Анжуйское

Ксеркс
Драган ничего не сказал Злате о встрече на винограднике – он опасался ее реакции.
Но, как оказалось, опасаться ему нужно было не только ее.
Он кружил по окрестностям и, непостижимым образом, с каждым разом эти круги становились меньше, а центром их был замок Ла Фер.
Иногда Драган издалека видел графа, одного или с компанией, когда господа неслись на охоту или развлекаться. Неслись, не разбирая дороги, оставляя за собой тучи пыли, пучки травы и летевшие во все стороны комья земли.
Из замка Драгана и Злату все еще никто не тревожил.
Возле замка у Драгана появилось любимое место. С обратной, непарадной стороны здания вдоль всей стены шла открытая галерея, на которую выходили окна и лишь одна дверь.
С обеих сторон от галереи лестницы широкими «крыльями» спускались на большую лужайку. Дальше начиналась молодая поросль, постепенно переходившая в приличные заросли. А уже вдали стеной стоял лес.
Лужайка местами была вытоптана. 
Драгану нравилось там бродить, на границе леса. Иногда он поглядывал на лестницы и галерею, но ни разу не решился подняться.
Почему, об этом его спросил сам граф.
Как-то Драган увидел его на ступенях, рассматривающим наполовину вынутую из ножен шпагу.
Драган хотел уйти, но граф уже заметил его. Изящным и быстрым движением он убрал шпагу – такими точными бывают движения хороших танцоров – и кивком головы поприветствовал Драгана.
- Отец Юрай!
Он выговаривал непривычное имя слегка коверкая. Это звучало забавно, но смеяться почему-то не хотелось.
Не дожидаясь вопроса об имени, спокойно пояснил:
- Мой паж сказал. Я запомнил. Отчего же вы не заходите? Вам стоило как-нибудь прийти в замок. Я видел, вас интересует виноград?
- Это то, в чем я разбираюсь лучше всего.
- И что же, нашли что-нибудь для себя?
- А что порекомендовали бы вы?
Граф усмехнулся и прищурился:
- Ваши манеры несколько… непривычны здесь. Похоже, в ваших краях люди держат себя свободно. Возможно – излишне.
Драган понял.
- Прошу прощения, Ваше сиятельство.
- Я шел к себе, – граф указал на дверь на галерее.
Драган понял, что его приглашают.
- Если позволите.
Граф кивнул:
- Идемте.
За дверью оказалась небольшая комната. Уютная и совершенно обособленная, потому что единственная дверь была та, в которую они вошли.
По всей видимости, место для дел или встреч, которые не совсем предназначались для посторонних глаз. И, почему-то казалось, что любовных среди этих дел не было.
- Вам действительно любопытны мои предпочтения? Извольте. Могу порекомендовать вам шампанское.
Граф предложил Драгану бокал, куда сам перед тем налил вина.
- Полагаю, вы слышали о нем?
- Да, конечно! Чистая энергия.
- Энергия? – не совсем понял граф.
- Движущая сила, мощь. Праздник.
- Отчего же – праздник? – граф был удивлен.
- Ну… – растерялся Драган. – Его пьют, когда хотят что-то отпраздновать, какие-то достижения. Или отметить важное событие.
- Кто?
- Вы – нет? – решился спросить Драган.
Граф пожал плечами:
- Я могу, конечно, представить подобные мотивы. Но, право, мне кажется, это скорее свойственно людям, у которых жизнь пуста. Или им нечем заняться. Или обстоятельства их безрадостны и рутинны. Они вынужденно создают поводы для радости, придавая значение достаточно обыденным вещам. Внушая себе, что эти, как вы выразились, достижения, действительно чего-то стоят, и потому нужно всячески напоминать о них – себе и другим.
- Создавая для себя иллюзию полноты жизни?
- В некотором роде. Если ваша жизнь по-настоящему наполнена, к чему ждать какой-то особенной минуты и отмечать это шампанским, черпая у него… энергию? Если вы живете, живете, а не существуете, шампанское будет естественным вашим спутником.
- То есть, оно дает силы жить настоящим?
- Не совсем так. Не дает – оно лишь отражает вашу силу, которая уже есть в вас.
- А если сил нет? Если человек в отчаянии? Будет ли он прибегать к шампанскому, чтобы взять у него силу и жить дальше?
- В отчаянии?
- Прошу вас, господин граф, попробуйте представить, что предпочли бы вы, если бы отчаяние поглотило вас?
Граф улыбнулся, искренне удивленный:
- Меня? Отец Юрай, честное слово, вы меня озадачили.
- Хорошо, пусть не вас, но человека, похожего на вас. Представьте, что вы видите его со стороны. Шампанское?
- Если он не опустился, то да. Внутренняя сила, пусть и приглушенная на время, никуда не делась. Иначе, шампанское было бы для него слишком…
- Энергичным?
- Да.
- А шамбертен? Если шампанское – это настоящее, то шамбертен – будущее?
Драган не столько увидел, сколько почувствовал удивление собеседника. Внешне граф сумел остаться почти невозмутим.
- Вы угадали. Для меня – да, будущее, – спокойно подтвердил он.
- А отчаявшийся человек, который, тем не менее, именно этим двум отдает предпочтение?
Граф подумал немного.
- Значит, источник его отчаяния – прошлое.
- Это очевидно.
- Нет. Обстоятельства редко подчиняются нам. Невозможность действовать, ограничения, необходимость ждать – путы, которые могут сделать настоящее невыносимым. Особенно, если действительно нет выбора. Тогда это – отчаяние настоящего. Отчаяние будущего – знать, что его нет. Когда приходит понимание, что то, что, возможно, было главным смыслом для человека, уже никогда не будет достижимо. И это не изменить. Тогда придет отчаяние будущего, если ты не способен к смирению.
- Да… – Драган теперь не сводил глаз с графа, – я понимаю вас. Он не отказался от настоящего, пусть для других это выглядело апатией, он оставил дверь в будущее открытой, пусть даже боялся туда войти. Потому шампанское и шамбертен. Но его отчаяние было отчаянием прошлого. Все верно. Возможно ли это изменить? Человек выбирает вино, исходя из своего состояния, намерений и стремлений, иногда неосознаваемых? Или же вино изменяет человека, его намерения и образ действий, сообразно своей сущности? Я сейчас кое-что вспомнил… Что Ваше сиятельство думает об анжуйском?
Граф хмыкнул, но ничего не сказал.
- Легкое, словно танцующее, освежающее, яркое. Легкомысленное? Господин граф?
- Нет, оно холодное и спокойное. Хотя может казаться таким, как вы описали. Это – дерзость. Но не подобная импульсивной вспышке, а изысканная, продуманная.
- С серьезными последствиями? В серьезность которых никак не верят, потому что легкость и спокойствие сбивают с толку.
Драган задумался и добавил уже с ноткой тревоги:
– А еще потому, что таких намерений не было изначально? Не это не отменило серьезности последствий. Для других. Но не для того, кого анжу соблазнило своей холодной дерзостью.
- Мне кажется, вы говорите о каком-то человеке?
- Да, вспомнился… один знакомый. Продуманная дерзость, именно так. Стоившая жизни, кажется, дюжине людей. Которым он, поначалу, совершенно не желал причинять зла. И даже предлагал им выпить вместе с ним. Легкость и спокойствие сбили их с толку, и они не верили в серьезность последствий. Кто знает, как могло бы быть, но в тот раз было именно так – спокойно и дерзко. Ему, скажем так, по ошибке, подали анжуйского вместо шампанского.
- Совсем, как сегодня, – заметил граф. – Я распорядился о шампанском, но, видимо, его не успели охладить должным образом. И, чтоб не заставлять меня ждать, подали анжуйское. Я обнаружил это уже за столом.
- Вы не разгневались?
- Я выругался, – безупречно вежливым тоном ответствовал граф.
Драган рассмеялся.
Граф тоже улыбнулся, но лишь краем губ, и взгляд его был странно настороженным:
- Мне любопытно, к чему вы в конце придете, отец Юрай.
- Иначе вы бы не слушали меня так долго?
Граф кивнул.
- Что ж… Если бы я увидел, что вам случилось ненамеренно выпить анжуйского, я был бы с вами очень внимателен, каким бы спокойным вы ни выглядели. А если бы я был вашим недругом, тогда я был бы гораздо более встревожен, чем если бы это было шампанское или шамбертен.
Граф промолчал, продолжая внимательно смотреть на собеседника.
Драган решился уточнить:
- Это… прозвучало дерзко?
- Достаточно. Но не для вас. – Граф усмехнулся. – Я уже стал привыкать.
Он встал.
Драган тоже неловко поднялся:
- Прощу прощения, Ваше сиятельство.
- В этот раз не за что. Но я вынужден проститься с вами. Я жду гостя.
Выходя, Драган чуть не столкнулся с Шарлем де Креки. Тот, целиком поглощенный какими-то мыслями, из-за Драгана на мгновение остановился, словно споткнувшись, растерянно кивнул ему: «Преподобный…», и устремился в комнату, где оставался граф де Ла Фер.
Дома Драган застал взволнованную Злату:
- Ты где был? 
- В замке, – нехотя признался Драган.
- У него?!  Боже, как он?
Драган поморщился. С некоторых пор ему претила ее фамильярность.
- Ты о Его сиятельстве? А что с ним?
- Ты его видел?
- Да, мы беседовали. А что?
- Ты знаешь, что он дрался на дуэли? Сегодня утром. С младшим братом виконта де Крепи. Об этом сначала молчали, но де Крепи… Оказалось, что он тяжело ранен. И к вечеру…
Драган непроизвольно схватил ее за плечи:
- Он… он скончался?
- Да… – немного растерялась Злата. – Так ты знал?
- Нет. Догадался.
- Как?
- Видишь ли, когда у графа под рукой нет ни шампанского, ни шамбертена, он предпочитает анжуйское. И сегодня был как раз такой случай.