Черный ворон, Белая птица

Ксения Быкова
     - Тише вы, черти, ящик не уроните… Разобьете, не расплатитесь. Это уникальная находка. Она бесценна. – в сотый раз повторял профессор, смахивая выступивший от волнения пот, огромным, клетчатым  платком.   
   Если бы ему дали волю,  он бы ногтями и зубами вскрыл этот герметичный ящик, что бы еще раз проверить сохранность содержимого. Вскрывать было нельзя… Огромный термо-холодильник, сверху обшитый еще и досками, хранил в себе уникальную находку, абсолютно случайно обнаруженную геологоразведочной экспедицией в верховьях Индигирки.
    Выехали ребята на летнюю экспедицию в поисках следов кимберлитовой трубки, а наткнулись на холодильник матушки Земли, да еще и с запасами. В льдах вечной мерзлоты нашли остатки мамонта, еще каких то доисторических животных с огромными клыками. Пришлось срочно вызывать археологов, палеонтологов и историков. Якутское лето коротко, а находок было много. Собирали экспедицию по принципу «с бору да по сосенки». Ученых, аспирантов и студентов, всех кто был свободен в разгар лета, сгрудили в один лагерь. Представители Подмосковья, Новосибирска, Челябинска, Иркутска, светочи науки и их помощники были собраны в одном палаточном лагере. Находки сыпались как из рога изобилия. Вырубать останки животных и растений в ледяной корке и упаковывать в термо контейнеры  приходилось максимально аккуратно, одно не осторожное движение и ледяные артефакты могли рассыпаться на тысячи мелких кусочков. Какая то часть артефактов была отправлена в Игарку, что то разъехалось по научным институтам, некоторые наименее ценные экспонаты даже были проданы в Китай. Жалко конечно было делиться такими древностями, но профессор понимал, что креокамеры не безразмерны, а без них сохранить столь богатые находки не представлялось возможным. Экспедиция удалась, это было самое богатое местонахождение древностей, все собрать, упаковать, рассортировать и отправить в максимально сжатые сроки было сложно. Когда  ученые уже вздохнули с облегчением ожидая отправки последних ящиков, Аналайн хотун (1) - дух-хозяйка земли якутской, явила самый изысканный и дорогой подарок. Дева севера была обнаружена в стороне от основных раскопок. Нет, обнаружена, это не про нее… Она явилась…
   Ночью была гроза с сильным штормовым  ветром, а утром когда аспирант  Костик пошел на родник за водой он увидел её… Гроза привела к оползню, и в обнажившемся срезе, зияла огромная ледяная глыба, в глубине которой как будто слегка припорошенная снегом стояла девушка. Язык не поворачивался назвать ее мертвой. Она спала под слоем льда, как прекрасная царевна из старых сказок. Тлен не притронулся к ее коже, не затронул корону вороных кос, уложенных в сложнейшую прическу, украшенную лентами, костяными бусами, перьями и какими-то ритуальными украшениями. Высокие скулы. Красиво изогнутые в легкой усмешке губы были слегка приоткрыты, как будто последний вздох еще не покинул ее грудь, казалось что даже румянец еще играет на ее щеках. Уснула, просто уснула, прилегла на часок и её забыли разбудить… Мертвые так не могут выглядеть. Лучи утреннего солнца играли на гранях льда, украсив волосы и одежду девы алмазными россыпями. Казалось еще секунду, и она взмахнет руками, вырвется из ледяного плена и закружит белая птица в серебряном облаке. Запоют многочисленные подвески и амулеты на ветру, подхватит песню далекий шаманский бубен, впуская в мир ритмический мотив великой земли Соха. Костик застыл разглядывая это дар Аналайн хотун, дочь айыы (2) – высших духов…

   Прибежище, еда, укрытие…. Много теплых, глупых тел… Я ждал… так долго… Теперь приходит мое время. Приманка сработала. Эти теплокровные так предсказуемы… Подсунь из красивую игрушку, украшенную бусинами и они как дети бегут к краю… Согрей её, поцелуй прекрасное лицо. Вдохни жизнь в её уста и она станет твоей. Прекрасная как рассвет, грациозная как чайка, стремительная как стрела. Подари нам жизнь и ты станешь великим и счастливым…Согрей её… Растопи лед.. Выпусти её из ледяной темницы…

   Так его и нашли очарованного, в плену чар ледяной девы. И только черный ворон кружил вокруг, пытался отогнать людей от ледяной темницы  и прикрыть собой ледяную деву, бросая им в лицо – «Кар… Аныыы(3)... Кар… Аныыы... Кар… Аныыы...».
    Ледяную темницу с северной девой аккуратно вырезали из промерзшего вечного плена, погрузили в термо-холодильник и перевезли в лагерь. Долго в эту ночь никто в экспедиции не мог уснуть, спорили,  обсуждали что за деву им подарила мерзлота… Кто-то доказывал, что это сама Саасчаана (4) легкомысленная дева – весна, приглядывает себе очередного сердечного друга, в преддверие долгой северной зимы, что бы он скрашивал ее ночи в ледяном доме…
   Другие решили, что это её дочка Хаарчаана (5), якутская снегурочка была укрыта дедом  Э;ээ Дьыла(6) во льду от воспылавшего к ней страстью почтенного старца Юрюнг Айыы Тойона (7) великого бога солнца. Приходит она в средний мир Хаарчаана, только когда великий Юрюнг Айыы Тойон уходит на зимний покой, а в летнее время нет ей места ни в верхнем, не в среднем мире. Нигде не укрыться юной Хаарчаан от верховного бога. Укрыла ее Аналайн хотун в своих недрах, да вот злой дух абаас (8) Арсан Дуолай (9) срезал слой льда и явил её укрытие людям, на погибель северной деве.
 
     Да кому они нужны… Великие льдышки… Если бы не вмешались прошлый раз, этот мир давно бы принадлежал нам, и только нам… У людей короткая память, когда мы вернемся ни кто не вспомнит этих великих и ужасных…. Они исчезнут сами, как только их позабудут…Согрей её…Растопи лёд… Дай её своё дыхание…

  Третьи же вспомнили о великой белой шаманке ведущей вечную войну с коварными злыми духами - абаасами. Насылают абаасы на людей страдания и болезни, что бы забрать их души и сделать их вечными юёр (10) – бродящими духами. Но вмешалась белая шаманка отгоняла она абаасов от заболевших и защищала их тело и душу. Собрались коварные абаасы, что бы стереть белую шаманку с лица земли. Наслали они на деву тяжелую болезнь. Да толи на счастье, то ли на беду влюбился в шаманку сам Хара суорун(11) – черный ворон покровитель всех якутских шаманов. В самое сердце поразила его красота, смелость и безрассудность белой шаманки.  Сильна была дева, но не смогла бы она одна устоять против сомнища злых духов. Металась в бреду шаманка, бился её бубен на ветру, отпевая прекрасную, безрассудную Белую птицу. Не позволил Черный ворон абаасам уничтожить Белую птицу, спрятал в промерзшие глубины под присмотр матери земли. Сотни лет охраняли они чудный ледяной сон, прекрасной девы. Да вот не усмотрела Аналайн хотун и в бурную ночь явила коварная и ревнивая Илбыс кыыс(12) – богиня раздоров ледяное укрытие северной девы людям, обрекая Белую птицу на погибель.   
     Споры не утихали всю ночь. Каждый отстаивал свою версию. Трубки наполненные ароматным табаком шествовали по кругу, оживляя великих и страшных богов гордой земли Саха. Клубился дым в шатре, оживляя старинные сказания.
    Той же ночью проводники и наемные работники, нанятые из местного населения, под покровом темноты покинули места раскопок. Собирать ящики и складывать палатки и скарб даже грузить все в вертолеты археологам пришлось самим. Погода внезапно ухудшилась. Последние два рейса отложили, «по погодным условиям». Ветер, дождь с первым снегом, что то рано в этом году снег в сентябре, но что поделать север никогда не был предсказуем. Еще одна отсрочка, еще одна ночь.
    Где то далеко-далеко взвился в небо дикий, непривычный, тревожный ритм бубна сопровождающийся гортанным, первобытным пением. Бубен заставлял биться пульс в своем ритме, кровь пульсировала, неистово стучали сердца. В небе кружились вороны, а в снежном мареве вокруг лагеря металась, неизвестно от куда взявшаяся, белая кобылица, видно сама мать земля пыталась укрыть свою дочь от любопытных взоров. Все кто не успел покинуть раскопки сгрудились в одном шатре около костра, в безумной попытки, хоть немного вздремнуть. Во снах вокруг костра танцевала девушка, развивались косы, возносились к небу руки. Под гортанные звуки песнопения, рукава преображались в крылья, вытягивались пальцы, волосы становились перьями. Взмах и чудо птица, вырвавшаяся из плена, взвилась в небеса. И только - «Аныыы...Аныыы...Аныыы...» металось над тундрой, далеким эхом. Аналайн хотун как будто  пыталась забрать Белую птицу.

     Поздно, северная дева… кончилось твое время… ты остановила и обманула нас прошлый раз, ты же и сохранила нас на сотни лет… Как только тебя вернут к жизни, так выпустят и нас в этот мир, Мы связаны одной веревочкой, куда ты, туда и мы…. Пусть тебя вывезут туда, где много этих теплокровных с короткой памятью… и мы напомним о себе, а ты станешь лишь куском тухлого мяса… Великая северная дева, Белая птица…Растопи лед, согрей её…

   К утру погода немного улучшилась последние два вертолета покинули раскопки. Взлетели два вертолета, а в точку  прибытия прилетел только один.. Последнее что слышали диспетчеры, это крики пилотов о нападении птиц и о скалах выросших из неоткуда. Вертолет исчез в туманных сопках унося с собой неразгаданную тайну - дочь севера, Белую птицу.

   Я подожду еще немного, как ждал долгие сотни лет. Я умею ждать. Растает лед, и мы выберемся из плена. Придут другие люди в поисках северной девы или за глупыми блестящими камешками. А найдут нас… Вечных, живых и не побежденных, несущих с собой страшное слово пандемия.


Сноски:
1. Аналайн хотун- дух-хозяйка земли в якутской мифологии, может являться в виде Белой кобылицы или оленихи.
2. Айыы — жители Верхнего мира, прародители народа саха.
3. Аньыы – табу
4. Саасчаана- Старшая дочь Э;ээ Дьыла и Кыhын Хотун, ведает весенним временем. Красива, немножко легкомысленна. Без мужа родила девочку, которую все знают под именем Хаарчаана.
5. Хаарчаана - Дочь Саасчааны, отец неизвестен. Любимица детей. Как и русская Снегурочка, боится тепла, поэтому в Серединном мире она бывает только тогда, когда есть снег. Празднование Нового года без ее участия не проходит. Любит раздавать детям подарки. Поэтому она незаменимая помощница Деду в Новогодние дни.
6. Э;ээ Дьыла - Якутское олицетворение Деда Мороза
7. Юрюнг Айыы Тойона- В якутской мифологии творец Вселенной, верховное божество, глава обитающих в верхнем мире божеств айы.Это почтенный старец, облаченный в дорогие меха, источающий жару и свет. Возможно, что в образе Юрюнг айы тойона персонифицировано солнце.У вилюйских якутов Юрюнг айы тойон обитал на самом верхнем небе, где было два белых солнца. Юрюнг айы тойон раздвинул их и сотворил третье, повесил его между небом и землей, чтобы оно светило якутам
8. абаасы – (якут. абааhы) — объединённое название бесчисленного множества злых божеств и духов верхнего, среднего и нижнего миров в якутской мифологии. Само слово происходит из корня “аба” – зло. Абаасы искушают людей на плохие поступки, преступления, внушают страхи, насылают на них страдания и болезни. Питаются душами, как людей, так и животных, поэтому от них обычно можно откупиться жертвоприношением. Если человек не дожил до 70-и лет — считается,  что его душу украли абаасы.
9. Арсан Дуолай - Господин "земляное брюхо". Глава восьми родов злых духов нижнего мира в якутской мифологии.
10. Юёр- не нашедшие упокоения души умерших.
11. Хара суорун - Черный ворон. Дух-покровитель якутских родов, предок девяти шаманских родов
12. Илбыс кыыс - Богиня войны и раздоров.