Рядовые перед лицом смерти

Олег Мартынцов
               Рядовые перед лицом смерти
     Олег МАРТЫНЦОВ, член международного сообщества писательских союзов и НСЖУ

          В дни празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне мне пришлось побывать в Донецком областном русском театре юного зрителя (г. Макеевка), где с большим удовольствием посмотрел спектакль «Рядовые» по пьесе белорусского драматурга Алексея Дударева. Написал он ее еще в честь 40-летия Победы, а в 1985 году получил за нее Государственную премию СССР. Но и сегодня, спустя 65 лет после той войны, после Афганистана и Чечни, после всех военных конфликтов последних десятилетий, рассказанная им история по-прежнему ак¬туальна и современна.
           По сути, эта пьеса - трагедия, но автор обозначил ее как драму и балладу с годами она стала классикой, только за последнее десятилетие поставлена более ста раз в различных театрах. И вот сегодня пьеса ставится на сцене Макеевского ТЮЗа под руководством директора и художественного руководителя театра Владислава Слухаенко (режиссер-постановщик Андрей Шинкаренко, зав. литературной частью Петр Можаровский, главный художник Александр Григоров, дирижер оркестра Сурен Арутюнянц, зав. музыкаль¬ной частью Сергей Божко, зав. постановочной частью Раиса Лукьянова). Это они предложили актерам посмотреть на прошлое тазами сегодняшнего зрителя.
             Действие в спектакле разворачивается незадолго до победы, весной 1945 года, в небольшом немецком городке недалеко от Берлина. Пятеро рядовых войны случайно оказываются в пекле последних боев. Но в центре происходящего - не военные действия, а судьбы людей, их надежды и печа¬ли. Страшным кровавым катком прокатилась война по судьбам героев пьесы, лишив их близких и родных, заменив любовь и радость жизни на ужас и ненависть. Но, несмотря на все это, они даже в кровавой бойне сумели остаться людьми.
               Художник Александр Григоров возвел на сцене полуразрушенную стену, по-видимому, бывшего костела, а может, старинной ратуши. Возле этой стены и расположился взвод, вернее, его остатки. Вокруг  горы щебня, искореженные металлические конструкции. Сцену заволакивал густой дым, на заднем плане - зарево пожара. Оно освещает здание, которое когда-то было прекрасным. Поют соловьи, идет дождь, тучи отступают перед бесконечно чистым небом.
               Последние дни войны. На глазах зрителей победу приближает взвод советских солдат под командованием неоднократно разжало-ванного старшины Дугина (Игорь Матейко). Здесь - сразу несколько поколений бойцов (деды, отцы, внуки), у которых свои взгляды на жизнь, свои ценности, но всех их объединяет солдатское братство, и даже война не в состоянии заглушить простые человеческие чувства. Искренность, трога- тельность и естественность персонажей просто подкупают. Они - не романтические герои, а обычные люди. Горько только, что в последние дни войны все они погибают.
        Вот старшина Дугин с горечью пересчитывает солдат, уцелевших после страшного боя, в котором полети многие его товарищи, а сам он, получив тяжелое ранение, вынужден отправить жене похоронку на самого себя. В итоге он тоже погибает, но оставляет о себе добрую память. Совсем ещё юный Ленька-Одуванчик (Ярослав Жуков), призванный в армию в последние дни войны, чисто по-детски страдает, что на его долю не выпадет воинской славы, и рвется в бой.
         Война кончается, а он боится не успеть стать настоящим героем и получить свою медаль. Во время рукопашного боя фриц откусил ему ухо, но Ленька уверен, что пострадал в бою. «Ты что, Одуванчик? Медаль за пулевое ранение дают, а не за отгрызенное ухо!» - подшучивают над ним товарищи. «Но не тараканами же съедено, а врагом!» - не теряет надежду юный боец.
Одуванчик попадает в санчасть, где и встреча¬ет молоденькую медсестру Лиду (Гелена Сергутина). Паренек молод, наивен, но им всерьез увлечена Лида, уже знавшая мужчин. Она надеется, что Леньку сможет полюбить всем сердцем.
         Девушка, на руках у которой погибло столько люде     й влюбляется в оду¬ванчика и мечтает после войны родить ему много детей. Лида нравится также Буштецу (Карен Гамбарян), который сильно ревнует, но все равно выносит Одуванчика из огня. Каждый из мужчин был бы счастлив остаться с ней, простой, доброй, ищущей счастья девушкой, но она уже поко¬рена беззаветной преданно¬стью мальчишки, для кото¬рого все замкнулось на ней, Лиде, может, навсегда. Для парня она одновременно и любимая женщина, и мать, и сестра. Но Леньку подстере¬гает неудача: Лида тонет на переправе.
          Старший друг Буштеца Дервоед (Владимир Петра¬ков), на глазах у которого погибли жена и сын, муча¬ется оттого, что не в состоя¬нии справиться с душевной болью. Очень тонко переда¬но в спектакле и душевное состояние рядового Соляника (Павел Пичко), который возвращается из боя с авто¬матом с нерастраченными патронами в магазине. Он - человек верующий, по- видимому, сектант-баптист. Поэтому четко выполняет Божью заповедь «Не убий!». Сам он от пуль не уклоня¬ется, не прячется за спины товарищей, но в людей не стреляет. Тем самым он дает врагам возможность убивать однополчан. В итоге он тоже тяжело ранен, перед смертью просит у товарищей прощения, но не раскаивается и остается при убеждении, что человека, кто бы он ни был, убивать нельзя.
             Искреннее сочувствие вызывает красивая и мужественная Вера (Оксана Ясинская-Авдеева), на душу которой тяжелым камнем лег тонкий лист похоронки, где вписано имя любимого супруга. Но женское сердце чует, что муж жив, и оно не ошибается. Однако, найдя Дугина, она оказывается отвергнутой им. Почему? И только нам, зрителям, известна эта тайна. «Я сам на себя написал похоронку, - признается Дугин, - так как после ранения не смогу иметь детей. Поэтому не хочу быть обузой для Веры.
          Вот и написал, что убит и похоронен в братской могиле. Верка - молодая, красивая, она обязательно найдет себе кого-нибудь, родит малышей и будет счастлива». Надо ли осуждать его за это? Это зависит от того, под каким углом смотреть. Ведь если по-настоящему любишь, ты всегда готов чем-то жертво¬вать. В данном случае - своим счастьем.
       Война - лишь один из пластов в многоплановой фабуле «Рядовых». Каж¬дый персонаж, даже эпизо¬дический, индивидуален. Это особенно заметно в сцене возвращения из пле¬на двух женщин - пожилой (заслуженная артистка Украины Вера Кондратенко - Езжалова) и беременной Люськи (Шорена Шония).
          Первая с радостью рассказывает солдатам о том, что уже нашла жениха для своей дочери, еще не зная, что дочери уже нет в живых. Рассказ женщин о перенесенных страданиях в плену с ужасом слушает и Буштец, который узнает, что фашисты надругались над его любимой Люськой. Но к этому времени все чувства, кроме ненависти к врагу, уже выжжены в его душе. Поэтому когда он встречает Люську, у него нет сил даже для том, чтобы обнять  ее, хотя умом понимает, что она ни в чем не виновата.
         Все пережитое превратило его в циника, убив все кроме ненависти к  врагу и желания его убивать. Какая же судьба ждет его в мирное время? Как сможет залечить свои душевные раны?
         На глазах у бывшего партизана Дервоеда карате¬ли сожгли его жену и ребен¬ка. Он поседел от ужаса, но ничего не мог предпринять, даже выстрелить, потому что у него в сумке находились документы, определявшие судьбы сотен людей. Свой военный долг партизан выполнил, но счастья ему это не принесло. Теперь он молит Бога, чтобы его вина перед родными была прощена, но сам себя простить не может. Воспоминания о смерти близких причиняют ему тяжкие страдания.  Однако при всем том он сочувствует чужой беде, и когда в расположение части приходят женщины, он суетится, не знает, чем их угостить, как смягчить их загрубевшие и озлобленные сердца.
          Реалистично, но с со¬временным взглядом на трагический период нашей истории подошли актеры к своим ролям. «Все мы - рядовые своей Родины. Победителями в той войне стали не оружие, не военачальники, а рядовые солдаты, народ, его дух. Для нас очень важно все это достоверно представить, - говорит Андрей Шинкаренко. - Весь смысл спектакля в том, что, увидев его, зритель еще раз убеждается, что даже в са¬мой кровавой бойне побеж¬дает тот, кто в душе носит любовь. К людям, к жизни, к своим родным и близким, к Родине».
         С болью вынужден от¬метить, что в то время, когда на сцене развивались  трагические события, а в глазах у многих зрителей блестели слезы, в ближайших рядах то и дело слышался смех, весело ели мороженое школьники.  В связи с этим мне вспомнились слова Маршала Советского Союза Георгия Жукова, обращенные к по¬томкам: «Не надо много го¬ворить о подвигах, а нужно проявить хотя бы немного тепла к фронтовикам».
          В заключение хочется сказать, что спектакль, по¬ставленный Макеевским ТЮЗом, исторически досто¬верен. Хотелось бы, чтобы он был показан и другим зрителям области, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны и молодежи.
         Судя по реакции зрителей, режиссер и ак¬теры своей цели достигли, спектакль удался. Значит – ему жить.