О стяжании Царствия Божия

Валентина Ульянова
                "Царствие Божие ...праведность и мир и радость во Святом Духе" (Римл. 14, 17).

Господь Иисус Христос словами "вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук. 17, 21) показал, что Царствие Божие – это благодать Святого Духа, обитающая в верных, очищающая их от греха и соделывающая их достойными спасения.

Царствие Божие, то есть воцарение благодати, обожение, начинается при жизни в душе христианина, а в конце времён подобное соединится с подобным и спасенные благодатью Божией вступят в рай. Преп. Варсонофий Оптинский говорит об этом так: «Вечные муки и вечное блаженство не есть что-нибудь только извне приходящее. Но все это прежде всего внутри самого человека. «...Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Какие чувства насадит в себе человек при жизни, с тем и отойдет в Жизнь Вечную».

По учению святых отцов (св. Афанасия Великого, св. Григория Богослова, св. Григория Нисского, преп. Максима Исповедника, преп. Серафима Саровского и др.), смысл жизни человека заключается в обожении — в единении с Божеством. Преп. Максим Исповедник пишет: «Для того создал нас Бог, чтобы мы стали причастниками Божеского естества (2 Пет. 1, 4) и причастниками Его присносущности и являлись подобными Ему (ср. 1 Ин. 3, 2) по благодатному обожению, ради которого все устроено и пребывает». Св. Дионисий Ареопагит учит: «Наше спасение возможно только через обожение. А обожение есть, насколько возможно, уподобление Богу и соединение с Ним».

Иными словами, чтобы стяжать Царствие Божие, нам надо всячески стараться исполнять Его волю о нас: следовать заповедям, участвовать в таинствах Церкви, в которых только и подаётся благодать Святого Духа, созидающая нас в Божий храм, жить полноценной христианской жизнью, в покаянии, молитвах, постах, в смирении и доброделании.

Преп. Макарий Оптинский говорит об условиях стяжания Царствия Божия: «...Ты, как заметно, стремишься к совершенству, — и с соблюдением (а Царствие Божие с соблюдением не приходит [«не придет Царствие Божие приметным образом»]) (Лк. 17, 20); и оттого предаешься смущению. Высоко не восходи и долу не преклоняйся, но иди средним путем: пекись о стяжании чистоты сердца…" «Вы… держитесь более животворных заповедей Христовых и, зря высоту их и свое недостоинство, погружайте мысль свою во глубине смирения, на которое призрит Господь...» «…благодать приходит неощутительно, и притом, если обрящет в человеке место чистое, а не скверное».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский писал о постепенном стяжании Царствия Божия через делание добродетелей: «Молитва - доказательство моей разумной личности, моей богообразности, залога моего будущего обожения и блаженства. Я из ничего создан, я ничто пред Богом, как ничего своего не имеющий, но я, по милости Его, есмь лице, имею разум, сердце, волю свободную и при своем разуме и свободе могу сердечным обращением к Нему постепенно увеличивать в себе Его бесконечное Царствие, постепенно, все больше и больше умножать в себе Его дарования, почерпать из Него, как из приснотекущего, неисчерпаемого Источника, всякое благо духовное и телесное, особенно духовное».

Преп. Серафим Саровский в своей беседе с Мотовиловым «О стяжании Святого Духа» говорит об этом:

«Благодарить Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: царствие Божие внутрь вас есть. Под царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святого. …

У Бога взыскуется правая вера в Него и Сына Его Единородного. За это и подается обильно свыше благодать Духа Святого. Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему, - вот престол, на котором Он любит восседать и на котором Он является в полноте Своей небесной славы. «Сыне, даждь Ми сердце твое», - говорит Он, - а все прочее Я Сам приложу тебе, ибо в сердце человеческом может вмещаться царствие Божие. …

Слово Божие недаром говорит: внутрь вас есть Царствие Божие, и нуждницы восхищают его. То есть - те люди, которые, несмотря и на узы греховные, связавшие их и не допускающие прийти к Нему, Спасителю нашему, с совершенным покаянием, презирая всю крепость этих греховных связок, нудятся расторгнуть узы их, - такие люди являются перед лице Божие паче снега убеленными Его благодатию».