Люди России. О молодёжи

Светлана Корчагина-Кирмасова
               

      Часто приходится слышать застарелое  мнение общества, мол, какая плохая у нас молодёжь. И учиться не хотят, и работать ленятся. Тут ещё грянул век интернета, информационного бума, мобильной связи и цифрового телевидения.  И они, словно чёрная дыра, засасывают незрелые умы  нашей молодой поросли. Иногда это звучит банально и претит здравому смыслу. Подумать только, в далёкие семидесятые мы слышали то же самое. За Элвиса Пресли и рок-н-ролл могли исключить из комсомола, а за пластинку с группой «Битлз» выслать за 8001 километр, поднимать народное хозяйство Дальнего Востока. Хотя и в этом нет ничего плохого. Студенческие стройотряды вдали от насиженного места приносили только пользу: своеобразная закалка силы воли, формирование характера и чистейшая лакмусовая бумажка для человека,  проверка его качеств и достоинств.
       Конечно, если читать «жёлтую прессу» и следить за разнузданной удалью новоиспечённых мажоров,  можно поставить клеймо на всех. Но мне хочется рассказать о молодёжи одного провинциального городка. По велению случая наша семья приобрела небольшой домик в его окрестности. Калужская область славится своими сосновыми и смешанными лесами, реками, озёрами, чистейшими родниками. Жить летом в деревянном доме на природе, с садом и огородом – мечта любого горожанина. Но прошли годы, и сруб покосился, шиферная крыша заросла мхом и потрескалась от времени. Решили привлечь специалистов, да только те потребовали оплаты за выезд и обмеры, и составление сметы. Сумма оказалась серьёзной. Ещё ничего не сделали, а уже требуют денег. Мы погоревали и решили сами залатать дыры. Как-то, проходя по деревенской улице, мы увидели молодых ребят, работающих на одном из домов. Неделю вся округа наблюдала за преображением покосившейся развалины. Мы поняли – это наш шанс.
       Разговор был коротким. Через полчаса они определили план работы, при этом успев снять размеры, слазить на крышу, заглянуть в подпол, простучать все стены и обозначить сумму за работу. Она оказалась вполне подъёмной. Я поспешила с просьбой:
     - Ребята, а можно сначала сделать крышу, течёт по всем углам.
     - Даже нужно, - ответил бригадир Сергей.
       Так началось наше знакомство с этими удивительными молодыми людьми. Сергей работал в МЧС сутки через трое, Максим и Александр в пожарном депо.  У всех семьи, дети и заработная плата, я думаю, позорная для таких серьёзных организаций. Тут вспомнишь советскую быль с окладами, премиальными и тринадцатыми зарплатами. В провинции любой чиновник  - хозяин в своей вотчине, сам себе закон, хочу милую, хочу, караю. Я однажды спросила их:
     - Почему же вы не уедете на заработки в Калугу, Москву, как делают многие?
       Ответил Максим очень просто, даже с обидой:
     - А я не хочу никуда уезжать, я вырос здесь, учился в школе, мама моя – учитель русского языка, я люблю свой город и нигде больше не хочу жить.
      - А родителей как бросишь, пожилые уже, - добавил Сергей.
        Потом стало происходить что-то невероятное, они приступили к работе. За два часа сняли шифер, потом разобрали и почистили чердак. Вынесли сорок мешков сухих  дубовых листьев, вместе с мумиями птиц, мышей, старой брошенной утварью – знаками чей-то давно ушедшей жизни. Оказывается, раньше листьями утепляли потолки.
       Сергей подсмеивался надо мной, увидев моё расстроенное лицо.
     - Ну, что делать будем, сожжём или снова положим на место?
     - Мы же замёрзнем без них?
     - Светлана Семёновна, сейчас столько материалов для утепления и вы выберете сами, современный гипоаллергенный. Тем более с вашим заболеванием, листья, превратившиеся в труху не лучший вариант.
      - А на оплату работы это не повлияет? – спросила я.
      - Нет, сумму мы оговорили,  она неизменна и не зависит от стоимости материала.
        Работали они быстро слаженно и даже красиво. Здоровые крепкие мужчины делали всё слегка играючи, с шутками, смехом, задором. Все они  прошли армейскую службу в своё время. Максим служил в ВДВ,  и это было заметно. Для него не существовало никаких преград и высот, он их брал в один прыжок. Через неделю новый конёк возвышался над срубом. Я всё переживала, а вдруг пойдут дожди?
      - Не промокните, - убеждал Максим,- мы же плёнкой всё накрыли, как положено, по технологии.
      - Я помню, у нас в деревне тоже меняли шифер, так попали в такой ливень, лета не хватило просушить дом, - засомневалась я.
       - Так это не мы меняли, не волнуйтесь.
         Через два дня крыша засияла своим новым убранством. И вовремя: пошли проливные дожди, отлегло от сердца – успели. Потолок накрыли современным утеплителем, все щели залили пеной.
      - Будет холодно, сверху ещё добавим, но и этот до сорока мороза. Не замёрзнете.
        Как-то я спросила их:
      - Где же вы научились всему? Работаете вы профессионально, со знанием дела, этому за год не научишься, практика нужна. И когда успели?
      - Жизнь научила и родители, с детства дедам, отцам помогали, - ответил Сергей.
      - Когда дети кушать просят, быстро смекалка придёт, - добавил Александр, - у меня их трое.
      - Да нравится нам людям помогать, - сказал Максим, - и работа эта в удовольствие.
      - И чтобы стыдно не было за эту работу,- продолжил Сергей, - мы всё умеем: дома строить под ключ, с отоплением, автономной канализацией, копаем колодцы, занимаемся мелиорацией, подводим воду на любой вкус заказчика. А работы нам хватит, расписано на весь год. Пусть наши деревни радуют глаз. Красота же получилась!
       Потом он подошёл к стене, («зады» - так называется пристройка к срубу, где обычно держали телят, ягнят, козлят в холодное время) и стукнул ногой, она слегка качнулась.
      - Вот это мы будем менять весной, когда вода сойдёт, иначе завалится.
        Осенью, когда за окном пасмурно или дождливо, я благодарю Бога и этих ребят за тепло и уют в доме, которое они подарили мне и моей семье. А ещё за душевную теплоту и доброту, честность и неравнодушие. Это дорогого стоит.
       Нет, не соглашусь я с досужим мнением.
       Хорошая у нас молодёжь и достойная смена.