Улыбка Врубеля

Светлана Шакула
           Из воспоминаний художника Н. Мурашко.

   Как истинно интеллигентный человек, уважая себя, Врубель (во время реставрационных работ в Кирилловской церкви) уважал даже самого маленького члена нашей артели…
   А вечера проводили мирно в кругу моей семьи. Как будто сейчас вижу перед собой балкон, кругом брошенный, запущенный старый сад, а за чайным столом сидит несколько молодых людей и группа детей. Михаил Александрович весело и мило шутил со всеми, а потом отправлялся к себе в мезонин, и в открытые окна мы слышали – или «Ночи безумные», или «Благословляю вас, леса» – популярные романсы того времени…


           Из воспоминаний композитора Б. Яновского

   Когда я приехал на хутор Ге в Черниговской губернии (меня пригласили аккомпанировать Н. Забеле-Врубель), мы с молодёжью (Яремич, жена Врубеля, её сестра и племянники) начали играть в теннис. Врубель не хотел принимать участия в игре, вероятно, он устал после работы в мастерской.
   Он улёгся на скамейке под рябиной и оттуда, покуривая, наблюдал за игрой, изредка делая замечания и давая советы. Играли мы все плохо, ибо первый раз в жизни держали в руках ракетку. Излишне много бегали, излишне много суетились. Врубель над нами потешался и хохотал...

   Как настоящий гений, свободный от мещанских предрассудков и стеснений, Михаил Врубель легко переходил от серьёзного к шутке и с увлечением принимал участие в самых мельчайших проказах и дурачествах. Однажды в имении княгини Тенишевой (в Талашкино близ Смоленска) он появился в костюме отставного унтера, прекрасно загримированный, и в течение целого вечера бесподобно разыгрывал свою роль, сыпал солдатскими анекдотами и характерными выражениями – Врубель был необыкновенно изобретателен!

     на фото – автопортрет Врубеля с гитарой, эскиз из киевского альбома, 1885 г.