Когда я стану бабушкой, - причудницей-забавницей

Татьяна Латышева
      «Когда я стану бабушкой, - причудницей-забавницей…»


Клара Новикова, женственная и смешная, в новом образе,
при новом звании и с новой программой...

       С каким женским образом, явлением или событием ассоциируется у вас имя Клара? С Международным женским днём 8 марта и его основательницей Кларой Цеткин? А может, вы более легкомысленны и чаще вспоминаете детскую скороговорку про Клару, кораллы и кларнет? У тех, кто собрался в тот февральский вечер в зале филармонии, наверняка экзотичное имя Клара воспринимается лишь в дуэте с простой фамилией Новикова.
      
  Не знаю, как ты, читатель, а я лично в любой женщине - деловой, творческой, учительнице, чиновнице, водителе троллейбуса - ценю прежде всего женственность. Среди «успешных», преуспевающих женщин, увы, с этим дело обстоит не всегда благополучно. Стервозность и истеричность, к сожалению, не те качества, которые характеризуют столь замечательное свойство. И хотя окружающая действительность мало способствует этому, но... исключения бывают и в шоу-бизнесе, и в просто бизнесе, и просто в жизни.
   
  Клара Новикова потрясла своей искрометной ж е н с т в е н н о с т ь ю. Именно это было основным впечатлением от ее концерта. И ещё этот трёхчасовой моноспектакль лишний раз подтвердил: телеэкран и «живое исполнение» — это «две большие разницы».
   
  Горячей поклонницей Новиковой до сих пор себя я себя не считала: что-то нравилось, кое-что раздражало, казалось «перебором» (почти неизбежные издержки разговорного жанра). Но концерт удивил: оказывается, Клара Новикова - великолепная драматическая актриса и потрясающе обаятельная женщина! Нежная и умная, обольстительная и трогательная, умеющая смеяться над собой и жизненными невзгодами, мудрая и непосредственная - ее «лирическая героиня».
   
   Ее перевоплощениях молниеносны: вот она деревенская старуха, вот самоуверенная красотка, вот сгорбленная возрастом и весом собственного бюста, добрейшая, с вселенской любовью к людям и миру тетя Соня, а вот замученная бытом, проблемами, безденежьем, и собственной самостоятельностью «простая русская баба»...
Именно наша, российская,  нигде больше в мире нет таких терпеливых и мужественных, несмотря на вечную замордованость, и при всем при том с таким удивительным чувством юмора и неистощимым запасом нежности и романтичности в душе.
    «Сэ-э-э-ра! Были  твои губы сладкими, как вино!..» Просто мороз по коже и слёзы на глазах - этот потрясающий монолог про импровизированное застолье в чужом дворе трёх семнадцатилетних соплюшек, которые собрались отметить своё несостоявшееся материнство, вернее, «удачное избавление» от него и переросшее в спонтанную бабью тусовку.
    Женщины, которым мешали спать их песни, выходили на ночную улицу и оставались - делиться друг с другом собственными горестями, обидами и проблемами. Монолог этот от лица женщины средних лет (девчонки зовут ее «мать») так пронзителен и этот лейтмотив-вопль («О, вопль женщин всех времён: мой милый, что я тебе сделала?!..»): «С-э-э-э-р-а! Б-ы-ы-ли твои губы!..»
   
  Смех сквозь слёзы — вот что это было такое, высший пилотаж в искусстве разговорного жанра и в любом искусстве!
 
   Она не боится выглядеть неуклюжей, жалкой, старой: независимо от образа во всех своих ролях, она восхитительно женственна.
   
  ...Что может быть женственней, чем женщина в шляпке! У Клары их целая коллекция, одну из которых она предлагала померить дамам в зале. Курские дамы оказались немного «зажатее» Клары. А вот мужчины были достаточно смелыми. Они охотно ей подтанцовывали и подыгрывали, хоть и не всегда впопад. Клариной героине так хочется красивых ухаживаний, но, увы...
 
    Знаменитый ее номер, без которого не обходится концерт ни в одном городе, хоть и знаком зрителям по телеверсиям, вызвал бурный восторг, ведь в этой чистейшей импровизации с участием партнеров из зала Клара всегда неподражаема. «Полмира уже лежали на сцене» с артисткой. Курский Кларин поклонник, представившийся Александром и командированным, как и многие его предшественники из других географических пунктов, был не слишком изобретателен по части нежных слов, которых добивалась от него Клара, но вообще-то слова находил: «Как тебе спалось?», «Я верю только тебе»... Потом, после концерта, на небольшой пресс-конференции Клара вспоминала других «героев своих романов» (кстати, ее звукооператор сохраняет для истории их голоса и перлы красноречия). Например, одного босса городского масштаба, которому мешали прилечь на сцену живот и солидность, поэтому он ползал вокруг неё на четвереньках, хлопал по бедру и шипел: «Ну,  хватит, милейшая, пора заканчивать!..»
   
   Нет, что ни говори, а «расшевелить» любого мужчину Клара Новикова умеет, и не ее вина, что среди российских мужиков мало тех, кто умеет красиво ухаживать за женщиной. И Клара несёт культуру в массы: учит наших бедолаг выражать свои чувства к любимым женщинам и просто к женщинам.
   
    «Про политику» Новикова шутит мало, но героини ее монологов с их «бабьими проблемами» лучше, чем самые умные статьи и передачи, рассказывают «о времени и о себе», а замечательно точные приметы времени - мазками, деталями - Клара при помощи своих постоянных авторов (Альтов, Трушкин...) рисует превосходно,
   
   Как и все истинные женщины, Клара - «ужасная кокетка» (ее собственное определение). Поэтому своей новой ролью - молодой бабушки она немного кокетничает, играет. К моменту гастролей (Клара сказала, что они первые после рождения внука) Левушке исполнилось 3 недели. Молодая бабушка держала малыша на руках уже через час после его рождения, а теперь ежедневно купает и пеленает, но...

   «Завтра утром улетать снова на гастроли-
В жизни некогда играть бабушкиной роли...»
Колыбельная для Левушки — это очень своеобразная колыбельная: артистки и очаровательной женщины. «...Ведь на бабушку твою ещё смотрят дяди...» А вообще цветаевское:
«Когда я стану бабушкой, -
Причудницей-забавницей-
Вихрь с головы до пяточек...» — это про неё, Клару.
   
     «Печаль моя смешна» - так назвалась программа, которую Клара обкатывала в Курске, и, судя по всему, «сдача» удалась. Цветов и аплодисментов было много, и артистка отвечала зрителям взаимностью: выкладывалась полностью оба отделения, никому не отказывала в автографе и приятной беседе. Ее прекрасно изданная автобиографическая книга раскупалась бойко, и подписи на томиках были очень доброжелательны, в духе тети Сони, которой больше всего на свете хочется, чтобы все были здоровы и счастливы.
   
     Импровизированная пресс-конференция на сцене была достаточно долгой. Терпение Новиковой в отношении журналистов можно объяснить, наверное, солидарностью к профессии мужа. Муж Клары Новиковой - известный журналист. Работал в журналах, газетах, на телевидении. Когда-то он скрывался под псевдонимом Галки Галкиной, ведущей знаменитой рубрики «Зелёный портфель» в журнале «Юность». Настоящее его имя - Юрий Зерчанинов. Новикова с удовольствием рассказывала о нем, о Левушке и его маме (Клариной дочери Маше), студентке филологического факультета, и даже о Левушкином папе и своём зяте (для него существуют устойчивые словосочетания: «наш муж» и «зять Боря»), преподавателе того же факультета и специалиста по античной литературе и древним языкам - греческому, латыни, ивриту...
   
     Учёный муж в их творческой семье пришёлся ко двору. (Кстати, с образованием у самой Новиковой тоже все в порядке: отделение разговорного жанра циркового училища и ГИТИС). Клара говорит о нем с симпатией и гордостью, почти такими же, как о Левушке и Маше. Маше - 21, зятю - 27, Левушке (теперь уже) - месяц. Сколько лет самой Кларе? Об этом, конечно, никто не спрашивал: во-первых, хватало такта, во-вторых, ни к чему: выглядит она не просто юной бабушкой, а просто юной (особенно из зала). Она стройна, обаятельна, и у неё умные и красивые глаза.
   
    О присвоении в декабре прошлого года звания народной артистки Клара высказалась лаконично: «Конечно, было приятно. Хотя раньше, как себе  представляла: народная артистка — это Инна Чурикова или Алиса Фрейндлих... Но, естественно, отказываться от звания не стала».
   
      О своём новом детище - «Шляпки» сказала, что это такой женский клуб, девичник, где приятно пообщаться, поболтать о своём, о девичьем . «А вообще шляпки — это моя страсть. Люблю иногда пройти в шляпке с пёрьями! Или без пёрьев...»
   
      У Клары много приятелей. Есть друзья, подруги. Лора Квинт, например. Про аншлаговцев Новикова говорила хорошо, но на чей-то вопрос, такая ли это и по жизни искренняя, неразлучная компания, - улыбнулась. Из чего следовало понимать: существуют законы жанра. С товарищами по цеху Клара видится редко: гастроли, концерты, чаще по телефону созваниваются, чтобы узнать, как жизнь, кто сейчас где. Искренне похвалила «юмор по жизни» Владимира Винокура. Сказала, что мало кто в компании может так рассмешить, так легко и к месту импровизировать.
 
      На прощанье я не удержалась:
-Но вы ведь драматическая актриса!..
-Знаю. Работаю в новой постановке. Серьезной.
И ещё один вопрос не могла я не задать артистке:
-У вас удалась творческая судьба. И семья... А ваши бабы!.. Откуда вы про это знаете?

   -Я - женщина, - выразительно посмотрела мне в глаза Клара.
-Счастливая? - настаивала я на своём.
-Не бывает абсолютно счастливых женщин. Как и не бывает абсолютно несчастных.
   
    Это я знала и без неё. Но очень уж хотелось, чтобы что-то подобное произнесла вслух именно она. Такая энергичная и такая... женственная.                ("Курская правда", 1998 г.)