Орден Иоаннитов и о. Родос в поэзии Н. Гумилева

Раскина Елена
Орден св. Иоанна Иерусалима, Родоса и Мальты в поэзии Николая Гумилева.

Таинственный остров Родос, твердыня рыцарей-иоаннитов, занимает важное место в творчестве Н.С. Гумилёва – одного из прекраснейших поэтов «серебряного века» русской литературы. Родосу посвящено одноименное стихотворение Н.С. Гумилёва. Ключом к пониманию этого стихотворения является связь сакрального острова с историей одного из самых могущественных рыцарских орденов католической Европы – Ордена св. Иоанна Иерусалима, Родоса и Мальты.
Родос предстает в одноименном стихотворении Н.С. Гумилёва не только как твердыня военно-монашеского рыцарского ордена, но и как священное пространство, где «все равны перед взором Отца» и служат «Небесной Невесте», Деве Марии («Там был рыцарский орден: / соборы, цитадель, бастионы, мосты / И на людях простые уборы, / Но на них золотые кресты. / Не стремиться ни к славе, ни к счастью: / Все равны перед взором Отца, / И не дать покорить самовластью / Посвященные небу сердца!»).
Золотые кресты на уборах рыцарей-иоаннитов заключают в себе символику солнца, представление о золотом цвете как о духоносном (золотые нимбы над головами святых, золотой фон в иконописи, золотая парча, в которую облачались священнослужители и т.д.). Не случайно поля Родоса в этом стихотворении названы «опалёнными»: они опалены солнцем, несут в себе силу и славу побеждающего светила.
Образ-символ солнца присутствует и в древнегреческих мифах, связанных с островом Родос. Этот остров дивной красоты, поднявшийся из морских глубин, -  был даром Зевса Гелиосу - богу Солнца.   
«Золотым рыцарем» назван в одноимённом рассказе Н.С. Гумилёва Христос, являющийся семерым храбрецам, погибающим от жажды в одной из глухих долин Восточного Ливана и в смертный час поющих хвалу Иисусу. В этом рассказе семеро рыцарей, возвращавшихся из Святой Земли, въехали в узкую глухую долину Восточного Ливана «золотым блистательным полднем».   
Рыцарство, понимаемое как внутреннее духовное движение, проявленное во внешних действиях, формирование такого рыцарства в России виделось многим русским философам «серебряного века», в частности - Н.А. Бердяеву, возможностью выхода из той страшной духовной бездны, в которую попала Россия после Октябрьского переворота 1917 г. В частности, Н.А. Бердяев в своем труде «Философия неравенства» («Письмо шестое. Об аристократии») с горечью констатировал, что в России, в русской истории, не было рыцарства. Отсутствием рыцарства в русской истории, с точки зрения Н.А. Бердяева, объяснялось то, что «личность не была у нас достаточно выработана, что закал характера не был у нас достаточно крепок».
Рыцари-иоанниты в стихотворении Н.С. Гумилёва «Родос» изображены как братство во имя Христа, как сообщество людей, всецело поглощенных верой. Такое понимание священного значения Родоса было характерно и для самих рыцарей-иоаннитов, вынужденных, после кровопролитной битвы, уступить остров султану Сулейману Великолепному и отправиться искать себе новое пристанище. Подобным священным пристанищем для рыцарей оказалась Мальта, но по Родосу рыцари тосковали, как по утраченной родине.
По своему происхождению Орден св. Иоанна Иерусалима, Родоса и Мальты – паломнический. По одной из версий, он происходит от пилигримов-французов, отправлявшихся в Святую Землю. Эту версию Симон Мерсиека, директор Института Средиземноморья Мальтийского университета, называет «франкофильской». Согласно еще одной версии, Орден иоаннитов произошел от итальянских купцов из города Амальфи, которые совершали путешествия в Святую Землю и активно торговали с Востоком.
В стихотворении Н.С. Гумилёва «Родос» остров предстаёт неким идеальным пространством, которое нужно отвоевывать «у веков, у пространств, у природы» («Мы идём сквозь туманные годы, / Смутно чувствуя веянье роз, / У веков, у пространств, у природы / Отвоёвывать древний Родос»). Вернуть утраченный Родос, согласно этому стихотворению, можно разными способами: «брести в смертоносных равнинах, чтоб узнать, где родилась река», «на тяжёлых и гулких машинах грозовые пронзать облака» и даже «высыхать в глубине кабинета перед пыльными грудами книг». Таким образом рыцарство приобретает не только военный, но и духовный характер.
В Ордене св. Иоанна Иерусалима, Родоса и Мальты существовало и существует деление на Рыцарей справедливости или Признанных рыцарей, рыцарей Милости Господней (по Милости) войны, а также Чести и Преданности. Рыцарем Милости Господней (по Милости) первоначально становились воины недворянского звания, возведенные в это достоинство за славные подвиги. Но уже в эпоху Возрождения рыцарем Милости Господней мог стать художник, поэт, ученый или музыкант, оказавший услуги Ордену. Так, подобным званием был награжден живописец Караваджо (Микеланджело Меризи де Караваджо), создавший великолепные фрески для Кафедрального собора св. Иоанна Крестителя в Ла Валетте.
В современном Ордене св. Иоанна Иерусалима, Родоса и Мальты существуют Рыцари и Дамы Милости Господней. Таким образом, получить столь почетное звание можно было и «высыхая» в глубине кабинета перед пыльными кипами книг. Главное - следование некому благому Пути, служение.   
Для стихотворения Н.С. Гумилёва «Родос» очень важной является идея духовного Пути, служения Небесному Отцу. Движение по духовному, благому Пути уподобляется у Гумилёва следованию за Духом Святым»: «Мы идём сквозь туманные годы, / Смутно чувствуя веянье роз…». В движении по столь благородному Пути была заключена, по мнению Н.С. Гумилева, главная задача «рыцарей духа», благородных подвижников.
Таинственный остров Родос, твердыня рыцарей-иоаннитов, занимает важное место в творчестве Н.С. Гумилёва – одного из прекраснейших поэтов «серебряного века» русской литературы. Родосу посвящено одноименное стихотворение Н.С. Гумилёва. Ключом к пониманию этого стихотворения является связь сакрального острова с историей одного из самых могущественных рыцарских орденов католической Европы – Ордена св. Иоанна Иерусалима, Родоса и Мальты.
Родос предстает в одноименном стихотворении Н.С. Гумилёва не только как твердыня военно-монашеского рыцарского ордена, но и как священное пространство, где «все равны перед взором Отца» и служат «Небесной Невесте», Деве Марии («Там был рыцарский орден: / соборы, цитадель, бастионы, мосты / И на людях простые уборы, / Но на них золотые кресты. / Не стремиться ни к славе, ни к счастью: / Все равны перед взором Отца, / И не дать покорить самовластью / Посвященные небу сердца!»).
Золотые кресты на уборах рыцарей-иоаннитов заключают в себе символику солнца, представление о золотом цвете как о духоносном (золотые нимбы над головами святых, золотой фон в иконописи, золотая парча, в которую облачались священнослужители и т.д.). Не случайно поля Родоса в этом стихотворении названы «опалёнными»: они опалены солнцем, несут в себе силу и славу побеждающего светила.
Образ-символ солнца присутствует и в древнегреческих мифах, связанных с островом Родос. Этот остров дивной красоты, поднявшийся из морских глубин, -  был даром Зевса Гелиосу - богу Солнца.   
«Золотым рыцарем» назван в одноимённом рассказе Н.С. Гумилёва Христос, являющийся семерым храбрецам, погибающим от жажды в одной из глухих долин Восточного Ливана и в смертный час поющих хвалу Иисусу. В этом рассказе семеро рыцарей, возвращавшихся из Святой Земли, въехали в узкую глухую долину Восточного Ливана «золотым блистательным полднем».   
Рыцарство, понимаемое как внутреннее духовное движение, проявленное во внешних действиях, формирование такого рыцарства в России виделось многим русским философам «серебряного века», в частности - Н.А. Бердяеву, возможностью выхода из той страшной духовной бездны, в которую попала Россия после Октябрьского переворота 1917 г. В частности, Н.А. Бердяев в своем труде «Философия неравенства» («Письмо шестое. Об аристократии») с горечью констатировал, что в России, в русской истории, не было рыцарства. Отсутствием рыцарства в русской истории, с точки зрения Н.А. Бердяева, объяснялось то, что «личность не была у нас достаточно выработана, что закал характера не был у нас достаточно крепок».
Рыцари-иоанниты в стихотворении Н.С. Гумилёва «Родос» изображены как братство во имя Христа, как сообщество людей, всецело поглощенных верой. Такое понимание священного значения Родоса было характерно и для самих рыцарей-иоаннитов, вынужденных, после кровопролитной битвы, уступить остров султану Сулейману Великолепному и отправиться искать себе новое пристанище. Подобным священным пристанищем для рыцарей оказалась Мальта, но по Родосу рыцари тосковали, как по утраченной родине.
По своему происхождению Орден св. Иоанна Иерусалима, Родоса и Мальты – паломнический. По одной из версий, он происходит от пилигримов-французов, отправлявшихся в Святую Землю. Эту версию Симон Мерсиека, директор Института Средиземноморья Мальтийского университета, называет «франкофильской». Согласно еще одной версии, Орден иоаннитов произошел от итальянских купцов из города Амальфи, которые совершали путешествия в Святую Землю и активно торговали с Востоком.
В стихотворении Н.С. Гумилёва «Родос» остров предстаёт неким идеальным пространством, которое нужно отвоевывать «у веков, у пространств, у природы» («Мы идём сквозь туманные годы, / Смутно чувствуя веянье роз, / У веков, у пространств, у природы / Отвоёвывать древний Родос»). Вернуть утраченный Родос, согласно этому стихотворению, можно разными способами: «брести в смертоносных равнинах, чтоб узнать, где родилась река», «на тяжёлых и гулких машинах грозовые пронзать облака» и даже «высыхать в глубине кабинета перед пыльными грудами книг». Таким образом рыцарство приобретает не только военный, но и духовный характер.
В Ордене св. Иоанна Иерусалима, Родоса и Мальты существовало и существует деление на Рыцарей справедливости или Признанных рыцарей, рыцарей Милости Господней (по Милости) войны, а также Чести и Преданности. Рыцарем Милости Господней (по Милости) первоначально становились воины недворянского звания, возведенные в это достоинство за славные подвиги. Но уже в эпоху Возрождения рыцарем Милости Господней мог стать художник, поэт, ученый или музыкант, оказавший услуги Ордену. Так, подобным званием был награжден живописец Караваджо (Микеланджело Меризи де Караваджо), создавший великолепные фрески для Кафедрального собора св. Иоанна Крестителя в Ла Валетте.
В современном Ордене св. Иоанна Иерусалима, Родоса и Мальты существуют Рыцари и Дамы Милости Господней. Таким образом, получить столь почетное звание можно было и «высыхая» в глубине кабинета перед пыльными кипами книг. Главное - следование некому благому Пути, служение.   
Для стихотворения Н.С. Гумилёва «Родос» очень важной является идея духовного Пути, служения Небесному Отцу. Движение по духовному, благому Пути уподобляется у Гумилёва следованию за Духом Святым»: «Мы идём сквозь туманные годы, / Смутно чувствуя веянье роз…». В движении по столь благородному Пути была заключена, по мнению Н.С. Гумилева, главная задача «рыцарей духа», благородных подвижников.