Границы жизни. Константы

Олег Локшин
                КОНСТАНТЫ

    Все живое в отличии от неживого характеризуют две абсолютные константы: ПРИЯТНОЕ И НЕПРИЯТНОЕ, СТРАДАНИЕ И НАСЛАЖДЕНИЕ. Назовем их «С» - СТРАДАНИЕ и «Н»-НАСЛАЖДЕНИЕ. Любое живое существо все свои поступки совершает для того, чтобы избежать «С» и изведать «Н». Любой поступок, любое движение каждого живого существа подчиняется «формуле» (парадигме) «С» «Н». Этот постулат, как и любой постулат, с трудом поддается обоснованию. Вначале он воспринимается как бред, через какое-то время — как нечто крайне тривиальное.               
      Термин «константа» для обозначения страдания и наслаждения, возможно, не совсем удачен, так как и то, и другое только в том смысле константа, что никогда не меняет знак: приятное всегда приятно, неприятное всегда неприятно. Но сила переживания «С» и «Н» в разных случаях различна и соответствует интенсивности страдания и наслаждения. Все же, за неимением лучшего определения оставим термин «константа».
       Разница в поведении различных живых существ объясняется той простой причиной, что у всех или почти у всех индивидов «С» и «Н»  имеют разное реальное содержание. У примитивных животных, например, «С» означает только физическую боль, страх, голод, жажду. «Н» реализуется в соответствующих положительных ощущениях. У высших животных и особенно у человека спектр приложения констант неизмеримо расширяется. Возможно, уже в какой-то мере у высших животных, но прежде всего, конечно, у человека константы обусловливают такие формы поведения, которые характеризуются категориями этики.
       Естественно, константы «в чистом виде» всего лишь абстракция. И люди и животные переживают «С» или «Н» в форме конкретных ощущений или чувств. Процесс конкретизации константы,т.е.приложение, «привязку» ее к какому-либо объекту вовне мы будем называть «объективизацией», а кульминацию процесса «актом объективизации». Уже объективированную (опосредованную) константу назовем «уровнем объективизации» «С»  либо «Н» или же просто «уровнем». Наряду с термином «объективизация» будем употреблять и другой – «рождение уровня». Непосредственное переживание любого ощущения или чувства обозначим словами «реализация» (константы, уровня, группы уровней) или же «конкретная реализация».
     Далее, употребляя термин «индивид» мы всегда и во всех случаях будем иметь в виду и человека и животное. Что же касается «высших» или «примитивных» животных, мы расшифруем определения в главе «Эволюция системы». И, наконец, применяя ниже термин «работа» по отношению к любым психическим процессам, системам или механизмам, мы всякий раз будем использовать его только в качестве метафоры – с тем, чтобы избежать употребления более длинных определений типа «функционирование», «деятельность», «сумма процессов» и т.п.
      Наш постулат, естественно, не может претендовать и не претендует на описание психической деятельности человека или животного. Он только концентрирует внимание на основном приводе (механизме) принятия решений, а следовательно, и поведении любого живого существа. Разумеется, поведение диктуется не каким-то одним уровнем объективизации констант. Речь идет о системе уровней – «системе С---- Н». Таких уровней много у каждого индивида, но у человека они исчисляются, вероятно, астрономическими цифрами. Все эти уровни иерархически связаны между собой. Каждый из них, говоря упрощенно, создает свои цели. Выбор же между целями и очередность их реализации регламентируется следующим по иерархии уровнем, который в свою очередь находится в такой же зависимости от следующего и так далее вплоть до высшего.
     Нужно подчеркнуть, что «уровень объективизации» и «уровень иерархии» не всегда синонимы. Подробнее мы остановимся на этом в следующих главах. Здесь же, простоты ради, будем считать, что каждый уровень объективизации занимает определенное место (уровень) в иерархии системы «С»---«Н» – в большинстве случаев так оно и есть.
      Иерархия уровней объективизации системы «С»---«Н» отнюдь не постоянна у индивида на протяжении всей жизни. У животных перестройка иерархии происходит, в частности, в результате «включения» по мере созревания особи различных инстинктов. Так, во время брачного сезона доминирующие места занимают уровни, в которых объективизация констант регулируется инстинктом размножения. В период выведения потомства высшую радость и, соответственно, наибольшие огорчения причиняет судьба детенышей. Но самая большая мобильность иерархии свойственна представителям человеческого рода.
     В младенчестве ребенок фактически ограничен «биологическими» уровнями, т.е. «С» или «Н» связаны у него только с физиологическими отправлениями. Затем в ходе созревания рождается все новые и новые уровни, причем места их в иерархии системы постоянно меняются. Разумеется, биологические уровни остаются, но за исключением тех, которые связаны с фундаментальными инстинктами – продолжения рода и самосохранения, занимают подчиненное место. Определяющими же становятся уровни, связанные со взаимоотношениями с другими людьми, т. е. социальные. Ко времени наступления зрелости у значительной, скорее всего, большей части всех людей доминирующие места в иерархии системы «С»---«Н» занимают уровни, в которых объективизация констант регулируется этикой.
Можно сказать, что у каждого человека и в меньшей мере у каждой особи высших животных уровни объективизации системы «С»---«Н» группируются в классы. В рамках класса «С» и «Н» объективированы в явления одного порядка, т. е. уровни каждого класса в принципе могут быть обозначены одним словом. Так, можно говорить о биологических уровнях, этических, социальных, религиозных, эстетических, любовных, и т.д Разумеется, подобное деление условно. Между классами нет никаких реальных границ. Сплошь и рядом невозможно, в том числе и принципиально, определить, к какому именно классу относится тот или другой уровень. Просто, такого рода классификация удобна для описания.
      В пределах каждого класса также существует множество уровней, образующих внутрикласовую иерархию. Эта иерархия в свою очередь нестабильна. Она перестраивается по мере обучения, созревания, в зависимости от возраста, характера взаимоотношений с другими, социального статуса, разнообразных конкретных ситуаций и множество иных причин. Так, в классе эстетических уровней произведения искусства, доставляющие высшее наслаждение подростку с годами, заменяются иными, более зрелыми. Происходят и другие метаморфозы. Место музыки может занять литература и наоборот. Радости и неприятности, причиняемые игрушками, сменяются сходными ощущениями, которые вызывают уже наряды, ландшафты, автомобили, интерьеры и т.д. и т.п.
     Иерархия классов тоже имеет место, но, во-первых, определяется исключительно иерархией, связывающей верхние этажи разных классов. Нужно отметить, что вообще наибольшая устойчивость в иерархии всей системы «С»---«Н» свойственна именно верхним этажам. Данное замечание относится и к внутриклассовой иерархии. Чем иерархически ниже тот или иной уровень объективизации, тем менее устойчиво (надежно) его место в иерархии системы и тем в большей степени оно зависит от конкретной (внешней) ситуации. Зависимость поведения от иерархии системы «С»---«Н», точнее от иерархической ситуации в ее верхних этажах можно вкратце охарактеризовать таким образом.
У каждого человека в каждый отдельный момент существует конкретная иерархия всех высших уровней системы С; Н, а именно она предопределяет в конечном счете поведение человека в каждом конкретном случае. Но так как иерархия эта исключительно мобильна, а сама система столь же сложна, однозначная фиксация конкретной иерархии принципиально невозможна. И точно так же невозможно однозначное предсказание поведения человека.
Это же можно сказать и другими словами.
     Все живые существа, в том числе и все до единого люди – от Гитлера до Св.Франциска, стремятся к приятным переживаниям и хотели бы избежать неприятного  страдания. Но и то и другое – не любой ценой. Прейскурантом, устанавливающим конкретную цену любого доступного данному индивиду удовольствие наслаждения и, соответственно, избавления от любого страдания, служит иерархия системы «С»---«Н». Самый разнузданный и безумный тиран, самый маниакальный сластолюбец, маньяк, самый распоследний клинический идиот, короче, каждый человек  обязательно являются «владельцем» такой иерархии. Любые невзгоды, любые подарки или удары судьбы, словом, все – от легкого опьянения до тяжкой душевной болезни неизбежно преломляется в модификациях ее структуры. Поэтому, за исключением чисто рефлекторных актов, поведение каждого человека всегда, полностью, вплоть до последнего нюанса подчиняется только требованиям собственной иерархии. Эти требования, как правило, не осознаются. Работе иерархии могут мешать самые разнообразные и многочисленные дефекты. Она может быть жёсткой или гибкой,примитивной или высокоразвитой,достойной подражания или  внушающей омерзения. Но в любом случае и всё же она и только она диктует каждому человеку каждый его шаг. 
      Сказанное относится и к животным, но не ко всем. У некоторых из них иерархия как таковая практически отсутствует. Подробнее об этом мы расскажем в главе «Эволюция системы». А сейчас напомним, что отличительная черта иерархии системы это мобильность.Кроме того, одним из главных свойств системы «С»---«Н» является стохастичность. Деятельность системы, как и деятельность всех ее механизмов, в частности иерархии, всегда вероятностный процесс. Поэтому хотя диктат иерархии по существу тотален, ее структура зависит от столь многих и столь многообразных воздействий, что этот тотальный контроль над поведением оборачивается иногда трясиной, в которой человек ведет себя подобно пьяному лунатику. Он делает один малопонятный шаг только для того, чтобы через мгновение сделать другой, еще менее понятный. Так что в конце концов любые попытки как-то предугадать его поведение теряют всякий смысл.
     К счастью, такая сверх мобильность иерархии встречается сравнительно редко. Поэтому мы исключим из дальнейшего такого рода крайности. Отметим только, что практически у всех людей высшие места в иерархии системы «С»---«Н»  занимают уровни упомянутых ранее фундаментальных инстинктов – продолжения рода и самосохранения и этические (или религиозные) уровни. Конкретная иерархическая ситуация в данных трех классах уровней и степень ее лабильности не только обусловливают повседневное, обыденное поведение, но и служат причиной наиболее драматических коллизий человеческой жизни: трагедия Тристана и Изольды, Сид, царь Эдип, жизнь и смерть, любовь и долг.
       Такой акцент на роли иерархии системы должен, мне кажется, избавить автора от подозрений в гедонизме. Добросовестный читатель сможет окончательно убедиться в отсутствии этого греха в дальнейшем, и довольно быстро. Гедонизм – это как раз то, что наиболее чуждо нашей концепции: против него она в известной мере и направлена. Лично мне это мироощущение или как там его назвать кажется убогим и отвратительным. К сожалению, из истории, да и из повседневного опыта хорошо известно, что наиболее липкими и стойкими ярлыками оказываются обычно самые абсурдные. Поэтому я не буду слишком потрясен, узнав, что проповедую, к примеру, свободную любовь или пытаюсь воскресить заезженные схемы Эпикура,Бентама,Дж,Ст.Милля и Бог весть ещё кого.  Все же хочется верить, что оценки такого рода будут редкостью.
anastace@mail.ru