Бессмысленная жизнь

Базиль Касим
Даже став старшим инженером, Т не ощутил полноты бытия. Раньше Т считал, что мир будет постепенно раскрывать перед ним свои карты, по мере карабканья вверх по шаткой карьерной лестнице. Однако, реальность складывалась в другую, совершенно обидную для него фигуру. Он, глядя свысока на своих сослуживцев - простых инженеров, с тревогой ощупывал в себе увеличивающееся ощущение пустоты. Ощущение пустоты, не дававшее ему спокойно спать по ночам.

Кто я? - задавал он себе вопрос, лёжа на кровати. Я: хорошо делающий работу; честный и приятный; о чём-то думающий. Я очерчен. Я функция выдающая предсказуемые результаты. Я ожидаем. Я профессионал и надёжный человек, законопослушный гражданин.

В одну из трудных ночей, во сне, на фоне экзистенциальных мыслей, в его голове что-то щёлкнуло. Но возможно, что-то снизошло сверху. В общем, с утра это уже был человек с идеей.

Он сказал себе: Моя жизнь имеет признаки смысла, но кажется бессмысленной. Не должно быть полумер - нужно сделать её совершенно бессмысленной. Для начала он решил назваться по иному. "Т слишком абстрактно, дам себе имя Тристан".

Мгновенно он почувствовал духоподъемное волнение. Мифология, сказки - Тристан, почему бы и нет? Самое то. Чем же будет заниматься Тристан, подумал он, рассматривая себя со стороны. Чем-то очень реальным. Он сказал себе "открою поисковик в интернете и наберу "сообщество по", в седьмой результат поиска вступлю и буду этим активно заниматься".

"Сообщество по защите ледников". Неплохо. Через несколько минут он создал профиль в соцсети - Тристан Бессмыслов. И выложил текст, где сообщал об опасности таяния ледников. "Надо защищать, прападут ведь, жалка же" подытожил он своё не слишком длинное сообщение.

Т был сдержан, молчалив, задумчив, но Тристан не таков. Он поверхностен, глуповат и заносчив. Он не пользуется кредитной картой, вместо этого запихивает комьями наличность в карманы. Не бреется. Смеется громко и раскатисто - а-ха-ха. Любит женщин которые курят. Относится к ним как к вещам. Использует слово паразит - "типа". Он забывчив, не обязателен. Если пьет, то до полной бессознанки. Какую еду он любит? Молоко, круассаны и шашлыки. Пусть он будет мечтать посетить - Куала-Лумпур и Братиславу. Он пишет с ошибками. Говорит быстро и бурно жестикулируя. Во время разговора старается дотронуться до кисти собеседника. Политическая позиция - активная, право-либеральная. Он будет участвовать во всех митингах "своей направленности". У Тристана будет способность к языкам, особенно он обожает язык Суахили. А значит, дома должны быть какие-то африканские поделки, болванчики...

Через два часа завершилось тристаноформирование. Он решил поступать просто. Делать то, что выпало по жребию, случайно - никаких оценочных суждений, апелляций к душе, совести и нравам общества. Нельзя сказать, что Братислава ему была чем-то мила или больно дороги ледники и ценности либерализма. Да плевать на них! Т мечтал посетить Рим, и сам по духу консерватор, но какое это имеет значение, если так решили поисковик или генератор случайных чисел.

"Т, с чего ты взял, что хочешь в Рим? - сказал Тристан. "Почему ты думаешь, что тебе нравятся яблоки и скумбрия? Может кто-то нагенерил тебе эти привычки и желания, не спрашивая твоего разрешения?"

"Ээ", сказал, Т, но ничего достойного ответить не смог, кроме "привык, столько же лет прошло, всё-таки".
"Ну вот и прекрасно", сказал Тристан Бессмыслов, "а теперь убей себя".

Т написал предсмертную записку. Оно было очень грустным, меланхоличным и красной нитью проходила мысль о бессмысленности жизни. В нём не было ни одной ошибки. А завершалось оно следующими словами. "Обретя должность старшего инженера, я понял, что потерял смысл жизни. Прощайте"...

Тристан Бессмыслов довольно популярен. Он хорошо спит по ночам. При формировании своей личности, он отключил функцию глубоких и долгих рассуждений. Сначала было непривычно, но потом стало получаться. Сначала он поступал  механически. "Надо подучить суахили, я же, типа, его люблю". Он с трудом перебарывал себя - покупал и пил молочку. С отвращением напивался до чёртиков. Чувствовалась неопытность. Он, превозмогая приличия - атавизмы унаследованные от Т, стыдясь, писал слово "пидарас" в комментариях адресованных властям. Ему было больно бросить девушку, возникала привязанность, любовь. Приходилось юлить, неловко лгать, что-то придумывать...

Но потом пошло поехало.

"Шлюха, больше не звони мне". Он стал выступать на акциях по защите ледников. Высказывал свои позиции относительно политических процессов в стране, а от его речей становилось не по себе даже самым отъявленным оппозиционерам. Среди новых знакомых он по праву прослыл "пьяницей номер один". Гости, приходя к нему домой, восторгались, увидев вещицы из Кении, Нигерии и Мозамбика. Им казалось, что они "открывали его с новой стороны". Они почему-то были убеждены, что он полиглот и "человек с убеждениями"

Но нет. Убеждений у него никаких не было. Тристан парил над рутиной. Он, повторюсь, делал всё механически. Как актёр. Его слова ничего не означали, а были тщательно вызубрены и отрепетированы перед зеркалом. Он, внутри себя, возможно, плакал после каждого расставания с девушкой. Корил себя за пьянство и разнузданную речь.... Но если долго играть, можно самому поверить в игру. Перестать отличать её от реальности.

Кто знает, возможно сгинувший Т тоже был такой же ролью - неудачной, второго плана. А теперь ему досталась новая. Надо отыграть её достойно. Возможно она ему очень скоро наскучит. И тогда Тристан совершит загадочное самоубийство, предварительно выложив в сеть хамское, чванливое предсмертное письмо. "...И да, берегите ледники, пидарасы".

Может он захочет стать хватким менеджером или рекламщиком хипстером? А может быть желчным преподавателем или добрым священником? Но каждая новая прожитая жизнь будет по капле наполнятся своими смыслами, чтобы в итоге вновь оказаться совершенно бессмысленной, недостойной быть до конца прожитой.