Пьеса Сложность выбора. Действие четвертое

Сергей Стрункин
Действие четвертое.
Действующие лица:
Безумец
Фройлен Возняцки
Енот Дмитрий
Светлая печаль
Черный юмор
Дерево Мудрости
Пеликан Дрю
Коллективный разум
Король
Сцена первая.
(Утро. Поле боя. Со стороны храма стоит войско ангелов. Звуки труб. Со стороны шахты стоят войска демонов. Раздается грохот барабанов. Безумец, фройлен Возняцки и енот Дмитрий стоят в стороне и наблюдают.)
Безумец. Скоро начнется!
Фройлен Возняцки. Какой ужас! Зачем им сражаться? Ведь можно жить в гармонии со всеми живыми существами.
Енот Дмитрий. Особенно с енотами. (после паузы) В первую очередь с енотами. Мы такие милейшие создания.
Фройлен Возняцки. Не всегда. Далеко не всегда. Вчера ты был енотом Лжедмитрием. Ты еще не забыл?
Енот Дмитрий. Вчера я был одним, позавчера другим, а завтра буду третьим. Мир меняется, и я меняюсь вместе с ним.
Фройлен Возняцки. Ты мне нравишься любым!
Енот Дмитрий. Другое дело. Это я и хотел услышать, а не жалобы на нас - бедных созданий, которых люди заставляют выполнять всю работу по дому.
Фройлен Возняцки. Не прибедняйся! Не так ты плохо живешь. В заботе и любви – это главное, а остальное приложится.
Безумец. Скоро надо будет делать выбор. (отстраненно) Какую же сторону выбрать?
Фройлен Возняцки. Слушай свое сердце – этот способ единственно верный в условиях неопределенности!
Безумец. Легко сказать, но трудно его услышать!
Фройлен Возняцки. Но ты даже не пытаешься. Тебе всего-то надо остановить мысли – этих скачущих лошадей и услышать внутренний голос, который подскажет тебе правильное направление.
Енот Дмитрий. Не слушай ее в первую очередь. Слушать бабу – последнее дело.
Фройлен Возняцки. Что?!
Енот Дмитрий. Так говорил мой отец – енот Себастьян!
Фройлен Возняцки. Так ты получается – Дмитрий Себастьянович? (смеется) Умора!
Енот Дмитрий. Ничего смешного в этом нет. Я себе имя и отчество не выбирал. Что было дано при рождении, то и получил.
Фройлен Возняцки. (смеется)
Безумец. Тише. Что-то там происходит! (показывает на поле боя)
Енот Дмитрий. (вглядывается) Это они скоро будут хвастаться своими преимуществами над соперниками. Предводители всегда так делают, чтобы запугать противников.
Фройлен Возняцки. Как дети малые!
Енот Дмитрий. А сама-то давно выросла?
Фройлен Возняцки. Хвастовство мне не присуще!
Енот Дмитрий. Зато есть множество других качеств от которых следовало бы избавиться.
Фройлен Возняцки. Например?
Енот Дмитрий. Ты никогда не застилаешь постель по утрам.
Фройлен Возняцки. На это есть ты! (смеется) Мой полоскунчик!
Безумец. Хватит чудить! Сейчас не та ситуация!
Фройлен Возняцки. (перестает смеяться) Сколько осталось времени чтобы принять решение?
Безумец. По моим подсчетам около сорока минут. Немного. А я пока даже не знаю на чью сторону встать!
Фройлен Возняцки. (кладет руку на плечо Безумцу) Ты должен выжить. Ты не имеешь права погибать и оставлять меня старой девой. Только не сейчас!
Безумец. (смотрит ей в глаза) Я ничего не могу обещать! Но я тоже хочу остаться в этом мире… теперь мне есть ради кого жить!
Фройлен Возняцки. (хочет поцеловать Безумца)
Енот Дмитрий. (влезает между ними) Не время для глупостей! Мир рушится! Люди в опасности!
Фройлен Возняцки. (недовольно) Тебя же это не волновало до этого момента. Ты мне все говорил про нору, в которой ты спасешься?
Енот Дмитрий. Все равно не время!
Фройлен Возняцки. Подожди! Ты что – ревнуешь?
Енот Дмитрий. Вот еще! Надо оно мне! Ты не в моем вкусе. (смотрит на Безумца) И он тоже!
Безумец. (смотрит на поле брани) Вроде началось!
(Светлая печаль подъехал к центру поля на коне. Точно также поступил Черный юмор.)
Светлая печаль. Готов погибнуть?
Черный юмор. Тоже самое хотел спросить у тебя.
Светлая печаль. Успей надышаться воздухом свободы. В шахте всегда нехватка кислорода. Эти минуты станут последними в твоей жизни и пути твоих воинов закончатся здесь.
Черный юмор. (улыбается) Помолись своему богу. Вдруг он тебя услышит, потому что ты попадешь в самое жаркое место из всех возможных – в приготовленный нами для тебя ад. Мы не пощадим ни одного из твоих солдат, поэтому пусть не тратят силы на мольбы о пощаде…
Светлая печаль. Пора раскрыть карты. О стихиях, вставших на твою сторону мне известно, а что за сюрприз ты подготовил?
Черный юмор. Ты будешь неприятно удивлен. Шесть самых больших грешников выступят на моей стороне. Среди них: Джек Потрошитель, Ганнибал Лектор и даже Иуда. А что приготовил ты, кроме бесполезных деревьев?
Светлая печаль. Во-первых, деревья – опытные бойцы, а во-вторых, на нашей стороне выступят – семеро монахов. Это самые праведные монахи, мы собирали их по всем святым местам – Афон, Тибет… эти люди предадут силу моему войску.
Черный юмор. Вижу ты неплохо подготовился, но и это тебе не поможет!
Светлая печаль. Как знать! Я-то уверен, что ты блефуешь. И что не говори, но перевес в победах все еще на стороне ангелов…
Черный юмор. На одну победу, которую вам присудили нечестно. Но даже пусть так. Сегодня мы уровняем статистику.
Светлая печаль. Начало в девять, как и договаривались?
Черный юмор. Даю вам возможность самим выбрать время своего провала.
Светлая печаль. Значит в девять!
(Предводители разъехались по своим сторонам.)
Сцена вторая.
(Безумец стоит один.)
Безумец. Что же делать?!
(Появляется пеликан Дрю.)
Пеликан Дрю. Вот и настал самый важный момент! Ты готов, мой друг?
Безумец. Не совсем. Разве к этому можно приготовиться?
Пеликан Дрю. И то верно. Но выбор ты должен сделать – это ты понимаешь?
Безумец. Я постоянно думаю об этом. С того момента, как я здесь оказался, я постоянно думаю только о выборе и больше ни о чем.
Пеликан Дрю. Ты никогда не задумывался: почему ты? Возможно, ты думаешь, что тебе не повезло, но такая возможность выпадает одному из миллиона и то не всегда. Это великая честь для тебя!
Безумец. (молчит)
Пеликан Дрю. Ты получил эту возможность не просто так, а потому что идеально подходишь для этой роли. Если бы какому-нибудь растяпе довелось бы принимать решение во имя спасения мира, то он ткнул бы пальцем в сторону прошлого или будущего и не стал бы ломать голову и думать о последствиях, но ты другой…
Безумец. Один человек… а точнее призрак сказал, что я избранный. Он это имел ввиду?
Пеликан Дрю. Думаю, что да. Ты подходишь на роль героя. И что-то мне подсказывает, что ты сделаешь свой выбор правильно.
Безумец. Правильно для кого? Для мира или для себя?
Пеликан Дрю. Для мира…
Безумец. Потому что, спасая мир – я спасаю себя, как часть мира.
Пеликан Дрю. Все верно. Но ты спасешь мир – только спасая себя. Ты и мир – одно и тоже. Либо всему конец, либо все будет хорошо.
Безумец. Все так сложно. Нужно просто выбрать правильную сторону. Не будем усложнять и так запутанную ситуацию.
Пеликан Дрю. Шансы у тебя пятьдесят на пятьдесят. Это не так плохо. Но если подумать вот о чем: сколько людей живут простой, лишенной всякого риска жизнью и умирают, не сделав свой главный выбор. Они не рискуют и у них не появляется даже мысли о том, что вся их жизнь была бы иной, если внести в нее каплю опасности, возможность выбора и страх перед последствиями. Поверь мне, все бы стали гораздо более вдумчивыми и осторожными. Когда ситуация затрагивает вопрос безопасности личного пространства человека, тогда человек действительно старается и думает прежде чем принять решение. Ты испытываешь это прямо сейчас…
Безумец. Это дается мне сложно.
Пеликан Дрю. Потому что это твой первый серьезный выбор. Когда сделаешь первый шаг и не пропадешь, тогда появятся другие возможности, новые загадки, непроторенные пути, по которым ты можешь идти, не рискуя повторить жизнь кого-то другого. Того, кто проложил эту дорогу. Ты становишься первопроходцем, пионером, новатором.
Безумец. Очень странно все это. Я же не гений!
Пеликан Дрю. Почему нет. Если рассматривать гения, как человека с особенными чертами характера, привычками и навыками, то ты вполне подходишь под это описание…
Безумец. Даже если так, то зачем проходить этот путь мне сейчас, когда я нашел живых существ, которые мне дороги и которых я полюбил.
Пеликан Дрю. Именно благодаря возможности выбора и сложившейся ситуации ты нашел этих существ. Ты так никогда не думал?
Безумец. (думает) Да, наверное, это так. Не было бы этой ситуации, и я бы никого не встретил вас всех. Не полюбил бы фройлен Возняцки, не познакомился бы с призраком оракула и не знал бы, что он предсказал мой приход еще задолго до моего рождения, не поговорил бы с Деревом Мудрости и не знал бы тебя, умная птица!
Пеликан Дрю. Я пеликан Дрю, если ты забыл!
Безумец. (смеется) Помню! Просто у тебя смешно открывается клюв, когда ты негодуешь!
Пеликан Дрю. Это не дефект ты не подумай. Так делают все пеликаны с именем Дрю.
Безумец. Буду знать! Что дальше?
Пеликан Дрю. Если ты готов сделать выбор, то тебе нужно отправиться к Дереву Мудрости и объявить о нем. Тебе нужно поторопиться – битва вот-вот начнется – нельзя этого допускать!
Безумец. (смотрит на поле сражения) Приготовления почти закончились. Пора мне сделать выбор!
Пеликан Дрю. Помни об одном… один погибнет – тысяча спасется!
Безумец. Не хочется погибать, но другого пути нет. (опустив голову) Честно говоря я так измучился, что уже готов погибнуть!
Пеликан Дрю. Верь в лучший исход! (улетая) Все будет хорошо!
Сцена третья.
(Безумец подходит к Дереву Мудрости.)
Дерево Мудрости. Наконец-то ты пришел! Готов сделать выбор?
Безумец. Честно говоря, не совсем знаю какой выбор сделать, но мучиться более не хочется. Поэтому – да!
Дерево Мудрости. Времени остается мало…
Безумец. По моим подсчетам осталось десять минут.
Дерево Мудрости. Девять минут и пятнадцать секунд.
Безумец. (тихо) Как в аптеке.
Дерево Мудрости. Ты можешь порассуждать вслух – говорят это очень помогает.
Безумец. Сумасшедшим меня уже не сочтут, раз я – Безумец!
Дерево Мудрости. Временно исполняющий обязанности Безумца.
Безумец. (хохочет) Точно-точно. Я забыл об этом! Теперь я уже могу вступить в свои права полноценно, другого Безумца на горизонте не видно!
Дерево Мудрости. Назначаю тебя! Все почести после того, как ты сделаешь выбор.
Безумец. (резко становится серьезным) Так. Что мы имеем?
Дерево Мудрости. Две стороны: прошлое (ангелы) и будущее (демоны). Выбрав одну из сторон, ты пожертвуешь своей жизнью ради спасения мира. Все просто и сложно одновременно.
Безумец. А есть шансы, что я останусь живым? Мне говорили…
Дерево Мудрости. По преданию в книге такой вариант возможен только в случае правильно выбора и то… не всегда!
Безумец. Гарантий нет! Я понял!
Дерево Мудрости. Какие гарантии могут быть в данной ситуации. На самом деле никто не знает, чем это может обернуться. Мы можем только догадываться и надеяться на благополучный исход.
Безумец. Да. Все сложно.
Дерево Мудрости. По-другому и быть не может. Но если мир выбрал тебя своим героем – то значит никто другой не может справиться с этим так же хорошо, как это можешь сделать ты.
Безумец. Я уже не раз слышал теорию о своей избранности. Я бы возгордился, но времени нет.
Дерево Мудрости. Тогда не тяни – начинай рассуждать!
Безумец. (собирается с мыслями) Если я выберу сторону будущего, то логично предположить у меня будет дальнейшая жизнь, так?
Дерево Мудрости. (молчит)
Безумец. Так можно подумать, но миром будут править демоны и все население Земли будет трудиться в шахтах. Я был там и видел этот кошмар. Если и существует ад на земле, то он в шахте.
Дерево Мудрости. Продолжай!
Безумец. Если я выберу сторону ангелов, то у меня будет прошлое… нелепица какая-то, оно у меня и так есть… а будущего получается не будет, а значит не будет жизни в будущем, так?
Дерево Мудрости. (шевелит листьями)
Безумец. В этом случае власть получат ангелы и все люди будут ходить в храм. Что они там будут делать? Молиться?
Дерево Мудрости. Давай думай. Скоро начнется битва!
Безумец. Я выбираю между прошлым и будущим. Будущее важнее как-то… на первый взгляд. (смотрит на Дерево Мудрости в надежде на подсказку) Но может во всей этой загадке есть подвох? Что если все не так просто?
Дерево Мудрости. (роняет плод прямо на голову Безумца)
Безумец. Больно! (трет голову) Будет шишка!
Дерево Мудрости. Извини. Но ты тянешь время, а его у нас нет! Ты должен сделать выбор немедленно…
Безумец. Есть еще две минуты! Подожди! (закрывает глаза)
Дерево Мудрости. (покачивается)
Безумец. (молчит)
Дерево Мудрости. (хотело запустить в Безумца плодом еще раз)
Безумец. Я понял! Спасая прошлое, я спасаю будущее! Без прошлого не может быть будущего!
Дерево Мудрости. Ты готов сделать выбор?
Безумец. Готов!
Дерево Мудрости. (сорванным голосом) Твой выбор, официально уполномоченный Безумец? Какую сторону ты выбираешь? За кого готов погибнуть?
Безумец. (сглатывая слюну, пересохшим ртом) Прошлое…
Дерево Мудрости. Громче!
Безумец. Я готов отдать свою жизнь за прошлое, чтобы спасти будущее!
Дерево Мудрости. Я принимаю твое решение!
Безумец. (закрывает глаза, готовится умереть)
(Повисает гнетущее молчание. Все в этом мире ждет последствий решения Безумца. Войска замерли. Трубы замолчали, барабаны перестали звучать. Полнейшая тишина.)
Дерево Мудрости. (нарушая тишину) Это правильное решение!
Безумец. (открывает глаза) Я уже умер?
Дерево Мудрости. Ты будешь жить. Выбор сделан правильно! Ты правда Безумец! Правильные выводы и капля мужества – составляющие твоей победы, а значит миру быть!
Безумец. Мир спасен?
Дерево Мудрости. (громко) Да!
Сцена четвертая.
(Войска ангелов и демонов расходятся по своим сторонам, сворачивают лагеря, убирают орудия. Предводители Черный юмор и Светлая печаль жмут друг другу руки. Царит красота и благодать. Наконец-то стало слышно пение птиц. Небо прояснилось.)
Безумец. Как мне это удалось? Даже не верится!
Коллективный разум. Прими мои поздравления! Я скрестил за тебя пальцы. И молился…по-своему правда.
Безумец. Спасибо!
Коллективный разум. Я надеюсь, что теперь ты поверишь в свои силы и будешь более ответственным и сильным.
Безумец. Сейчас я хочу только одного – хорошенько отдохнуть. Я вымотан и устал…
Коллективный разум. То, что не убивает – делает тебя сильнее!
Безумец. Это так! Но у меня есть подозрения…
Коллективный разум. (наигранно удивленно) Какие же!
Безумец. Не ты ли послал мне правильный ответ? Я услышал голос в момент принятия решения и подумал, что может быть это ты…
Коллективный разум. Я молчал. Я тебе ничего не подсказывал. Тот голос – голос твоего сердца. Слушай разум, слушай сердце, а главное не мешай им!
Безумец. (счастливо улыбается) Значит я сам? Какой молодец!
Коллективный разум. Зря ты себя раньше недооценивал – вон какое ты предприятие провернул! Не каждый бы смог!
Безумец. (подозрительно) Точно не ты?
Коллективный разум. Нет!
Безумец. (успокаивается) Ладно!
Коллективный разум. Теперь я тебе не нужен! Могу спокойно удалиться и тоже отдохнуть. Погуляй хорошенько! Но потом у тебя будут новые ситуации, которые потребуют взвешенных решений и тогда я тебе снова понадоблюсь. Просто позови и я приду!
Безумец. Далеко не уходи. Кажется, что одно решение мне придется принять очень скоро.
(Подходят фройлен Возняцки и енот Дмитрий.)
Фройлен Возняцки. Как я рада, что ты жив! (целует) Я так переживала, что пила ужасно горький отвар.
Енот Дмитрий. Это старый рецепт моей бабушки – лучшее успокоительное средство. Кто не доверяет енотам, тот не доверяет сам себе! (целует Безумца) Молодец! Я от тебя не ожидал!
Безумец. А как же твоя нора? Получается зря рыл?
Фройлен Возняцки. (смеется)
Енот Дмитрий. Как знать. Неизвестно, что ждет мир впереди – может еще пригодится, но надеюсь – нет!
Фройлен Возняцки. Теперь мы будем вместе?
Безумец. Да, вдвоем…
Енот Дмитрий. От меня так просто не отвертитесь. Так что втроем!
Безумец. Навсегда.
Фройлен Возняцки. (целует Безумца) Я счастлива!
Безумец. Я тоже! Пойдем. Нам предстоит строительство нового мира – мира Любви! (берет фройлен под руку)
(Безумец и фройлен Возняцки удаляются, чуть позади бежит радостный енот Дмитрий.)
Король. (появляется на нетронутом войной поле) Теперь я одет и могу вернуться к своему народу. В таком виде мне не стыдно показаться перед людьми!
(Занавес!)