Искусство, сансара и нирвана

Александр Клейн
Искусство людям нужно не для того, чтобы возбуждать в них «эстетические переживания». Оно нужно для того, чтобы показывать им путь в нирвану. Когда сознание видит во всем красоту - это и есть нирвана. Когда сознание не видит красоты ни в чем - это и есть сансара.

Поясню.

Да, искусство существует "для вдохновения, выражения любви, для самовыражения". Так это выглядит для автора, для производителя "искусства" (с его позиции, с его "точки зрения"). "Акт творчества" является топливом "духовного развития" автора  и, одновременно, таким же топливом является получение им "эстетического переживания" (выделяем это переживание как специфическую черту этого пути развития).

Примерно то же самое можно сказать и про зрителя, читателя, потребителя "искусства". С той лишь разницей, что для него "духовное развитие" происходит исключительно через "эстетическое переживание". Тогда как у автора "духовное развитие" идет через "творчество" и "эстетическое переживание", которые представляют собой хоть и взаимосвязанные, но тем не менее - отдельные процессы.

Как только мы говорим о "духовном развитии", то его пределом является "просветление". А "нирваной" является мир, в котором находится "просветленный". Мир, в котором находится непросветленное сознание, называется "сансара". Чем более это сознание непросветленное, тем большей сансарой для него является эта "сансара".

Но мир - один. Двумя мирами - его делает сознание.

Разными мирами делает его - уровень чистоты сознания.

Сансара - это нирвана, говорит чань.

И Гребенщиков подпевает: "...и если поймешь, что сансара - нирвана, то всяка печаль пройдет".

Видеть красоту - это почти "бытовой" аналог просветления.

И понятный аналог.

Поэтому можно сказать так: Видишь красоту во всем (!) - значит просветлился.

Искусство тебе в этом в помощь!

Александр Клейн
4 июля 2020