229. Бог и прост и сложен

Валерий Яковлевич Гендель
229. Бог и прост и сложен.

Цитата: 
Свойства Бога
Трудно говорить о свойствах Того, сама природа Которого находится за пределами слов. Тем не менее, исходя из действий Бога в тварном мире, человек может делать предположения и умозаключения относительно свойств Бога. Согласно преподобному Иоанну Дамаскину, Бог безначален, бесконечен, вечен, постоянен, несотворен, непреложен, неизменяем, прост, несложен, бестелесен, невидим, неосязаем, неописуем, беспределен, недоступен для ума, необъятен, непостижим, благ, праведен, Творец всех вещей, Всемогущ, Вседержитель, Всевидящий, Промыслитель обо всем, Владыка всего.

И здесь сказано всё правильно о Боге, но человеку не совсем понятно, как Один может иметь в себе столько не всегда однополярных свойств. Однако если представить себе, что Бог это очень большое Пространство, имеющее в себе, если сравнить с телом человека, в каждой точке что-то, тогда всё непонятное объясняется. Два полюса для начала в нем, как минимум, должны быть.

Цитата:
Безначальность
Безначальность Божья означает, что Он не имеет над Собой никакого высшего начала или причины Своего существования, но Сам является причиной всего. Он не нуждается ни в чем постороннем, свободен от внешнего принуждения и воздействия:
«Кто уразумел дух Господа и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?» (Ис. 40:13-14)

Безначальным называют Бога тоже правильно, во-первых, потому, что над ним нет начальников. Так нет надо мной начальников в моем саду или квартире. Вроде бы, что хочу, то и ворочу. Однако известно каждому садоводу, что есть общие для всех садоводов правила и есть общие правила для всех владельцев или съемщиков квартир. Но не нужны те общие правила тем, кто живет внутри и не видит ничего, что за пределами. Поэтому и не надо им говорить о том, что им только будет мешать разбираться со своими делами.

Цитата:
Беспредельность
Бесконечность и беспредельность означают, что Бог существует вне категорий пространства, свободен от всякого ограничения и недостатка. Он не может быть измерен, Его нельзя ни с кем и ни с чем сравнить или сопоставить. Бог вечен, то есть существует вне категорий времени, для Него нет прошедшего, настоящего и будущего: «Я тот же, Я первый и Я последний», — говорит Бог в Ветхом Завете (Ис. 48:10); »
Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет», — читаем у Иоанна Богослова (Апок. 1:8).
Не имея ни начала ни конца во времени, Бог является несотворенным — никто не создал Его: «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис. 43:10).

Пределы Бога так велики, повторю, что нет смысла говорить о них малой твари, сотворенной внутри этих пределов. Где-то во второй книге показывается, что все люди живут в какой-то подземной пещере, из которой никто никогда не выходил и в которую никто никогда не входил. В результате, думают они, что, кроме этой пещеры, больше ничего не существует. Да и не надо им о чем-то большем думать, поскольку задача, поставленная перед ними Высшими, находится в этой пещере.

Цитата:
Неизменяемость
Бог обладает постоянством, непреложностью и неизменяемостью в том смысле, что «у Него нет изменения и тени перемены» (Иак. 1:17), Он всегда верен Самому Себе: «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» (Числ. 23:19). В Своем существе, действиях, свойствах Он всегда пребывает один и тот же.

Так говорится человеку потому, что перед человеком ставятся именно человеческие задачи, которые предлагается ему решить. И совсем не нужно человеку решать задачи, которые есть у Бога. А они точно есть. Об этом говорит нам эзотерика, что всякий Творец, каким бы он ни был совершенным, лишь относительно совершенен и, соответственно, знает о своем несовершенстве и цель жизни его – именно совершенствование.  Это несовершенство Единого показывается у нас на рисунке 44. Видно, что не совсем всё правильно и гармонично, особенно в центре, у Единого.

Цитата:
Неделимость
Бог прост и несложен, то есть не делится на части и не состоит из частей. Троичность Лиц в Боге, о чем речь пойдет в следующей главе, не есть разделение единой Божественной природы на части: естество Бога остается неделимым. Понятие о совершенстве Божества исключает возможность деления Бога на части, так как всякое частичное бытие не есть совершенство. Что означает сущность простого естества? — спрашивает святитель Григорий Богослов. И, пытаясь ответить на этот вопрос, говорит о том, что разум, если хочет исследовать беспредельного Бога, не находит ни начала, ни конца, потому что беспредельное простирается дальше начала и конца и не заключено между ними; и когда разум устремляется вверх или вниз, пытаясь найти какие-то пределы или границы своим представлениям о Боге, он не находит их. Отсутствие всяких границ, делений и пределов является простотой в Боге.

Троичность Лиц Бога при сохранении единства в естестве объясняется правильно, поскольку, действительно, в естестве своем Бог остаётся неделимым. Правда, понять это человеку не совсем так просто, как Григорию Богослову, которому дано было прочувствовать это свойство Бога. И объясняет Богослов это свойство опять же чисто по-человечески: не видно предела, значит, нет его. В бесконечность улетает космонавт, говорят специалисты космонавтики, если корабль теряет управление. Для них это бесконечность, куда улетает корабль. Но где-то в третьей книге мне прямо показывалось, что бесконечность понятие относительное. Для данной планеты просторы Вселенной бесконечны, но если посмотреть на эти просторы всевидящими глазами, то там столько всего везде понастроено, в том числе внутри самой планеты, что глаза разбегаются ото всех этих пределов.

Цитата:
Бестелесность
«Бестелесным Бог назван потому, что Он не есть материальная субстанция и не имеет тела, но по природе является духовным. «Бог есть Дух», — говорит Христос самарянке (Ин. 4:24).
«Господь есть Дух, — повторяет апостол Павел, — а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17).
Бог свободен от всякой материальности: Он не есть где-то, не есть нигде, не есть везде. Когда Библия говорит о везде-присутствии Бога, то это опять же попытка выразить субъективный опыт человека, который, где бы он ни был, везде встречает Бога: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:7-10). Но субъективно человек может ощущать Бога везде, а может не ощущать Его нигде — Сам Бог при этом остается вообще вне категории «где-то», вне категории «места».

Дух это Дух, повторю, а не тело. В человеческой троичности есть Дух, Душа и Тело, каждое из которых состоит из своего вида энергии и у каждого из которых есть своя соответствующая именно этому виду энергии функция, но все они едины в человеке в его сознании. Дух, повторю мое определение, это Пространство, в пределах которого находится всё сотворенное, если иметь в виду Единого. Поэтому никак из этого пространства никуда человеку не деться. Так никуда не деться из человеческого тела какой-нибудь клетке его, потому что эта клетка неотъемлемая часть данного пространства. А если она, предположим, куда-то денется-оторвется, то тут же и умрет, так как без связи с телом нет возможности существовать отдельной клетке (нет ни питания для нее, ни работы).

Сам же человек, в сравнении со своей клеткой, свободен.

Цитата:
Непостижимость
«Бог невидим, неосязаем, неописуем, непостижим, необъятен, недоступен. Сколько бы мы ни пытались исследовать Бога, сколько бы ни рассуждали о Его именах и свойствах, Он все равно остается неуловимым для ума, потому что превосходит всякую нашу мысль. «Уразуметь Бога трудно, а изречь невозможно», — пишет Платон. Святитель Григорий Богослов, полемизируя с эллинским мудрецом, говорит: «Изречь невозможно, а уразуметь еще более невозможно». Святитель Василий Великий говорит: «Я знаю, что Бог есть. Но что такое сущность Его — считаю это выше понимания. Поэтому как спасаюсь? Через веру. А вера довольствуется знанием, что Бог есть (а не что Он есть)… Сознание непостижимости Божьей и есть знание о Его сущности». Бог невидим — Его «не видел никто никогда» (Ин. 1:18) в том смысле, что никто из людей не мог постичь Его сущность, охватить Его своим зрением, восприятием, умом. Человек может приобщиться к Богу, стать причастным Ему, но он никогда не может понять Бога, потому что «понять» — это значит в каком-то смысле исчерпать».

Непостижим Бог для человека потому, что часть никак не может постичь Целое, как бы ни старалась. Части надо стать Целым, чтобы понять, что такое Целое. Для этого, чтобы Сын стал Отцом (часть Целым) идет процесс развития. Так не может отдельная клетка тела человека, если бы отделилась, узнать, что такое всё тело, от которого она отделилась. Отдельная клетка знает только свою функцию, ради которой она была в теле, а другие функции, которые исполняют другие клетки, она и представить себе не может. Понятия я не имел, что есть во мне вестибулярный аппарат и что он вообще может быть и что без него нормальное существование невозможно, пока не нарушилась его работа.