Великий, могучий

Илона Бёд
 Рассказ №13 из цикла«Кусочки жизни».

«Институт русского языка имени Виноградова пытался предотвратить грамматическую ошибку в бюллетене общероссийского голосования по поправкам к Конституции», –  заявила в эфире «Эхо Москвы» кандидат филологических наук Ольга Северская.

Ректор Государственного института русского языка имени Пушкина Маргарита Русецкая заявила РИА Новости, что в бюллетенях нет ошибки с точки зрения лингвистики. По ее словам, фокусироваться нужно не на стилистике, а на смысле.
В естественной речи мы часто используем такие конструкции с пропусками, это облегает понимание, ускоряет обмен информацией», — заявила Русецкая.

Взято из СМИ.

Легко им рассуждать: специалисты русского языка. Да и бюллетени сегодня есть, а завтра их нет: закончился «Одобрям-с!» А вот как мне каждый день выходить на улицу с  трехлетним громкоголосым внуком, который освоил «естественную речь».  Хотя мне не очень понятны слова об этой самой речи. Как «естественная речь»-то проникла на печатную страницу официального документа? Оставим бюллетени. Только «в конструкции с пропусками» у моего внука исчезают не только слова, но и отдельные буквы. Я не являюсь сотрудником ни одного  из вышеперечисленных институтов, поэтому ответить на вопрос о словах, коими называет предметы мой внук, не могу. Но это явно не синонимы, не антонимы, не омонимы. Может, какие-нибудь омографы или омофоны? «Ай донт андестэнд»,  – так говорит мой старший внук, который учится в «Школе для одаренных детей». Каких только названий не придумают! Лучше бы учили лучше. А то на удаленке по кнопочному телефону он сдает хореографию и физкультуру, соседи снизу недовольны. Мальчик уже тяжеленький!  Мать не виновата, что планшет у ребенка сломался, а ремонтные мастерские и магазины не работают. Вот такой «Гранд батман» в этом учебном году. И мне нашелся «гранд батман» в этом сезоне!

Моя дочка ходит на работу. А я, бабушка – пенсионерка сижу с трехлетним внуком дома, так как в условиях пандемии короновирус добрался до нянечек и воспитателей нашей дежурной группы.  Внук каждый день просыпается с вопросом: «Батыет садик? Я чу садик». А после того, как узнает, что садик на карантине, он начинает желать здоровья двум воспитательницам, нянечкам, медработнику, музыкальному работнику и еще кому-то, про кого я уже не понимаю и не слушаю. Он старательно загибает пальчики, перечисляя имена и отчества всех этих уважаемых дам, но путается и несколько раз начинает все заново, боясь, что кого-то пропустил. Отменить это нельзя, ведь желать здоровья людям – дело благородное: «Баби, да? Я – лдец». Конечно, молодец.  Но все это много времени занимает, поэтому мы никак не можем быстро собраться и выйти из дома «мами», чтобы дойти до дома «баби», где остался один больной «деди». 
У подъезда в масках на двух скамеечках, стоящих по разные стороны дорожки,  сидят две соседки, одна из которых бабушка двухлетней Маши. Внук любит гулять  с Машей. Он громко и радостно кричит: «Евет! Я Масу чу!» Внимательно выслушав сообщение о том, что она еще спит, он сказал, глядя в глаза Машиной бабушке : «Я Масу @блю . Вечером». Вот только слог «лю» в слове «люблю» он заменяет одной единственной гласной «е». Соседкам смешно, и они начинают придуриваться, что, мол, плохо слышат и надо повторить. А малыш и рад стараться: «Я Масу вечером @блю!”

 Я уже уговорила его идти смотреть экскаватор, который рядом с домом рыл траншею, как мимо нас в подъезд прошла молодая женщина с сумкой на плече. Внук сразу забыл про Машу и гордо произнес: «Тётя! Сука!» Женщина оглянулась и произнесла: «Совсем что ли из ума выжили? Вы чему ребенка учите?». Соседки повернулись и набросились на меня: «Почему он у тебя девицу обозвал?» Пришлось рассказать, что мы теперь с ним в магазин не ходим, так как  «Баби! Сука! А мами! Капет!», что в переводе на общепринятый язык означает, что у бабы в руках сумка, а у мамы – пакет.  Он вчера в «Пятерочке» у кассы каждой женщине это сказал. Ходил и повторял всем дамам с сумками: «Тетя! Сука!» Правда, они все решили, что предложение, которое он произносит им, содержит тире. Как бы «Тетя – сука!» Ох, и наслушалась я о себе. Я даже не выдержала и громко и внятно сказала «Успокойтесь вы! Сука – это сумка, а капет – пакет». Только так и затихли», – закончила я свой рассказ. «Ребенок!» – заявили соседки и  дружно закивали головами. Это я им еще не рассказала, что услышу в маршрутке!

Внучок из всех игрушек признавал  только машинки. Он цеплял их одну за другую при помощи крючка из скрепок, который ловко делал сам, и возил по полу, издавая сигналы. Он делал поезд! Трамвай он тоже относил к поездам. Вот сейчас мы и должны будем ехать в маршрутном такси по дороге рядом с трамвайными путями. И каждый трамвай внук будет приветствовать радостным криком. И все бы ничего, да только вместо слова «поезда» он пока будет кричать: «П@зда!». Вы не пробовали быть бабушкой малыша, который в маршрутке довольно-таки часто кричит: «П@зда!»? Не рекомендую!

«Товарищи ученые, доценты с кандидатами!» – так писал Владимир Высоцкий. Но давно. Теперь, наверное, господа? Честно, не знаю, ну, да мне все равно. Вот я точно знаю, что нецензурным словом мой внук называет поезда и считает, что это слово означает «поезда», не вкладывая никакой другой смысл. Так в данном случае эти слова синонимы, что ли? Интересно здесь уместна фраза «фокусироваться нужно не на стилистике, а на смысле», которая от специалиста из Государственного института русского языка имени Пушкина. Или может надо лучше обратиться к сотрудникам Института русского языка имени Виноградова?

 Все совпадения случайны, и, даже, для меня будут неожиданны.

А вот закончить хочется хиленький рассказик цитатой из стихотворения в прозе И. С. Тургенева "Русский язык" (1882): «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!. . Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

  Это гимн русскому языку! Великому, могучему, многострадальному