Дионис

Ксеркс
 Злата бежала по пляжному песку, по плиткам набережной, перескакивая туда и обратно, на ходу отмахиваясь от развесистых сосновых веток, хлеставших ее поперек груди, и никак не могла догнать Драгана.
Парень под метр девяносто, ноги длиннющие, несется, будто олимпийский рекорд хочет поставить.
- Драган! Стой! Ну стой же!
Он резко остановился и развернулся:
- Откуда?
Зеленая «лапа» качалась между ними, но Злата боялась ее убрать и остаться один на один с его лицом и этими бешеными глазами.
- Драган…
- Черт! – он отшвырнул ветку в сторону. – Откуда ты узнала?
- Ты тоже знаешь? – испуганно прошептала она. – Вино Старой Трты…
- Да, оно у меня есть.
Злата ахнула.
Они вглядывались друг в друга, испытывая, и боясь выдать себя. Злата не выдержала первой:
- Значит, это правда? И мой дед – не сумасшедший? И я тоже.
- Ты – ненормальная. Но мне все равно. Скажи только, откуда ты узнала?
- Мне сказал Дионис.
Драган помолчал. Поднял голову, поглядел на небо, потом на море. Легко вздохнул и спросил:
- Что мадам употребляет?
- Что ты видел в Доме Старой Лозы? Тогда, ночью?
Драган заметно вздрогнул.
Злата зло усмехнулась:
- Что употребляет месье? Если у тебя есть вино, значит, ты тоже знаешь. Но ты не хочешь его использовать? Тогда зачем оно тебе?
- Зачем?

…Земляная пыль смешивается с потом и разъедает кожу… Невыносимо болят ноги… Эти не проходящие мозоли на ладонях… Белесый налет драгоценной плесени на ягодах… Тонкий, пряный запах… Тревога в глазах Марко – хоть бы не было росы этой ночью… Ломит спину… У Марко от волнения дрожат пальцы, и он никак не может попасть по клавиатуре… Чужой бархатный голос в трубке: «Приглашаем вас принять участие…»

  Драган судорожно отер лоб:
- Не твое дело – зачем!
- Тогда отдай его мне.
- Ты не понимаешь, чего просишь. Таким не делятся. Не знаю, что там тебе Дионис говорил, но безумием он с тобой поделился. Насколько я помню, он любил это дело – сводить с ума.
- Никого он не сводил. Он дарил экстаз. Прозрение. Истинное видение.
- Угу, in vino veritas, а как же.
- Ты не согласен? Для тебя в нем нет истины? Правды, красоты? Тогда зачем посвящаешь ему жизнь?
- Ты кто – адвокат Диониса?
- Я пишу о нем диссертацию.
Она нерешительно коснулась руки Драгана.
– Давай поговорим. Только честно. Хорошо?
Они залезли в сосновый лесок на маленьком холме, сразу за отелем, где работала мама Златы. Оттуда хорошо были видны и отель, и пляж, и фланирующие по набережной люди. А их не видел никто. Кроме белок. Но те быстро потеряли интерес к парочке – кому они нужны, без угощения?
- Начинай, – скомандовал Драган.
- Хорошо, – послушно кивнула Злата. – Начинаю. Откуда у тебя вино Старой Трты?
Она с невинным видом поглядела парню в глаза.
Драган чертыхнулся.
- Вот же ж! Ладно. Я его сделал. Для себя. Это… Черт! Да не хочу я признаваться! Это моя мечта, мое сердце, моя…
- Любовь?
Он не ответил.
- А где ты взял виноград?
- Украл, – мрачно буркнул он.
- Здорово! В главном признался, теперь можешь рассказывать все. Надеюсь, никого не убил ради него?
В злых глазах Драгана явно читалось «Дура». Злата слегка смутилась:
- Прости, ляпнула глупость. Расскажи. Я буду молчать.
Она прижала руки ко рту. Он все еще не решался и Злата уже серьезно добавила:
- Потом будет моя очередь, и неизвестно, что ты подумаешь про меня. Говори.
- Я винодел. Это моя страсть. Я хочу делать лучшее вино в мире. Мы с Марко – это мой друг – пахали, как проклятые. Создали шедевр, – он усмехнулся, – почти шедевр. Отправили его на Виеналле. И ничего. Глупо, да?
- И ты приехал к ней?
- А к кому мне еще ехать? Она – поймет. Ей не нужно объяснять. Она даже простила мне, что я тайком срезал несколько гроздей, чтобы сделать вино.
- Ты, правда, их украл?
- Мне стыдно. Глупый поступок. Но мне нужно было ее вино. Это как…
- Талисман? Твой источник силы? Благословение?
Драган кивнул.
- Пафосно, но правда. Оно и видно, что диссертацию пишешь. Теперь ты. Что, кстати, за диссер?
- «Дюма глазами Диониса». Пока еще не окончательное название.
Драган поднял руку, заставив Злату на мгновение замолчать.
- Дионис – бог. В мифологии. А у твоих мушкетеров свой полубог – в их жизни. Ты считаешь Атоса его воплощением?
- Не так примитивно.
- О’кей, его жрецом?
- Ну что ты такой ограниченный, а? Нельзя же воспринимать буквально. Дух Диониса…
- Ага, вселился в Атоса! Поэтому он не дурак выпить, буйствует, когда выпьет, умеет толкнуть речь – ведь красноречие тоже прерогатива Диониса, вино развязывает язык. В еде разбирается. Что еще? Дионис – это производительная сила, рождающая, плодоносящая. Черт, жаль у господина Атоса детей нет. Была б законченная картина.
Злата странно улыбнулась. Настолько странно, что Драган осекся и перестал ерничать.
- Что?
- Были у него дети. Сын. А ты что на него так напустился? Знаешь, школьники нередко лупят тех, кто им нравится. Не знают, как чувства проявить. Но взрослые тоже часто так себя ведут. Прячут интерес за насмешками. Он тебе понравился? Очень?
Драган поднялся и отряхнул джинсы.
- Ладно, поговорили. Идем уже.
- Ты не ответил.
- Какая разница?
- Я еще не все рассказала. Только сначала ответь.
- Хорошо. Он – интересный тип. Знаешь, это точно нездорово – сидим тут и на полном серьезе обсуждаем несуществующих людей.
- А ты бы хотел с ним встретиться?
- К чему ты ведешь?
- Я расскажу… Позже.