Пьеса Сложность выбора. Действие третье

Сергей Стрункин
Действие третье.
Действующие лица:
Безумец
Фройлен Возняцки
Енот Дмитрий
Черный юмор
Мефистофель
Коллективный разум
Голый король
Призрак Шарля де Шурле
Сцена первая.
(Шахта. Идут работы. Грохот и стук. Жарко.)
Безумец. Туда ли я попал? Что это за место?
Мефистофель. (появляется из коридора) Не меня ли вы ищете, молодой человек?
Безумец. Если вы командир войска будущего, то именно вас.
Мефистофель. Это льстит мне. Чем могу быть полезен?
Безумец. Я пришел поговорить о предстоящем сражении, которое произойдет на поле…
Мефистофель. Тоже уже жду не дождусь!
Безумец. Мои слова будут вам неприятны.
Мефистофель. (задумался) Но все же поясните – не слишком люблю загадки.
Безумец. Вы должны прекратить битву!
Мефистофель. Нет-нет. Это совершенно невозможно. Мы ждали эту битву слишком долго, чтобы отказаться от нее. Я лично тренировал войско, подбирал им броню и оружие, мотивировал их на бой.
Безумец. Но иначе все погибнут!
Мефистофель. Погибнут только ангелы, но они воюют за прошлое. Подумайте сами, молодой человек, прошлое бесполезно и бессмысленно. Оно уже было и не будет никогда!
Безумец. Вы не поняли – погибнут все живые создания на земле, если вы не прекратите войну!
Мефистофель. Кто вам сказал такую глупость? Чушь несусветная!
Безумец. Мне сказал Дерево Мудрости, а он всегда прав и не умеет лгать.
Мефистофель. Дерево Мудрости? Что-то не знаю воина с таким именем. (смеется) Он, наверное, из войска ангелов!
Безумец. Мне вовсе не до шуток! Поймите, что от вашего решения зависят жизни, много жизней! Неужели, ваши амбиции воина и командира, важнее мира?
Мефистофель. (думает)
Безумец. Всего мира, понимаете? В случае войны – не выживет никто! Ни я, ни вы, ни ваше войско, ни войско ангелов и никто больше! Мир погибнет! Спасите же его сейчас, чтобы славу о вас пели после в сказаниях и балладах, как о Мефистофеле Спасителе!
Мефистофель. Интересно. То есть я трусливо откажусь от боя и обо мне воспоют славу?
Безумец. Со временем, когда все прояснится!
Мефистофель. Вы себя слышите, юноша? Я уже пообещал надрать одно место Серафиму, а теперь мне нужно отказаться от своих слов и пойти на попятную?
Безумец. Ну да! Так будет лучше всем!
Мефистофель. Не бывать этому! Никогда великий командир Мефистофель не предаст своих солдат и не убежит в кусты перед самым важным сражением за последние годы! Нет!
Безумец. Подумайте!
Мефистофель. И думать нечего! И так все ясно. А вы не из лазутчиков Серафима? Что-то мне ваше лицо кажется знакомым…
Безумец. Нет. Моя цель миротворческая – я должен урегулировать конфликт между сторонами. Я не на стороне ангелов, точно также я не на стороне демонов. У меня другая задача!
Мефистофель. Подорвать мой боевой дух? А вместе с тем понизить бесстрашие моих воинов?
Безумец. Вы не понимаете! Если вы не откажетесь от сражения, то мне придется жертвовать собой во спасение мира. Ставки для меня велики!
Мефистофель. Интересно. А почему вы должны пожертвовать собой?
Безумец. Это единственный шанс спасти множество жизней, а именно тысячу.
Мефистофель. Надеюсь, что тысячу великолепных воинов будущего?
Безумец. С этим я пока не определился. Потому я и пришел поговорить с вами и Черным юмором…
Мефистофель. С предводителем? А вы смелый человек!
Безумец. Я был в лагере ангелов. Они не хотят останавливать боевые действия…
Мефистофель. У них нет шансов против нас! Их врожденная глупость сыграет с ними злую шутку!
Безумец. На то, что вы остановите боевые действия – рассчитывать тоже не приходится, верно?
Мефистофель. Вы правильно меня поняли, молодой человек! Только дурак откажется от того, чего ждал долгие годы. Битва одарит нас (демонов) вечной славой бойцов и воинов! О нас будут слагать песни, сочинять легенды. Мы будем прославлены на века!
Безумец. Не хочется вас разочаровывать, но никто не останется в живых после битвы.
Мефистофель. Даже, если так, то вы же спасете наши жизни! (смеется) Не крылатых же выбирать? Какой от них толк?
Безумец. (думает)
Мефистофель. Ангелы – это прошлое. Помните это, когда будет делать свой выбор! Жизнь в будущем! Тот, кто позаботится о будущем – будет жить! А тот, кто живет лишь воспоминаниями – человек не для нового поколения.
Безумец. Я вас услышал! Мне нужно поговорить с вашим предводителем, где я могу его найти?
Мефистофель. Идите по коридору шахты и поверните потом дважды налево и увидите Великого!
Безумец. Спасибо!
(Безумец идет по коридору. Слышит, что его кто-то зовет.)
Голый король. Эй, я здесь!
Безумец. Кто меня зовет?
Голый король. Это я – король. Подойди ко мне на минутку.
Безумец. (подходит к тележке с углем) Что вы здесь делаете? Вы меня преследуете?
Голый король. Судьба нас свела. Я не могу идти против предназначения. Я должен проследить, чтобы ты остался жив.
Безумец. Но что мне угрожает?
Голый король. Пойти в лагерь демонов – самый неблагоразумный поступок, на который способен только Безумец!
Безумец. Так и есть! Я Безумец, которого скоро принесут на заклание, как ягненка.
Голый король. Мне очень жаль.
Безумец. Да ладно! Все равно эта жизнь не имеет особого смысла!
Голый король. Это ты сейчас так говоришь, потому что ничего не держит тебя в этом мире, но если бы у тебя были семья или обязанности перед другими людьми, то ты бы так не говорил.
Безумец. Что сейчас об этом говорить? Уже слишком поздно!
Голый король. Мефистофель не согласился остановить боевые действия?
Безумец. (горько качает головой)
Голый король. Я так и знал! Они никогда тебе не поверят.
Безумец. Я надеялся их уговорить, но никто даже не задумался о спасении мира. Такое ощущение, что всем все равно, что будет с миром. Для них главное получить славу и почет победив в войне…
Голый король. Я расскажу тебе одну историю. Когда я только вступил на трон, а ты помнишь, что я король – Густав Беспалый Пятнадцатый?
Безумец. (кивает)
Голый король. Так вот. У меня был командир – Борода. Тот настолько был опьянен жаждой военных побед, что ввязывался в любой конфликт, даже в мирное время. Ничего не хочу сказать – он был великий воин, но бить физиономии в трактире пьяным соперникам и сражаться за страну на поле боя – не одно и тоже!
Безумец. И что?
Голый король. Увидев своими глазами, как он ввязывается в конфликт с мирными крестьянами – я не смог этого стерпеть и уволил его. Я подумал, что такой безудержный боец не должен быть на государственный службе, где я ценил готовность подчиняться и слепо выполнять мои приказы…
Безумец. (молчит.)
Голый король. Он умер на третий день после увольнения. Его нашли избитого в канаве у дороги. К чему я это говорю… он умел только воевать и когда его лишили такой возможности, то он просто не справился с этой жизнью…
Безумец. А причем здесь моя ситуация?
Голый король. А при том, что и ангелы, и демоны всю жизнь готовятся к сражению, а потом бьются на поле боя, потом опять готовятся и сражаются. По кругу, понимаешь?
Безумец. Не совсем.
Голый король. Они больше ничего не умеют – только сражаться. Потому не обижайся на них. Каждый из них в душе понимает, что если прекратить войну, то никто из солдат прошлого и будущего не выживет в мирное время.
Безумец. Стало понятнее.
Голый король. Я рад, что удалось пролить свет на этот вопрос. Но у меня к тебе будет просьба…
Безумец. Какая же?
Голый король. Нет ли у тебя какой-нибудь одежды? А-то я по-прежнему голый!
Безумец. Нет, не ношу с собой наряды…
Голый король. Так я и знал. Почему король должен быть всегда голым? Это несправедливо!
Безумец. Вам не привыкать, ваше величество! (смеется)
Голый король. Что смешного?!
Безумец. Так. Ничего! (смеется громче)
Голый король. Все. Иди уже.
Сцена вторая.
(Безумец идет по коридору и поворачивает налево. В него влетают на полном ходу фройлен Возняцки и енот Дмитрий.)
Безумец. Осторожно! Вы меня едва не сбили с ног!
Фройлен Возняцки. Здравствуй! Как хорошо, что я тебя встретила!
Безумец. Что случилось?
Енот Дмитрий. Это наш герой!
Фройлен Возняцки. Понимаешь, случилось страшное! Моего енота подменили – теперь он не Дмитрий!
Безумец. А кто же он? Вроде каким был, таким и остался!
Фройлен Возняцки. Он енот Лжедмитрий!
Енот Лжедмитрий. Может ты ей объяснишь, что это глупость! Я тот, кем был – им и останусь!
Фройлен Возняцки. Видишь. Он очень странно стал говорить и совсем перестал стирать белье!
Безумец. (в недоумении)
Енот Лжедмитрий. Кошмар! Я все перестирал еще вчера. Енотам тоже нужен отдых!
Фройлен Возняцки. Раньше мой енотик никогда не отдыхал – стирал, гладил, подметал полы – утром, днем и вечером. Сегодня проснулась к полудню ближе, а он тоже спит. Я сразу подумала, что странно…
Енот Лжедмитрий. Я устал!
Фройлен Возняцки. Поэтому я решила, что моего енота Дмитрия подменили, пока я спала, на енота Лжедмитрия.
Безумец. (чешет голову) Не знаю даже, что сказать! На вид енот тот же самый!
Фройлен Возняцки. Но ты же знаешь, что внешность обманчива! Мой милый енот Дмитрий был трудягой, выполнял за меня всю работу, а этот лентяй не принес мне завтрак в постель…
Енот Лжедмитрий. (фыркает)
Фройлен Возняцки. Ужас. Как же я теперь буду жить и радоваться! (обращается к Безумцу) Ты поможешь мне найти настоящего енота Дмитрия?
Безумец. Я очень занят сейчас. У меня важная встреча! Кстати, как вы оказались в шахте?
Фройлен Возняцки. (краснеет)
Енот Лжедмитрий. Она предложила найти тебя. Опросила всех в округе. Заставила меня идти по следу и мой нюх меня не подвел – мы тебя нашли!
Безумец. Но зачем вы искали меня?
Енот Лжедмитрий. Неужели тебе не понятно?
Безумец. (теряется в догадках) Нет, не совсем…
Енот Лжедмитрий. Она в тебя влюбилась!
Фройлен Возняцки. А вот и нет! (отворачивается) Просто нечем было заняться!
Енот Лжедмитрий. (хихикает) Она всю ночь звала тебя на помощь во сне!
Безумец. Меня?
Енот Лжедмитрий. Тебя! Безумец, спаси меня! Безумец, иди ко мне! (хихикает громче) Потому я не выспался.
Фройлен Возняцки. Перестань сейчас же!
Енот Лжедмитрий. Тогда восстанови меня в правах!
Фройлен Возняцки. Это как?
Енот Лжедмитрий. Признай, что я тот же любимый тобой енотик!
Фройлен Возняцки. (в задумчивости)
Енот Лжедмитрий. А иначе я расскажу, что ты говорила во сне, когда Безумец пришел все же на твой зов!
Фройлен Возняцки. Нет, не надо!
Енот Лжедмитрий. Я жду! Скажи: Ты мой любимый енот Дмитрий – трудяга и… красавчик!
Фройлен Возняцки. (подозрительно смотрит на енота) Ты мой любимый енот Дмитрий – трудяга и красавчик!
Енот Дмитрий. Отлично! Так-то лучше!
Безумец. Я рад, что ваш конфликт разрешен! Мне надо идти!
Фройлен Возняцки. Куда ты теперь пойдешь?
Безумец. У меня встреча с предводителем демонов – Черным юмором. От переговоров зависит многое, а в частности – моя жизнь и существование мира.
Фройлен Возняцки. Мой герой! Опять готов на подвиг!
Енот Дмитрий. Я же тебе говорил! (смотрит на Безумца) Втюрилась по самые уши!
Фройлен Возняцки. А вот и нет! Мне просто интересен этот человек.
Енот Дмитрий. Вешай лапшу на уши дальше, а то я тебя не знаю…
Безумец. Не знаю подвиг ли это?! Я пока не уверен, что смогу пожертвовать собой ради других – это отчаянный шаг… ничего подобного я не делал раньше…
Фройлен Возняцки. Неужели тебе так необходимо погибнуть? Теперь у тебя есть я…
Енот Дмитрий. Мы!
Безумец. Как это сложно! Я жил всю жизнь и не знал для чего и ради кого? Но теперь мне суждено погибнуть, а мне этого очень не хочется…
Фройлен Возняцки. Так выбери жизнь, а там будь что будет! Мы будем счастливы вдвоем!
Енот Дмитрий. Втроем!
Безумец. Если я этого не сделаю, то не будет ни тебя, ни меня, ни енота…
Енот Дмитрий. Вот же! Как это не будет енота? Я спрячусь в норе! Я рыл ее несколько лет.
Безумец. (снисходительно) Тогда выживет только енот! А те, кто не вырыл себе нору – погибнут!
Фройлен Возняцки. (восклицает) Какой ужас! Почему все это происходит именно сейчас, когда мы можем быть вместе…
Безумец. Есть надежда, что Черный юмор согласится остановить сражение, но…
Фройлен Возняцки. Что?
Безумец. Эта надежда призрачная. Очень маловероятно, что предводитель демонов пойдет на попятную, но я должен попробовать все способы… не шутка же! Грядущая война оставит от земли лишь пепелище!
Енот Дмитрий. И нору!
Фройлен Возняцки. (бьет енота рукой по голове)
Енот Дмитрий. Ой! Больно!
Фройлен Возняцки. Тогда приди в чувства. Хватит думать только о себе…
Енот Дмитрий. Это я-то думаю только о себе? Я всю свою жизнь ухаживаю за тобой – глажу, стираю, подметаю полы… и все, что я получаю вместо благодарности – это удар по голове! Ох, этот справедливый мир!
Фройлен Возняцки. Перестань так себя вести. (гладит енота по голове)
Енот Дмитрий. (урчит)
Безумец. Я рад, что твой енот вернулся! Но теперь мне пора! Не знаю – свидимся ли еще!
Фройлен Возняцки. (рыдает) Обещай, что еще встретимся!
Безумец. Я не могу этого обещать. Ведь я не знаю, что ждет меня дальше! Но я могу обещать, что не забуду тебя до конца моих дней!
Фройлен Возняцки. (обнимает Безумца)
Енот Дмитрий. (обнимает Безумца и фройлен Возняцки) Как же хорошо!
Безумец. Даже, когда нет возможности быть вместе – мы можем быть вместе в нашей мечте!
Фройлен Возняцки. (плачет) Но это совсем не то, что в жизни!
Безумец. Но это лучше, чем никак! Вспоминай меня, а я не забуду тебя, фройлен Возняцки!
Енот Дмитрий. И енота не забудь!
Безумец. (подмигивает еноту) Мне пора! Даст Бог, увидимся еще!
Фройлен Возняцки. Будь осторожен! Не ввязывайся в неприятности!
Безумец. Куда уж дальше! Я и так по горло в неприятностях!
Фройлен Возняцки. (рыдает, обнявшись с енотом Дмитрием)
Безумец. До скорого! (уходит)
Фройлен Возняцки. (шепчет) Мой герой!
Сцена третья.
(Безумец поворачивает налево по коридору второй раз и упирается в дверь. Стучит.)
Черный юмор. Кого еще принесло? Если это доставка еды, то оставьте посылку под дверью.
Безумец. Это не доставка.
Черный юмор. Тогда входите. Что стоите в дверях.
Безумец. (заходит) Здравствуйте, предводитель!
Черный юмор. Молодой человек, чем могу быть полезен?
Безумец. У меня к вам серьезный разговор. Надеюсь, что вы найдете несколько минут в своем напряженном графике и выслушаете меня…
Черный юмор. Хорошо. (откладывает ручку и листок бумаги в сторону) Я готов вас выслушать, если этот разговор настолько важен для вас.
Безумец. Он важен не только для меня, но и для вас, и даже для всего мира.
Черный юмор. Вот как! Вы меня заинтриговали. Что сейчас может быть важнее битвы?
Безумец. Об этом я и хочу поговорить.
Черный юмор. Вы – дипломат ангелов?
Безумец. Нет!
Черный юмор. А очень похожи! (смеется)
Безумец. Я пришел к вам с миротворческой миссией.
Черный юмор. Миротворческой? Вы точно не дипломат?
Безумец. Нет. Я – Безумец!
Черный юмор. Значит вы один из многих, но скоро мы победим в битве и безумие кончится. Не будет разделения между теми, кто служит нам и теми, кто служит ангелам. Вашему безумию мы поможем.
Безумец. Я пришел сказать, что битву нужно остановить. И вы единственный шанс мира на спасение.
Черный юмор. Что я слышу? Остановить битву?
Безумец. Именно. Если сражение произойдет, то никто не выживет. Мир рухнет. Все воины и люди погибнут, все живое на Земле вымрет…
Черный юмор. А! Я догадался – вы один из тех предсказателей, которые верят в свои пророчества!
Безумец. Я не пророк. У меня состоялся разговор с Деревом Мудрости…
Черный юмор. Это тот ненормальный баобаб , который растет на поле? Вы понимаете, что баобабы не должны расти в нашем климате. Это все очень странно…
Безумец. Прошу вас остановите войну!
Черный юмор. Не могу! (чешет бороду) Вы говорили с Светлой печалью?
Безумец. Да. (грустно) Он не согласился остановить войну. Вся надежда только на вас, а иначе…
Черный юмор. Что?
Безумец. Иначе мне придется пожертвовать собой ради одной из сторон – ангелов или демонов. Таково пророчество!
Черный юмор. Знаете, молодой человек, я не смогу вам помочь. Война – это все что у меня есть, это все чем живет мой народ. Лишить их шанса, которого они ждали всю жизнь – очень негуманно. Кем я буду в их глазах после этого?
Безумец. Понятно. Я ничего другого и не ожидал, хотя надеялся…
Черный юмор. Единственное, что я хочу вам сказать…
Безумец. Да?!
Черный юмор. Если вы так свято верите в древнее пророчество, то жертвуйте собой во имя демонов. Мы – это будущее. С нами у людей есть надежда на свет в конце туннеля. А ангелы – это народ-рудимент. Народ зацикленный на прошлом, на воспоминаниях. Они сентиментальны и слабы.
Безумец. (молчит)
Черный юмор. Погибнуть за нас – это значит пожертвовать собой за светлое будущее Земли. Так бы поступил каждый воин, которому дорога жизнь планеты.
Безумец. Мне очень жаль, что вы не хотите верить в то, что я говорю…
Черный юмор. (смеется) В это очень тяжело поверить, молодой человек! Мы жили по другим законам, мы жили другой мечтой и в наши планы не входит остановка боевых действий… особенно сейчас, когда мы так близки к победе. Нас прославят после битвы! О нас будут писать книги и песни! Мы навсегда внесем наши имена в книгу славы человечества. Нам будут поклоняться и молиться тоже будут на нас…
Безумец. Вы уверены, что все будет так? А что если мира больше не будет? Что если пророчество право?
Черный юмор. Мы об этом не узнаем. (смеется) Мы же все погибнем!
Безумец. Нет ничего в этом смешного!
Черный юмор. Право слово, вы еще более нудный персонаж, чем Серафим или Светлая печаль. Вам надо остаться в нашем лагере – вас здесь научат жить легко и весело.
Безумец. Когда надо мной висит топор, который вполне может обрушиться на мою голову – как-то не до веселья!
Черный юмор. Понимаю. Если это все, что вы хотели мне поведать, то прошу удалиться из моих покоев. У меня еще много работы. Нужно приготовиться к битве.
Безумец. Понимаю. Всего доброго.
(Безумец с поникшей головой выходит из кабинета предводителя демонов и идет по коридору шахты в направлении выхода.)
Безумец. (один) Никто не поверил мне! Я так и знал!
(Проходит телеги с углем, за которыми прятался Голый король)
Безумец. В это пророчество, действительно, сложно поверить. Я был Безумцем, который верит во все, что говорят древние книги – таким и останусь! Никто меня не поймет…
Призрак Шарля де Шурле. (подлетел сзади) Мой ребенок!
Безумец. (оборачивается на голос) Кто здесь?
Призрак Шарля де Шурле. Я так долго тебя ждал – избранный!
Безумец. (в ужасе шарахается от призрака) Что вам надо?
Призрак Шарля де Шурле. Ты не узнал меня! Я оракул – Шарль де Шурле! Я тот, кто предсказал твое появление на этот свет! Я тот, кто поверит тебе!
Безумец. (с облегчением) Вы тот оракул, который был приговорен к казни и погиб на болотах?
Призрак Шарля де Шурле. Вижу, что ты осведомлен обо мне, но все не совсем так. Я бежал от казни, но погиб не на болотах, а от презрения людей. Все думали, что я сумасшедший сказочник, рассказывающий басни… но мне никто не поверил и от одиночества и разочарования в людях я погиб!
Безумец. Примерно тоже самое ждет меня!
Призрак Шарля де Шурле. Нет. Ты не будешь один. Я с тобой! И я верю тебе, потому что сам предсказал твое появление.
Безумец. Но как вы узнали обо мне?
Призрак Шарля де Шурле. Я видел все это во сне… своем давнем сне. Я знаю, что тебе никто не поверил и тебе кажется, что ты самое одинокое существо на планете Земля, но это не так…
Безумец. Это так!
Призрак Шарля де Шурле. Я же оракул. Верь мне, как я тебе.
Безумец. Вы видели все в своем видении?
Призрак Шарля де Шурле. Только то, что будет происходить до твоего выбора. Я не знаю, что ты выберешь… прости, этого я не знаю!
Безумец. Вы не знаете исхода? (печально) Хотелось бы быть подготовленным…
Призрак Шарля де Шурле. Этого никто не знает, ни один оракул. Свобода выбора – это главный дар человека. Ты свободен принимать любое решение на свое усмотрение, и никто не заставит тебя поменять его. Но есть один нюанс…
Безумец. Какой же? Не томите!
Призрак Шарля де Шурле. Отвечать за свой выбор тебе тоже придется самому. Все последствия неправильного выбора лягут на твои плечи тяжким бременем. Но при этом, если ты сделаешь правильный выбор, то будешь свободен!
Безумец. Разве есть сценарий, при котором я выживу? Ведь все предводители отказались мне помочь. Войне быть!
Призрак Шарля де Шурле. Есть. И я здесь для того, чтобы сказать тебе: выбрав верную сторону из двух – прошлое и будущее – ты не просто остановишь войну, но и спасешься…
Безумец. Но какую?
Призрак Шарля де Шурле. Этого не знаю я сам. Ты должен слушать себя и свое сердце. Оно тебе подскажет… я надеюсь, что ты сделаешь правильный выбор. И спасешься, спасая мир.
Безумец. Что будет с тысячей воинов, на сторону которых я не встану?
Призрак Шарля де Шурле. Не знаю. Правда, не знаю! Этого в моем видении не было. Будем надеяться, что они выживут тоже…
Безумец. Кто затеял эту войну? Зачем она нужна?
Призрак Шарля де Шурле. Это философские вопросы. Ответ на них один: потому что так устроен мир. И хотим мы того или нет, но все происходит, как происходит и порой мы не можем повлиять на какие-то события…
Безумец. (молчит)
Призрак Шарля де Шурле. Но это не твой случай! Ты можешь повлиять на исход этого предприятия! Мой дорогой, тебе выпала большая честь и важная миссия! Ты понимаешь?
Безумец. Это очень тяжело! Слишком большая ответственность!
Призрак Шарля де Шурле. Ты справишься! В тебя верят многие…(улыбается) я видел вашу встречу с молодой фройлен – это прекрасно!
Безумец. Но почему вы не показались мне раньше?
Призрак Шарля де Шурле. Для молодой фройлен это был бы удар. (смеется) призрак мертвого оракула – еще один повод для ее кошмаров! А теперь тебе надо идти – пора принимать решение.
Безумец. (улыбается) Увидимся мы еще когда-нибудь с вами?
Призрак Шарля де Шурле. Возможно. Но этого я тоже не знаю! Я не всемогущ, как ты уже успел понять!
Безумец. (кивает)
Призрак Шарля де Шурле. Сделай свой выбор! (исчезает)
Сцена четвертая.
(Безумец остался один. Слышит голос разума.)
Коллективный разум. Ты поговорил с предводителем демонов?
Безумец. Да. И снова безрезультатно. Но зато я встретил того, кого мечтал увидеть и услышать.
Коллективный разум. Видимо ты не про меня?
Безумец. Не обижайся, но я встретил великого предсказателя и оракула – Шарля де Шурле. Это тот человек, который предвидел мое появление…
Коллективный разум. Ты спросил у него все что хотел?
Безумец. Да. Хотя наша встреча была скоротечной, но довольно познавательной. Единственное, что я не узнал: какой выбор в итоге сделаю?
Коллективный разум. Сам посуди – это было бы слишком легко и неинтересно. Выбор ты должен сделать сам.
Безумец. И сам за него ответить!
Коллективный разум. Именно. Так устроен этот мир. За свои поступки мы отвечаем сами. И это довольно справедливо, не находишь?
Безумец. Всегда ли мы отвечаем только за свои поступки?
Коллективный разум. Не всегда. Но таково мироустройство! Иногда мы берем на себя ответственность за чужие деяния, но все же и отвечаем за них, как за чужие – не в полной мере!
Безумец. (загадочно) Шарль де Шурле погиб за свою правду – это ли не подвиг?
Коллективный разум. Примерно тоже самое может произойти с тобой. Ты готов сделать выбор?
Безумец. Пока еще нет. У меня даже не было времени подумать – встречи, переговоры, новые открытия, прошлые разочарования…
Коллективный разум. Понимаю.
Безумец. Я должен еще немного подумать. Сколько у нас есть времени?
Коллективный разум. До следующего утра – три часа. А именно утром войско демонов сразится с войском ангелов – это будет точкой невозврата. Если война начнется, то ты уже не сможешь ее остановить, а значит – мир станет пеплом…
Безумец. Не хотелось бы. Нужно торопиться. Я не сказал тебе еще одной важной новости.
Коллективный разум. Какой же?
Безумец. У меня есть шанс на спасение. При удачном выборе стороны: прошлого или будущего – я могу остаться живым!
Коллективный разум. Это действительно приятная весть. Видишь, не все так ужасно. Есть шанс!
Безумец. Я, когда сегодня узнал это от оракула, то сразу почувствовал желание жить! Я не обречен!
Коллективный разум. Рад за тебя! Искренне рад!
Безумец. Еще я кажется встретил любовь! (улыбается) Меня полюбила молодая фройлен Возняцки! Теперь мне есть ради кого жить! Понимаешь, разум! Я хочу жить!
Коллективный разум. Все это замечательно, но станет возможным только при условии правильно выбора. Поэтому выкинь пока что из головы мысли о личном счастье, а подумай: как спасти мир?
Безумец. Я и так думал об этом все последнее время…
Коллективный разум. Но это и есть ключ к твоему личному счастью! Только, если тебе удастся спасти мир – ты обретешь счастье личное! Не забывай об этом.
Безумец. (стал серьезным) Да, ты прав! Витать в мечтах рано. Сейчас не самое подходящее время для этого. Еще успею! На чем мы остановились?
Коллективный разум. На выборе между тем, чтобы погибнуть за будущее и тем, чтобы погибнуть за прошлое?
Безумец. Ты не мог бы меня оставить ненадолго – мне нужно побыть одному и подумать.
Коллективный разум. Хорошо. Но теперь ты меня услышишь только после сделанного выбора и только в случае правильного решения.
Безумец. (печально) На всякий случай: «Прощай разум! Ты сделал все что мог для меня. Теперь дело за мной. И если мы больше не поговорим…»
Коллективный разум. Не говори так. Все будет хорошо!
(Коллективный разум замолк. Безумец остался один.)