Покаяние в Каноссе

Людмила Хаустова
               
    Холодный декабрь 1077 года. Матильда, маркграфиня Тосканская, владелица Каносского замка, подходит к окну, где у закрытых врат третьи сутки стоит на коленях, одетый в покаянную власяницу германский император Генрих IV. Вздохнув, она возвращается к камину. Там у огня сидит в раздумьи высокий гость:  римский папа Григорий VII. Надо что-то решать. Уже жалко и смирившего гордыню императора, и его тихую жену Берту с ребенком. Сначала она, было, тоже встала на колени в снег рядом с императором. Но Матильда попросила слуг поместить женщину с ребенком в теплые комнаты и ухаживать за ними. Теперь Берта почти не выходит из комнаты, а при встрече, молча, поднимает умоляющие глаза  на хозяйку замка.
 - Что же, что же решит папа?  - размышляла Матильда. – Ведь если он не отпустит грехи Генриху, то отлучение от церкви не будет снято. А это  значит, что во всей Германии по-прежнему будут закрыты все храмы, не зазвонит ни один колокол. Нарушится святая традиция, когда каждое воскресенье, приодевшись, все идут в церковь, где можно покаяться за большие и малые грехи. Да ведь и праздников никаких не будет: без праздничной службы и праздник не в праздник. А если сейчас родится ребенок, то его и   покрестить нельзя?!  Даже жениться невозможно! Какое венчание без храма! А если кто умер…Страшно подумать, как же хоронить без отпевания, в неосвященную могилу. Ужас! Народ по всей стране заволновался. Ведь такого еще не случалось.
     Матильда выглядывает в окно. Конечно, Генрих может, как всегда, смирить народ силой. Но для этого нужны бароны со своими войсками. А папа и тут все продумал. Он  издал буллу, освобождающую подданных Генриха от присяги на верность. Теперь герцоги и бароны вполне могут  воспользоваться случаем и сбросить с престола молодого, самовластного и сумасбродного Генриха.
        Как же можно выступать против воли первосвященника, наместника Бога на земле?! Да еще поднимать на него руку?! Надо же было такое удумать!   
         Матильда даже перекрестилась, вспоминая рассказы о том,                как Генрих  сговорился с сыном римского префекта Ченчо. У того были «свои претензии» к папе. Этот бандит…по-другому его и назвать нельзя, - шепчет Матильда, - задумал обогатиться. Но как?! Он построил башню у моста Св. Ангела и стал собирать дань с паломников, направлявшихся к собору Св. Петра. Папа прав, что отдал этого Ченчо под суд и повелел разрушить незаконно выстроенную башню. Видно, тогда-то  мстительный  Ченчо и сговорился с  Генрихом  сместить папу  с престола.
      В рождественскую ночь 1075 года, Ченчо ворвался со своей бандой в базилику Санта Мария Маджоре, где папа  Григорий  служил торжественную мессу, выволок его за волосы из церкви и запер в своей крепости. Но, Слава Господу, помощи Генриха он не дождался. Римляне, как только услышали о таком святотатстве, толпой кинулись к крепости и отбили пострадавшего первосвященника. И, Боже, какой же папа Григорий молодец: стёр кровь с лица, вернулся в храм и закончил прерванную мессу.
      Вот после этого-то терпению папы пришел конец, и он отправил строптивому королю, вошедшему в сговор с  бандитом Ченчо, требование покаяться  в грехах.
     Но кичливый Генрих совсем голову потерял. Представляете, он в ответ объявил папу низложенным! Тут уже  папа просто отлучил Генриха от церкви. Помощи и поддержки он ни от кого не дождался. Вот и оказался как одинокий зверь, загнанный в угол. 
    Конечно,- размышляет Матильда, - короли давно уже хотят прибрать всю власть к своим рукам. После того как римский папа в далеком 800 году провозгласил Карла Великого императором Запада, владыки земные возомнили себя выше папы римского. А  когда в 962 году  в соборе Св. Петра папа короновал Оттона I, и тот провозгласил себя императором Священной римской империи, то борьба только усилилась.
       Императоры решили, что раз сам папа короновал их в соборе Св. Петра, то  власть их священна. Вот они и стараются теперь сами назначать угодных им первосвященников. Нередко они смещают неугодных им пап, изгоняют из страны, сажают в застенки, а то и просто убивают. Они не хотят отправлять обязательную десятину в Рим. У себя в стране они норовят сами  раздавать и даже продавать церковные должности. Да  и в самом Риме всего несколько богатейших римских семей стараются усадить на папский престол «своего человека». И такие «ручные» папы не только исполняют волю своих господ, но и ведут себя вовсе не по-христиански: роскошь, чревоугодие, разврат. Поэтому папа Григорий  и заговорил о возврате к первоначальной, апостольской чистоте и бедности церкви, о духовной власти ее над светскими владыками.
     - Необыкновенный человек! – восхищается Матильда.  Трудно даже представить, что он родился в небогатой семье на южной границе нашего  тосканского маркграфства, в городке Сована. В 1020 году. Звали его Гильдебранд. Но как же он преуспел за эти годы! Сначала учился в монастыре на Авентинском холме в Риме. Кажется, его дядя был там настоятелем. Потом был в Германии,  ездил легатом во Францию, в Клюни. А этот монастырь известен строгим соблюдением религиозных правил. Они требуют целибата для духовных лиц, осуждают симонию. И вообще добиваются независимости церкви от светских правителей.
    Когда Гильдебранд вернулся в Италию, папа Александр II заметил умного, образованного, скромного  и старательного монаха. Сделал его своим советником, а потом назначил архидьяконом.
    А как он тогда провел переговоры с неукротимыми норманнами! Конечно, эти «северные люди» отличные воины, но очень уж независимы. Многие из них были на службе у Византии, а потом … выступали против нее. Рассказывают, что простые норманнские паломники, возвращаясь от Гроба Господня, высадились в Салерно и помогли местному князю прогнать сарацинов. А герцог неаполитанский даже отдал норманнскому рыцарю в жены свою сестру. Постепенно норманны закрепились на юге Италии, и в 1059 году предыдущий папа  даровал нормандскому рыцарю Роберту Гвискару титул герцога Сицилии, а тот принес папе  вассальную присягу.
    В общем, Гильдебранд так много делал для папства, что  в 1073 году, когда папа Александр II умер, то люди, собравшиеся в Латеранском соборе на похороны, стали кричать, чтобы на папский престол избрали архидьякона Гильдебранда.


 
                ****

   В мастерской Джан-Лоренцо Бернини суета.
   - Друзья, идите скорее все сюда. Мой брат Луиджи только вчера вернулся из Каноссы. Так что ему есть, что рассказать про маркграфиню Матильду Тосканскую. Папа сказал, что церковь многим обязана этой женщине, и он сам заказал надгробие.
    Джан-Лоренцо бегает по мастерской, рассаживает своих помощников вокруг большого рабочего стола.
   - И не забывайте делать эскизы. Рисуйте по ходу рассказа Луиджи. Нам все пригодится в работе над памятником Матильде. Папа торопит. Он хочет поскорее перенести ее саркофаг из замка Святого Ангела в Священные гроты и установить монумент в соборе. Подумайте - первая женщина в соборе Святого Петра! Так что  садитесь вокруг стола, слушайте и работайте. Мы не можем подвести папу. Памятник, я полагаю, должен быть большим, торжественным. И превосходным. А для этого мы должны узнать о Матильде как можно больше. Понять ее и воплотить в мраморе. Времени у нас, как всегда, немного. Так что дела хватит всем.
 - Беппе, - где ты там запропал? Иди скорее. Луиджи, начинай!
- С чего же начать?  Луиджи задумчиво листает папку с рисунками.
- Начинай  Ab ovo – с самого начала.
- Значит, с родителей. Итак, Матильда – дочь Бонифация Тосканского, по прозвищу Тиран, и Беатрис Лотарингской. Можете себе представить, какие огромные владения принадлежали этой паре. Фамилия древняя, богатая и влиятельная. К тому же у них в роду были и короли и папы.
    Матильда родилась в 1046 году в Мантуе. Она была уже третьим ребенком в семье. Но вскоре несчастья посыпались одно за другим: отец погибает на охоте. Якобы случайно ему в горло попала отравленная стрела! Следом умирают брат и сестра Матильды. И в шесть лет девочка остается единственной наследницей огромных владений и состояния. У соседних германских королей, естественно, возникает желание урвать что-нибудь у двух слабых женщин. Тем более, что формально они находятся в вассальной зависимости от императора. Рассказывают, будто Матильду с матерью как-то взяли в заложницы и увезли в Германию. Так что, вернувшись, Беатрис задумалась, как обезопасить себя и дочь. Естественный выход – сильный мужчина рядом. Подыскали подходящую партию: герцог Верхней Лотарингии, Годфрид  Бородатый. И земли соседствуют.
- Да и владения прирастают?
- Но и забот прибавляется. Земли-то надо защищать. Алчные соседи всегда норовят кусок отхватить. Вот мать с отчимом и придумали укрепить семейные узы, выдав Матильду замуж за сына отчима - Годфрида Горбатого.
- А Матильда тоже горбатая?
- Да нет. Матильда как раз наоборот – красавица. Вот посмотрите портрет. К тому же образованная: много читает, знает немецкий, французский, латынь. Сами понимаете, какое образование давали в наших монастырях. И потом… ей уже 23! В общем, посопротивлялась Матильда, сколько могла, но поженили ее с этим Годфридом Горбатым. Она даже и дочку родила пока в Вердене с мужем жила. Но малышка и двух лет не прожила. Умерла.
    Вот тут и обнаруживается характер у нашей Матильды. Она бежит к матери и наотрез отказывается возвращаться к Горбуну. Даже папа римский вмешался. К этому времени на папском престоле ее друг Григорий VII. Так вот сам папа, конечно, по просьбе матери, уговаривает ее помириться с мужем. Сколько писем ей написал. Но она ни в какую! Тогда и рождается дошедший до наших дней  миф о сильной женщине.  Но она, действительно, сильная и редкая женщина. Дальше поймете. Oскорблённый и озлобленный супруг начинает распускать слухи о якобы романе Матильды с папой.
 - А что она молодая! Папа…
- Маттео, совесть имей. Какой роман с Григорием VII?! Он же боролся за селибат, чтобы священники имели только одну семью – святую церковь.
- Но мало ли…
- Не богохульствуй! Луиджи, ну дальше то что?
- А дальше Бог наказал нечестивца.  Вышел как-то Горбун по нужде. А тут некий «доброжелатель» подкрался сзади и шпагу ему между  ягодиц всадил.
- Чего вы ржете?!
- Я представил картину.
- Картина действительно…! Шпагу всадили с такой силой, что она застряла у него где-то там в кости.  Пока вынули, отходили его. Но через неделю Горбун все равно скончался.
- Значит, Матильда - богатая вдова!
-  И какая! В том же году умирает ее матушка Беатрис, и Матильда – единственная владелица необъятных земель, своих да еще и мужниных. Такой огромный кусок земли от севера Италии и почти до папской области. Кстати, область эта, кажется, тогда была меньше владений Матильды.
   - К тому же, они – соседи. Но добрые соседи и друзья. Матильда всячески помогает своему другу – папе  Григорию VII.  И вот тут на сцену выходит их общий недруг –  Германский король Генрих IV.
- Тогда и случается это покаяние в Каноссе?
-  Да, именно тогда, в 1077 году. Кстати, поглядите мои наброски этого замка. Стоит он на холме, окружен неприступными стенами. Здесь во владении Матильды  папа Григорий VII встречается с Генрихом IV. Добродетельная Матильда всецело на стороне папы, хотя император ее сузерен и к тому же родственник. Впрочем, тогда в Каноссе они кое-как договорились.
    Но через два года  Генрих снова идет походом на Италию. В Тоскане он разбивает папские войска, которые возглавляет сама Матильда.
- Вот это женщина!
- Тогда Генрих, не надеясь договориться с папой Григорием, cобирает своих германских епископов. Они выбирают своего папу – антипапу Клемента III, и  Генрих идет прямиком к Риму. Но войти в Вечный город им не удается. А короноваться очень хочется. К тому же свой папа под рукой. Тогда, 21 мая в военном лагере под Римом антипапа Клемент III все-таки коронует Генриха IV. И они быстренько убираются домой, в Германию. Тут уже обозленный Генрих императорским указом лишает Матильду власти и владений. Матильде приходится скрываться в монастырях и укрепленных замках. Но она не унывает. Вокруг нее собираются интеллектуалы, размышляют, пишут книги.
   В 1082-1083 годах неуемный Генрих снова идет в Италию и семь месяцев держит в осаде Рим. Наконец, в захваченном Латеранском соборе 27 марта 1084 года антипапу Клемента  провозглашают папой, а 31 марта он снова коронует Генриха императором. Но опять не в Ватикане! 
      Папа Григорий VII  все это время спасается в замке Св. Ангела. На призывы о помощи откликается только Робер Гвискар, который  идет с юга со своим  30- тысячным норманнским войском. 27 мая 1084 Робер Гвискар выбивает Генриха из Рима. Но по законам военного времени армия  три дня безжалостно грабит Вечный город. Это вызывает такое возмущение, что папа Григорий  вынужден уйти  с  Гвискаром.  25 мая 1085 года безутешный папа Григорий VII  скончался вдали от Рима,  в Салерно. Вслед за ним умер  и Гвискар. Конечно, говорили, что это им наказание за разграбление и оскорбление Вечного Города.
    - А Матильда?
    Ей в 1084 году удается победить Генриха  под Моденой. Она начинает строить разрушенные монастыри, церкви, приюты для бедных. Помогает в создании Болонского университета. И конечно, всячески поддерживает следующих пап.
     В 1088 году папа Урбан II , у которого тоже возникают распри с Генрихом IV,  предлагает ей вступить в новый политический  брак с герцогом Баварии. Только вот незадача: Матильде уже  43 года, а  баварскому Гвельфо всего 17 лет.  Матильду папа уговорил. Труднее  было сладить с Гвельфо.  Матильда сама пишет письмо юноше, предлагая богатства и титулы. Сама встречает его на границе Ломбардии. Организует пышные свадебные пиршества, которые  длятся 120 дней.
     А теперь послушайте, что рассказывает летописец Косма из Праги.  Два дня и две ночи новобрачный избегал встречи с  Матильдой. На третий день в специально подготовленной зале, на помосте, покрытой белой тканью, Матильда предстала перед Гвельфо обнаженной  и заявила: «Вот я перед тобой как на духу и нет во мне никакого изъяна или подвоха».  Но и это представление не склонило герцога к исполнению супружеских обязанностей. В конце концов, оскорбленная Матильда  надавала ему пощечин, плюнула и выгнала с проклятиями.
- Господи, что за женщина! А судьба посылала то горбуна, то недоноска.
- Да, в браке Матильде не повезло. Детей, естественно, у нее не появилось,  и в 1095 году брак был расторгнут.
      Правда, когда весной 1092 года  Генрих IV  в третий раз пошел походом  на Италию, войска Гвельфо помогали Матильде защищать Мантую.
- Хоть на это сгодился!
    У Каноссы войска Генриха задержались. Крепость несколько месяцев выдерживала осаду. Жители бросали на головы воинов Генриха камни, бревна, столы, кастрюли… В
 обшем, все, что было под рукой. В конце концов, Матильда сама встала во главе своих войск и прогнала Генриха.
- Потрясающая женщина! Воительница! Так и вижу ее.
- Вот и рисуй, рисуй! Луиджи, что дальше?
      Генриха к этому времени начинают преследовать неудачи, разлады в семье.  Старший сын Коррадо, разругавшись с отцом, бежит к Матильде. Потом у нее находит приют и  Прасседе, вторая жена Генриха IV. Представляете, она дочь русского князя, сестра Владимира Мономаха. Прасседе, или как ее у нас окрестили Адельгейда, родила Генриху двух сыновей, и сбежала. Матильде она рассказывала, что Генрих держал ее в заточении, принуждал участвовать в черных мессах, в оргиях.  В конце концов, через несколько лет  она вернулась на родину и умерла в  монастыре.
- А что Генрих?      
      А у Генриха новое наказание Господне. В 1093 году при поддержке Матильды и Лиги городов Ломбардии  сына  Генриха от второго брака провозгласили королем Италии. Этот сынок в надежде на коронацию,  отрекается от отца, держит его в заточении и принуждает к отречению. Генрих IV  еще пытался вернуть себе власть, но неожиданно заболел и 7 августа 1106 года умер. И было ему всего 55 лет.
    Генрих V наследует от отца стремление короноваться в Риме.  С огромным войском  идет он в Италию, но папа не дает согласия на коронацию. Начинаются переговоры. В Сутри  под Римом. И тут подлый  Генрих V  берет папу в плен вместе со всеми кардиналами и держит их в заточении 60 дней. В конце концов, он выбивает у папы право на  инвеституру  и обещание никогда не отлучать его от церкви. 13 апреля  1111 года папе приходится короновать Генриха V.
    Но тут к Сутри подступают возмущенные римляне. Они освобождают папу и прогоняют Генриха V. Наверное, он немного одумался, потому что, проходя через владения Матильды, император помирился с ней и прекратил, наконец,  20-летнюю войну. Более того, он провозгласил Матильду вице-королевой Италии и императорским викарием.
    - Так и вижу ее с короной и скипетром.
    Все это хорошо, но годы берут свое. Матильда болеет и  умирает от подагры  24 июля 1115 года. Похоронили  ее торжественно в аббатстве Сан Бенедетто под Моденой. Поскольку наследников у нее не было, то все свое огромное состояние Матильда завещала папскому престолу. Правда, потом германские императоры еще пробовали предъявлять свои права, но...
Пожалуй, это все, что мне удалось узнать.
- Замечательно, Луиджи. Необыкновенная женщина. А какая судьба…
- Ну, не скажешь, что счастливая.
- Зато достойная. Я бы назвал монумент Честь и Слава Италии!
- Да будет так!!!


P.S.  Памятник Матильде Каносской расположен в правом нефе. Фигуру Матильды изваял сам Бернини. Она предстоит со скипетром в правой руке,  с папской тиарой и ключами – в левой. Барельеф «Покаяние в Каноссе» выполнил ученик Бернини – Стефано Сперанца. Ангелочков в нижней части монумента сделал Луиджи Бернини, брат Джан-Лоренцо.