Чётки от зеркал

Борисова Алла
А вы знали?

Если вы будете смотреть на себя в зеркало более десяти минут, ваше лицо начнет деформироваться, изгибаться и выглядеть ужасно. Явление известно как эффект Трокслера.

Я это знаю (правда название прочитала впервые), а ещё знаю как гадать на зеркалах, знаю, что зазеркалье существует на самом деле, и там есть я только другая я. Мы лишь однажды поменялись местами и тогда я узнала, что у той "я" бывают похожие события, но чуть по-иному.

Зеркала, отражения...

Говорят, все виноватые в зеркале.

Половину жизни ты упрямо в это не веришь, доказывая самому себе, что виноват в твоих провалах, падениях и куче стрессов, — кто угодно только не ты.

И запихиваешь в зеркало всех своих знакомых, а себя нет.

Теоретически ты всегда знаешь, что это не так на самом деле, но не хочется соглашаться. Ты же для себя идеальный и всегда прав.
Ты не совершаешь ошибок, это кто-то другой подставы устраивает, а ты расплачиваешься.

Приходит время и, оглядываясь назад, уже не очень-то задумываешься кто там в чём виноват, а просто начинаешь понимать, что либо всё было так как надо, либо ты тут сам накосячил.

Но собственно, если бы ты не ошибался, то многого сегодня не было и в помине,

Да и тебя такого тоже не было, и в зеркале по прежнему было бы тесно от количества знакомых, друзей, родных и вовсе не известных тебе личностей.

Я уже вышла из того возраста, когда можно увидеть какую-то одну ошибку, после чего ты так долго выкарабкивался из тёмного или обжигающего пространства, и восхититься — вот она! Нашёл!

И не потому что такого в жизни не было, а потому что было и не один раз.

После безмозглой юности появляется привычка анализировать, смотреть со стороны более спокойно.

Ошибок столько, что из них легко составляются чётки, с которыми ты уютно пристраиваешься посидеть вечерком и подумать о чём-то важном для тебя за чашкой чая или под хорошую музыку, а то и просто под звук тишины.

Лично я, в этих чётках всегда вижу только последовательность: причинно следственную взаимосвязь. Не было бы первого шарика — не было бы и всех остальных.

Тогда появляется совсем другой вопрос: а почему так случилось, случалось?У кого как, а у меня есть только два ответа: я всегда ожидала того, что напредставляю.

А жизнь непредсказуема — вот и пожалуйста.

Виделось одно. Оно было логично, закономерно, а получилось другое — логика моя и судьбы не совпадают. Явно есть кто-то ещё, составляющий ряд событий, через которые мне следовало пройти.

То есть я тут ни при чём? Очень даже причём. Не надо ждать от жизни того, что считаешь правильным ты. Тогда не будет резких ударов.

А ещё, оклемавшись можно прочувствованно сказать, — это тебя учат, это тебе для лучшего, это так, как надо. Жизненный опыт он теперь ой как пригодится.

Научили ли меня чему-то? Может быть, но наверное не очень я обучаема оказалась. Потому что если быть совсем честным перед собой, то на длиннющих чётках ошибки одни и те же.

Менялись люди, даты, места, а я поступала так же и только потом понимала — ну вот опять...
Зато научилась проще к этому относиться и понимать — это я всё сама натворила.

Зеркало с той поры опустело, потому что не особо заглядываю, зная, — никуда я оттуда не денусь.

Всегда ждала от людей только того, что могу я. Или не могу. Ну вот, предать кого-то я не сумею, если только не в бреду или ещё как-то: неосознанно. Не могу украсть, коварно совершать подлости, вести интриги, плести сети... Да столько не могу, что всё не перечислишь.

Как по мне, — так это же всё так просто: нельзя и не тянет.

А что можно и тянет никто не запретит.
Будут плакать рядом — побегу успокаивать. Дарить подарки мне приятней чем получать.
Что-то во мне: внутри считает всё это и многое другое правильным и полезным.

Есть однозначное хорошо и есть однозначное плохо. Но это всё только для меня. Это я так устроена: помимо всех отрицательных сторон моей натуры есть и что-то положительное, вероятно.

А вот кто мне сказал, что другие устроены точно так же как я? Это моё детское заблуждение, которое само по себе не повзрослело.

Хотя откуда может взяться другое? Я ведь всегда исхожу из того, что чувствую сама, из своего характера и из своих приоритетов. Мне например за что-то будет стыдно, а другому нет. Я могу не делать того за что потом сама себя съем, а другому такое — запросто. Думаете кто-то из нас не прав? Или оба правы, или оба нет. Мы разные и моя колокольня — это моя, а у другого — другая.

Тогда вроде бы вариант прост. Пусть рядом будут те, у кого такие же колокольни. Да вот две беды. Первая — ты настолько уникальный, что абсолютных копий вселенная не заготовила для тебя.

И вопреки расхожему "подобное притягивает подобное" очень часто ты получаешь как раз полную противоположность себя в спутники, знакомые, в коллеги, даже просто как попутчика в автобусе. И какое-то время ты идёшь по жизни с ними рядом.

Так по крайней мере у меня. Наверное это тоже какой-то опыт или то, что мне полагается по уровню жизненного обучения. Или им полагается.

Все переживания заканчиваются только тогда, когда ты поймёшь — ты не можешь, а другой может. У каждого из вас есть выбор и есть смысл. А ещё у каждого есть своё зеркало с его отражением.

Или с твоим?

Не стоит торопиться с выводами, ведь тогда и весь мир паскудства и негодяйства можно оправдать.

Нет нельзя.

Вторая беда — потому что в тебе это не заложено, а смотришь ты на мир только с того что есть в тебе.

И принять знание, что здесь есть всё что угодно и кто угодно — можно, но быть рядом с тем, кто по твоей колокольне не соответствует отметкам "хорошо", "человечно", "по-доброму", "полезно", — тебя никто не заставит.

И отметки эти не субъективны — нормы нравственности на самом деле однозначны во все века и времена.

Вот насмотрелся и ещё раз заглянул в зеркало. Ты такой же? Хочешь быть таким? Нет? Тогда и иди отсюда.

И ты идёшь, не пытаясь никого исправить или изменить. Идёшь с одной единственной мыслью: главное самому так не поступать, а если случится, то уж быстренько сообразить что ты натворил и каково сейчас другому. И может ещё есть время сбегать попросить прощения или сделать хоть что-то, чтобы раны быстрее затянулись.

Так вот может зачем твои противоположности, смотрящие на мир с иных колоколен, встречаются тебе постоянно!? Вот зачем ты спотыкаешься об их поступки и грузишься в глубину себя не познанного. В тёмненькую свою глубину.

Они тоже зеркала.
Зеркала в которых ты видишь себя возможного, но не желанного.

Судьба, жизнь, — сложнее устроены, чем твоя мелкая колокольня. Ты смотри с неё и иди дальше, а они тебе покажут куда не стоит заходить, и кем ты можешь стать если решишь, что ты идеален.

***

Вечером хорошо сидеть на крыльце своего дома, перебирая чётки.

Смотришь на тот мир, что перед тобой и не думаешь зачем он тебе или почему ты в нём.

Тебе просто здесь хорошо. Вон как поднялись люпины, как солнце просвечивает сквозь ветки берёз, как распелась какая-то пичуга под вечер.

А скоро опустится туман, выкатится в бескрайнее небо серебристая, и ночь закроет плащом мир, а ты уже будешь отдыхать не беспокоясь. Ты здесь не один и всё на твоём пути не просто так, и нет ни одного шарика в чётках, что был тебе не нужен.