всё. Плакаты к её выступлениям писал сам Альфонс Муха. (3) А когда в газетах появлялись новые сведения о турне Сары Бернар, то они затмевали собой любые политические конфликты и экономические кризисы.
   Во всех путешествиях звезду неизменно сопровождали верные репортеры, которые освещали её жизнь чуть ли не ежеминутно.
    Публика боготворила Сару Бернар. Но не у всех было к актрисе такое благосклонное отношение. К примеру, одна из общественных организаций в США назвала в прессе её турне "нашествием проклятой змеи, исчадием французского Вавилона, прибывшего с целью влить отраву в чистые американские нравы".
  Очень зло, не правда ли? Тем не менее, в зрителях на спектаклях Сары Бернар никогда не было недостатка.
"Велик тот артист, который заставляет публику забыть о деталях"
(Сара Бернар)
   Слава Сары Бернар очень быстро распространилась по миру.  Она стала первой настоящей мировой звездой.  В Российской империи  приезда Сары Бернар ждали с нетерпением. Русская публика её обожала.
 Трижды она приезжала с гастролями в Россию: в 1881, 1898 и 1908 годах.
  В 1904 году, в разгар русско-японской войны вместе со знаменитым итальянским тенором Энрико Карузо Сара Бернар давала благотворительные концерты. Заработанные деньги они  направили раненым русским солдатам.
"...куда больше удовольствия получаешь, когда отдаешь деньги и видишь, как благодаря им что-то появляется, например, госпиталь. Это же логично - вкладывать деньги в добрые дела, а не класть на счёт в банке и позволять накапливаться и накапливаться"
(Чарльз Фрэнсис Фини)
Встречали Бернар бурными овациями
"Московские ведомости" писали:
"Великие мира осыпали эту сказочную принцессу почестями, каких, вероятно, и во сне не снилось ни Микеланджело, ни Бетховену…"
   Именно тогда   Чехов говорил о недостатке  у актрисы душевности и подлинных страстей.
  А вот Станиславский  в восхищении восклицал:
"Я верю!"
    Знаток театра князь Сергей Волконский (4) высоко ценил сценическое мастерство Сары Бернар. Он писал:
"Она прекрасно владела полярностью переживаний - от радости к горю, от счастья к ужасу, от ласки к ярости - тончайшая нюансировка человеческих чувств. И потом - "знаменитый говорок, знаменитый шепот, знаменитое рычание, знаменитый "золотой голос"/la voix d’or. Последняя ступень мастерства - её взрывы... Как она умела принизиться, чтобы вскочить, собраться, чтобы броситься; как она умела прицелиться, подползать, чтоб разразиться. То же самое в её мимике: какое умение от едва заметного зарождения до высшего размаха…"
   При встрече с императором Александром III, когда актриса собиралась поклониться ему,  царь Миротворец, при котором Россия не вела ни одной войны,  ответил:
"Нет, это я должен перед Вами кланяться".
  И добавил:
 "Выслушивай всех, в этом нет ничего позорного, но слушайся только себя и своей совести".
  Между Александром III и Сарой Бернар далее  мог состояться следующий диалог.
Сара Бернар:
"Вас называют царем Миротворцем..."
Александр III:
"Я рад, что был на войне и видел сам все ужасы, неизбежно связанные с войной, и после этого я думаю, что всякий человек с сердцем не может желать войны, а всякий правитель, которому Богом вверен народ, должен принимать все меры, для того чтобы избегать ужасов войны".(5)
Сара Бернар:
"Забвение и смерть являются неизменными спутниками каждого человека".
Александр III:
"Самодержавие создало историческую индивидуальность России. А в чем секрет Вашего успеха?"
Сара Бернар:
"Чтобы достичь успеха, нужно быть обаятельным. Обаяние проявляется во всём и ни в чём одновременно -  в исходящей от вас энергии, во взгляде, походке, телосложении, звуке голоса, изящной жестикуляции. Вовсе не обязательно быть признанным красавцем или красавицей, главное - обладать личным обаянием".
  Обаяние у Сары Бернар было безграничным.   На сцене Сара  воплотила немало классических образов. В её репертуаре были Заира, Дездемона, Андромаха и Федра. Но ролью, которая обратила на актрису внимание общественности, стала Корделия в "Короле Лире".
  Помимо прекрасных дам в репертуаре Сары Бернар было множество мужских ролей, гораздо больше, чем у любой другой актрисы. В их числе были Занетто в пьесе Франсуа Коппе "Прохожий", Лорензаччо в одноимённой пьесе Мюссе. (6)  Мужские роли ей особенно удавались.
Эти роли оттачивали её  мастерство.
"Я вижу себя больше скульптором, чем актрисой", - как-то обмолвилась Бернар.
   Кроме театра, у Сары было еще одно увлечение - скульптура. Она работала в собственной мастерской на бульваре Клиши. Каждый день здесь собирались самые модные парижские художники. Их встречала хозяйка салона в белых брюках из тончайшего шелка, белой просторной блузе с бантом. (7) Чем не наряд художницы?
   Первой работой  Бернар стал бюст мёртвой Офелии. Он был куплен сразу же. Большим успехом пользовались и другие работы актрисы, особенно бюсты её  друзей.
  Одним из близких друзей актрисы был Гюстав  Доре. (8) Доре называют величайшим иллюстратором XIX века за непревзойдённую игру света и тени в его графических работах.
  Однажды они вместе отправились на пленэр*.
* пленэр - работа художника над живописным полотном на открытом воздухе.
   Сара и Гюстав рисовали до поздней ночи, и заночевать им пришлось на соседней ферме. Поскольку Сара была одета в вельветовые брюки и крестьянскую куртку, то хозяин решил, что к нему на ночлег просятся художник и его подмастерье. В результате для Доре он приготовил комнату, а Сару отправил ночевать на сеновал. Утром Доре проснулся от смеха Сары. Он выглянул в окно и увидел, что она весело и задорно плещется у  колодца.
Увидев, что Гюстав наблюдает за ней, она помахала ему рукой, при этом, улыбаясь, прокричала:
"Я так замечательно выспалась!"
  Гюстав так позавидовал ей в тот миг. Ведь он  проворочался всю ночь, не в силах заснуть на жестком крестьянском матрасе. Он сам себе казался измученной принцессой на горошине.
IMG4/201593633827
(Гюстав Доре портрет Сары Бернар 1870 год)
  Играя мужские роли, Сара Бернар отстранялась от окружающей действительности,  не всегда приятной для неё. Оглушительный успех принесла Саре роль сына Наполеона в драме Эдмона Ростана "Орлёнок".
 В марте 1900 года, когда Сара  играла двадцатилетнего юношу, ей  уже исполнилось 56 лет. Премьера этой пьесы закончилась оглушительным успехом.  Публике так  пришлась по душе её игра, что она вызывала актрису на бис 30 раз. 
  Одной из самых спорных в числе мужских персонажей Сары Бернар стала роль Гамлета. Своей игрой в этой трагедии Шекспира французская актриса тронула сердце самого Станиславского. Режиссер считал её технику совершенством актёрского мастерства:
"В Саре Бернар сочеталось всё: красивый голос, отточенная дикция, пластичность и художественный вкус".
"Публика предпочитает верить скорее дурным слухам, чем хорошим"
(Сара Бернар)
   Воплощение Сарой Бернар образа Гамлета критиковала  актриса Элизабет Робинс:
 "В этой интерпретации великая трагедия "Гамлета" была лишена всякого достоинства и своего таинственного очарования", -  написала Робинс. (9)
 Вполне возможно, что она просто ревновала к славе Бернар.
  Как верно  писал русский поэт и революционер Николай Огарев:
"Я всегда ненавидел ревность; она слишком похожа на зависть". (10)
   Сара Бернар уступала свою фигуру и свою улыбку рекламным художникам. Рисовая пудра Diaphane, бисквиты Lu, сардины Saupiquet.
   Сара  не отказывалась, ведь она могла попробовать то, что рекламирует, сама же не любила готовить. Её  кулинарные познания заканчивались яичницей, лепёшками и горячим шоколадом. Зато Сара  любила поесть. И о вкусных домашних застольях знали все друзья…
Они даже сочинили  песенку об угощениях в её доме:
"Яйца, форель
и грудинка косули
Скачут вовсю
на жаровнях, в кастрюлях.
Ну а бутылка вина
"Кот дю Рон"*
Вмиг заглушит
этот жалобный стон:
Дин-дон, дин-дон -
Же-луд-ков звон!
Дин-дон, дон-ди,
К столу иди!" (11)
*Кот-дю-Рон - виноградарско-винодельческая область Франции в долине нижнего течения Роны. Виноградники, начиная от Бьенны до Авиньона, расположены на крутых склонах и террасах берегов Роны. Из сортов винограда  получаются красные, розовые и белые вина высокого качества. Большинство из лучших вин Кот-дю-Рона приготавливаются из одного, иногда 2-3 сортов винограда, за исключением Шатонёф-дю-Пап, для производства которого используются 13 сортов винограда.
  Виноделы посвящали  Саре  Бернар шампанское, а кулинары - свои блюда.  Её прославляли  и высмеивали. Иногда очень обидно.
"Публика предпочитает верить скорее дурным слухам, чем хорошим"
(Сара Бернар)
   О  проделках и выходках Сары  судачил свет. Например, однажды она перед самой премьерой покинула Париж и  легким сердцем  отправилась в продолжительное путешествие по Испании. Драматургу же оставила записку, заканчивающуюся словами:
"Простите бедной сумасшедшей".
Так писать о себе? Это может быть только гениальная актриса, которая в тот момент тоже играла свою роль.
"Боязнь показаться смешным лишает людей доброты"
(Сара Бернар)
   Портреты Сары Бернар писали Бастьен-Лепаж, Болдини, Гандара и другие художники.(12)   Для Марселя Пруста (13) Сара Бернар послужила прототипом актрисы Берма в цикле романов "В поисках утраченного времени".
  Жорж Клерен (14) вошёл в историю как любимый портретист Сары Бернар. Их связала долгая  дружба.  Известность художнику принесли  более ста портретов в различных ролях, сыгранных актрисой на сцене.
  Наиболее известен портрет Бернар в роли Офелии, которую она сыграла в 1886 году, а также знаменитый портрет актрисы в розовом платье.
  Кроме портретов Сары Бернар остались и фотографии актрисы.  Её
фотографировал  крупнейший мастер фотографического портрета Надар (15) и множество других, менее известных и совсем неизвестных фотографов.  Ранние роли Бернар воспроизведены на дагерротипах*, поздние уже попали на киноплёнку.
* Дагерротипия -  ранний фотографический процесс, основанный на светочувствительности йодистого серебра. Первая в мире работоспособная технология фотографии, использовавшаяся в течение двух десятилетий и вытесненная во второй половине XIX века более дешёвыми и удобными процессами.
"Помните - времени мало. Не тратьте его, чтобы жить чьей-то чужой жизнью. Не слушайте никого. Шум чужих мнений не должен заглушать ваш внутренний голос. Слушайте только своё Сердце и интуицию. Они откуда-то точно знают, кем вам быть и что делать.
А всё остальное - не важно, просто не важно…"
 (Стив Джобс)
  Сара Бернар, как истинная актриса  по настоящему жила лишь на сцене, а вот в реальной жизни, как считали многие, у неё была сплошная игра. Русский критик Сергей Волконский писал:
"За пределами сцены Сара Бернар кривляка, она вся искусственна... Рыжий клок спереди, рыжий клок сзади, неестественно красные губы, пудреное лицо, вся подведенная, как маска; удивительная гибкость стана, одетая, как никто другой, - она вся была "по-своему", она сама была Сара, и все на ней, вокруг нее отдавало Сарой. Она создавала не одни роли - она создавала себя, свой образ, свой силуэт, свой тип".
   Да, Сара Бернар была непредсказуема, до конца так никем и не понята. Хотя казалась для всех открытой. В душу ведь не заглянешь. Сара любила себя, любила создавать вокруг себя некий волшебный ореол. В миру некоторые называли её колдуньей и часто сравнивали с Жанной д’Арк.  Сама о себе Сара Бернар  писала:
"Я очень люблю, когда меня навещают, но ненавижу ходить в гости. Обожаю получать письма, читать их, комментировать; но не люблю на них отвечать. Ненавижу места людских прогулок и обожаю пустынные дороги, уединенные уголки. Люблю давать советы и очень не люблю, когда их дают мне".
 В  квартире Сары  всегда царил хаос, всё стояло вверх дном: многочисленные пуфы, кресла, коры расставленные и разбросанные то там, то тут. Она обожала экзотических животных, поэтому в её жилище помимо собак и кошек, можно было встретить обезьяну, попугаев и даже змей. А стены "украшали" чучела птиц, держащих в своих клювах черепа. А те, кто был допущен  в спальню, говорили, что там  видели скелетов.
  И это ещё не всё. В саду Сары  жили гепард, белый ирландский волкодав и хамелеоны. Интересная компания, не правда ли?
"Бог сотворил кошку для того, чтобы у человека был тигр, которого можно погладить"
(Виктор Гюго)
   У Сары Бернар, несмотря на её бесстрашие к диким животным, была одна фобия - панический страх высоты. В  1878 году во время Парижской выставки она попыталась преодолеть свой страх, поднявшись  на воздушном шаре на высоту 2 тысячи 300 метров.  Высоко в воздухе в приятной компании Сара пообедала  гусиным паштетом, запивая шампанским.  Это развлечение для актрисы стало настоящим испытанием.
  Полёт на воздушном шаре обсуждала вся Франция. А вскоре в Париже появился новый рецепт печенья -"Ленточки Сары Бернар". Ленточками оно названо потому, что на её шляпе были шелковые ленты, которые красиво распускались в воздухе во время взлета.
"Под нами - земля, над нами - небо, -  вспоминала Бернар. - Я оставила Париж в тумане, а здесь было голубое небо, лучезарное солнце. Вокруг вздымались густые облачные горы с радужными вершинами. Наша корзина окунулась в тёплый от солнца молочный пар… На высоте 1600 метров мы увидели сказочное зрелище: толстые белые барашки облаков расстилались под нами ковром…".
   Ещё  Саре Бернар удалось обуздать свою нервозность: в начале своей актерской карьеры она боялась выходить на сцену, дело доходило даже до обмороков. Сара как-то сказала о себе:
"Жизнь постоянно ставит точку, а я её меняю на запятую".
 Бернар много думала и рассуждала о смерти. Одно из известных высказываний актрисы:
"Если кому то и написано на роду стать важной персоной, то судить об этом следует только после его смерти"
(Сара Бернар)
  1905 год для Сары Бернар припас одну из последних в её жизни неудач: во время гастролей  в Рио-де-Жанейро Сара упала с декорации без страховки и повредила правую ногу.
  Больное колено не давало покоя с детства: тогда она выпрыгнула из окна, чтобы привлечь внимание матери,  забрать её  домой от ненавистной няни.
 После полученной травмы боль в колене становится нестерпимой.  Десять лет  Бернар терпела, пока не сказала врачам однозначное:
"Режьте!"
 И даже грозилась прострелить себе колено, если они откажут.
   В 1914 году  Саре  ампутировали ногу чуть выше колена.  Ей предложили $10,000, чтобы использовать ногу в качестве медицинской диковинки, но актриса отказалась.
  Несмотря на увечье, она  не оставила сценическую деятельность.
  Сара Бернар стала одной из первооткрывательниц кино. На её счету участие в нескольких кинокартинах.
 Образ Маргариты Готье актрисе удалось воплотить не только на театральной сцене, но и на киноэкране.
Перед началом спектакля "Дама с камелиями" Сара сказала:
"Если публика сегодня будет капризничать, я умру уже во втором акте".
  В 1912 году на экран вышел фильм  немого кино "Дама с камелиями"* с Сарой Бернар  в главной роли.
*Дама с камелиями» (фр. La Dame aux Cam;lias) - роман писателя Александра Дюма (сына),  повествует о любви между парижской куртизанкой и молодым, романтичным Арманом Дювалем. Прототипом Маргариты Готье стала возлюбленная Дюма Мари Дюплесси, которая в 23 года умерла от туберкулёза. Из-за болезни сильные запахи были для неё непереносимы, аромат роз или гиацинтов вызывал головокружение, поэтому она любила камелии, которые почти не пахнут.
  После просмотра фильма "Дама с камелиями" со своим участием  Сара Бернар решила больше не связываться с кинематографом.
  Крупный план безжалостно показывал истинный возраст актрисы. 70-летняя Сара могла играть на сцене юную Джульетту. Но в кино это невозможно.
   В годы Первой мировой войны
 Сара Бернар выступала на фронте. В 1914 году была награждена орденом Почётного легиона.
  С  1915 по 1922 годы она искала для своего репертуара одноактные пьесы. Ее с удовольствием звали играть в сценах, где нужно было находиться на одном месте. Для Бернар находили героинь, проводивших все свое время на руках слуг, - например, царица Аталии. (16)
"Только растрачивая себя, человек становится богатым"
(Сара Бернар)

  "Палочка любви"

   Её нашли около 5000 лет назад в далёкой Месопотамии, затем она перекочевала в Древний Египет, а оттуда в Древнюю Грецию, Рим и наконец распространилась по всей планете. Женщины абсолютно всех стран сразу же оценили всю значимость данного изобретения и незамедлительно взяли его себе на вооружение. Его популяризации поспособствовала  Сара Бернар, именно она и придумала такое интригующее название. Что же это такое?  Это её величество… губная помада! (17)
  Женские губы  - это сильнейший сексуальный стимул для мужчин, а потому к выбору помады нужно подходить со всей ответственностью. 
  Сара Бернар в этом хорошо разбиралась и могла дать совет  при выборе оттенка помады.
  Если цвет не к лицу -  это катастрофа. Тогда потеряется весь образ в целом.
 Если кожа светлая, подойдут естественные нежные оттенки в холодных тонах, а если смуглая, тогда лучше выбрать сочные и яркие оттенки в тёплых тонах.
  Далее, стоит обратить  внимание на цвет волос. Если они светлые, подойдут  персиковые, розовые, коралловые помады. Если волосы рыжие - лучше всего терракотовые и коричневые оттенки, а если тёмные,  то любые яркие цвета.
  Для голубых и серых глаз лучше подойдут бежевые и вишнёвые помады, для зелёных -  оранжевые и терракотовые, а вот для карих - алые и коричневые.
  Возраст также учитывается. Молодым девушкам больше подойдут нейтральные или светлые оттенки, женщины  около 30 лет могут позволить себе более яркие тона. Дамам почтенного возраста следует отказаться от помад с частичками блеска, перламутра, и ярких цветов.
  Но лучше всего,  всё рассматривать индивидуально: во что вы одетв, куда идёте, с какой  целью и даже с каким настроение!  Не нужно загонять себя  в жёсткие рамки, экспериментируйте! Выбирайте то, что нравится!
"Лучше краска на лице, чем пятно на сердце"
(Мигель де Сервантес)
   Последний страстный роман у Сары случился, когда ей было уже 66 лет. Во время длительного гастрольного тура по Америке Бернар познакомилась с  голландским актёром Лу Теллегеном, который был моложе её на 35 лет. (18)
 Впервые на сцене в Чикаго он выступил вместе с Сарой Бернар в роли Рэймонда в спектакле "Мадам Икс".
"Четыре года, которые мы провели вместе, стали лучшими в моей жизни", - скажет Сара Бернар.
  Эти слова напишет позднее в мемуарах и Теллеген.
  Однако единственной настоящей страстью, с которой Сара Бернар не желала расставаться, даже когда совсем не осталось сил, была сцена.
От роли  Старухи вряд ли какая женщина откажется. Не была исключением Сара Бернар.
  Когда-то худая и  соблазнительная Сара растолстела и обрюзгла. Протез придавал ей отталкивающий, почти зловещий вид. Но она не сдавалась. И её зрители тоже.  "Маленькая Сара" не привыкла сдаваться, зная, что теперь её называют "божественной".
"Возраст для женщины - не самое главное: можно быть восхитительной в 20 лет, очаровательной в 40 и оставаться неотразимой до конца дней своих"
(Коко Шанель)
   Сара Бернар  была настоящей знаменитостью и на долгие времена сохранила титул "самой знаменитой актрисы за всю историю".  Её неповторимая сила голоса позволяла актрисе воплотить буквально любую роль.
 В  возрасте 70-лет актриса вышла на сцену в образе 13-летней Джульетты из трагедии Уильяма Шекспира, и по залу вновь прокатились овации.
Жюль Ренар так вспоминал о примадонне:
"У Сары есть правило: никогда не думать о завтрашнем дне. Завтра - будь что будет, хоть смерть. Она пользуется каждым мгновением... Она глотает жизнь".
  Только в  1922 году  Сара  Бернар оставила сценическую деятельность.
"Буду продолжать жить так, как жила. Пока не перестану дышать", - упорствовала стареющая звезда.
   Она умирала тяжело и долго, болезни медленно съедали её изнутри. Бернар скончалась в 78 лет. Понимая, что грядет её последнее шоу, она попросила выбрать шестерых самых красивых молодых актёров Франции.
"Они и понесут мой гроб, - распорядилась она заранее. - А весь Париж будет рукоплескать Саре Бернар, болезненной дочери куртизанки, усыпая последний путь моими любимыми камелиями".
  Когда новость о смерти Сары Бернар достигла театра, носившего её имя, во время первого акта "Орлёнка" занавес опустился, публика без шума покинула зал, а актёры, по-прежнему в костюмах и гриме, отправились к её дому, чтобы попрощаться с великой Сарой Бернар. Это был единственный раз для "Божественной Сары",  когда шоу не смогло продолжаться.
   26 марта 1923 года десятки тысяч почитателей таланта Сары Бернар шли за гробом через весь город - от бульвара Мальзерб до кладбища Пер-Лашез. Дорога была усыпана камелиями - её любимыми цветами.
   
Все твой путь блестящей залой зла,
Маргарита, осуждают смело.
В чём вина твоя? Грешило тело!
Душу ты - невинной сберегла.

Одному, другому, всем равно,
Всем кивала ты с усмешкой зыбкой.
Этой горестной полуулыбкой
Ты оплакала себя давно.

Кто поймёт? Рука поможет чья?
Всех одно пленяет без изъятья!
Вечно ждут раскрытые объятья,
Вечно ждут: "Я жажду! Будь моя!"

День и ночь признаний лживых яд…
День и ночь, и завтра вновь, и снова!
Говорил красноречивей слова
Тёмный взгляд твой, мученицы взгляд.

Всё тесней проклятое кольцо,
Мстит судьба богине полусветской…
Нежный мальчик вдруг с улыбкой детской
Заглянул тебе, грустя, в лицо…

О любовь! Спасает мир -  она!
В ней одной спасенье и защита.
Всё в любви. Спи с миром, Маргарита…
Всё в любви… Любила - спасена!

 Это стихотворение Марины Цветаевой "Даме с камелиями" можно отнести и к Саре Бернар.
Над страхами не властвует любовь,
Любовь народа, а не только страсти,
Ведь каждая отыгранная  роль
Для публики не стала безучастной.
Камелии и "палочки любви" - помада
Говорят о Саре,
Бисквиты Lu, сардины Saupiquet,
Поклонникам всегда награда.
(стихи автора)
   Один из самых красивых и ароматных сортов  розовых пионов назван "Сара Бернар". (19)
Цветёт в саду божественный пион,
Пленяя дивной красотой прохожих.
Он именем актрисы наречён,
Чей труд на сцене труден был и сложен.
(Розали Изба-читальня)
  Сара Бернар сыграла  около 79 ролей на 125 сценах Европы, США, Канады, Южной Америки, Австралии и Ближнего Востока. Она покорила сердца миллионов, хотя всегда играла лишь на французском языке.
   В честь Сары Бернар назван кратер "Бернар" на Венере. (20)
***
 Цитаты от Сары Бернар
"Чтобы достичь успеха, нужно быть обаятельным. Обаяние проявляется во всём и ни в чём одновременно - в исходящей от вас энергии, во взгляде, походке, телосложении, звуке голоса, изящной жестикуляции. Вовсе не обязательно быть признанным красавцем или красавицей, главное - обладать личным обаянием".
  "Простить - не значит забыть".
"Все происходящее с нами противоречит логике и мудрому предвидению".


(1) Марк Твен, настоящее имя Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс (30.11.1835 - 21.04. 1910) - американский писатель, журналист и общественный деятель. Его творчество охватывает юмор, сатиру, философскую фантастику, публицистику. Во всех этих жанрах он неизменно занимает позицию гуманиста и демократа.
(2) читайте: Фолиянц Каринэ
"Закулисные страсти. Как любили театральные примадонны"
"Казанова в юбке". Романы Сары Бернар
(3) Альфонс Мария  Муха (1860-1939) -  чешско-моравский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля  модерн - "ар нуво"
Модерн (от фр. moderne - современный) - художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до 1914). В различных странах стиль имел разные названия: во Франции — "ар-нуво" (фр. art nouveau, буквально "новое искусство" или "fin de si;cle" (фр. "конец века"); в Англии "современный стиль" (англ. modern style); в Германии - югендстиль" и т.д.
(4) князь Сергей Михайлович Волконский (1860-1937) - русский театральный деятель, режиссёр,  критик, мемуарист, литератор; камергер, статский советник. В 1899 назначен директором императорских театров.
В 1921 г. начал работу над книгой "Мои воспоминания" ("Лавры", "Странствия",  часть "Родины"). В феврале закончил книгу "О декабристах. По семейным воспоминаниям".
(5) Пояснение к цитате Александра III:
С. Ю. Витте. ''Воспоминания"
(6) Альфред де Мюссе (11.12. 1810 -  2.05.1857) - французский поэт, драматург и прозаик, один из крупнейших представителей литературы романтизма. "Лоренцаччо" (1834)  -  пьеса "романтического периода",  изображающая Флоренцию XVI века, в основе сюжета  убийство Лоренцино Медичи тирана Флоренции Алессандро Медичи, его двоюродного брата.
(7) Викичтение  Любовные истории Останина Е.А.  "Сара Бернар. Богиня, ослепленная любовью"
(8) Поль Гюстаав Доре (6.01.1832 - 23.01.1883) - французский гравёр, иллюстратор и живописец. Сотрудничал с российским издательством "Вольф". В 1874 - 1879 году нарисовал 87 иллюстраций к трехтомному изданию "Божественной комедии" Данте, вышедшему в издательстве "Вольф".
(9) Элизабет Робинс (6.08. 1862 - 8.05 1952) - актриса , драматург , романистка, оратор. Активный сторонник борьбы за права женщин.
(10) Николай Платонович Огарёв (24.11. [6.12.] 1813 - 31.05. [12.06.] 1877)  - русский поэт, публицист, революционер.
(11) Алена Зайцева "Игристиая Примадонна" Журнал № 9 (97) Сентябрь 2012, сайт Театрал онлайн стиль жизни
(12) Жюль Бастьен-Лепаж (1.11.1848 - 10.12.1884) -  французский художник, представитель натурализма в живописи как составной части реализма. Один из первых французских художников, наряду с Жюлем Бретоном (1827 - 1906), изобразивших крестьянский быт в духе натурализма.
       Джованни Больдини (31.12.1842 - 11.07.1931)  -  итальянский живописец. Один из лучших портретистов конца XIX - начала XX века.
       Антонио де ла Гандара (16.12.1861 - 30.06.1917) -  испано-французский художник.
(13) Валентен Луи Жорж Эжен Марсель Пруст (10.07.1871 - 18.11.1922) -  французский писатель, новеллист и поэт, романист, представитель модернизма в литературе. Получил всемирную известность как автор семитомной эпопеи "В поисках утраченного времени", одного из самых значительных произведений мировой литературы XX века.
(14) Жорж Жюль Виктор Клерен (11.09. 1843 - 2.09.1919) - французский художник, иллюстратор, современник и поклонник Сары Бернар
(15)  Надар,  настоящее имя - Гаспар-Феликс Турнашон  6.04.1820 - 21.03. 1910) - французский фотограф, карикатурист, писатель-романист, журналист и воздухоплаватель. Крупнейший мастер фотографического портрета. Фотографии, созданные Надаром, хранятся во многих крупных государственных фотоколлекциях.
(16) teleprogramma.pro/stars
Олеся Курдюкова 28 марта 2018
"Распутная звезда. От кого из тысячи любовников родила своего сына Сара Бернар"
(17) Commerage.ru
Красота
"Палочка любви"
Автор: Татьяна Ковалева
(18)  Лу Теллеген или Исидор Луи Бернард Эдмон ван Доммелен (26.11. 1881 - 29.10.1934) - голландский актер немого кино и театра, режиссер и сценарист.
    После последнего турне по Америке с Бернар он принял решение остаться в США. В 1918 году получил американское гражданство. 
  Ранее, в  феврале 1916 года он женился на Джеральдине Фаррар - знаменитой оперной диве, примадонне Метрополитена. Однако брак этот не продлился долго. В августе 1921 года они стали жить раздельно, а в 1923-м состоялся развод, который сопровождался довольно громким скандалом. Неудачей закончился и третий брак актёра с Нина Романо, запретившей ему через суд любое общение с их единственным сыном.
   Его актёрская карьера также шла на спад. Не всё в порядке было и с его здоровьем. В 1931 году Теллеген опубликовал скандальные мемуары "Женщины были добры" о своих романтических и сексуальных подвигах с указанием имён любовниц. Скандальный интерес, однако, быстро прошёл.
   Лу Теллеген был объявлен банкротом и ютился в комнате большого особняка недавно овдовевшей жены мясника Кадахи.
  29 октября 1934 года, находясь в особняке Кадахи, Теллеген заперся в ванной, побрился и напудрил лицо. Затем, стоя перед зеркалом в полный рост, он совершил самоубийство, ударив себя швейными ножницами семь раз,   окружив себя  газетными вырезками своей карьеры. Это событие ярко освещали  в прессе. Полицейские были поражены тому, как он мог наносить себе удар за ударом, при этом терпя неимоверную боль. Вскрытие показало, что два удара попали в сердце.

(19) Paeonia 'Sarah Bernhardt' ("Сара Бернар" - один из старинных сортов, не утративших популярности. В 1906 году  французский  селекционер, известный цветовод  Пьер Луи Виктор Лемуан назвал один из выведенных им  пионов (а он создал множество сортов пионов и сирени, ставших классическими) - розовый пион  Сара Бернар.
  Пьер был поклонником таланта актрисы, а потому решил увековечить ее имя в своем творении.
  Пион  "Сара Бернар" - средне-поздний сорт пионов, расцветает в июле-августе, когда другие сорта пионов - не позднее конца июня.
Сара Бернар Ред — отличен от основной разновидности пиона тем, что имеет меньшие по размеру бутоны, составляющие в диаметре около 15 см, которые окрашены в яркий малиново-красный цвет. Сара Бернар Уайт — кустарник, усыпанный благоухающими белоснежными соцветиями розовидной либо шаровидной формы
  Читайте о уходе  на сайте: sortoved.ru Декоративные растерия. Пион Сара Бернар.
(20) читайте: "Комсомольская правда" 21 октября 2013  "Звёзды. Культура. Кумиры", статья Юлии Бондаренко "8 интересных фактов об актрисе Саре Бернар"
   статья "Сара Бернар: в 56 лет она играла Орлёнка, а в 70 - Джульетту" автор Елена Яковлева.