Женщины Цорна

Алина Алексеева-Маркезин
        Андерс Леонард Цорн ( Anders Leonard Zorn;1860- 1920) –  знаменитый шведский живописец, график и скульптор. Оказал большое  влияние на развитие русского изобразительного искусства – в свое время  «русским Цорном» называли Валентина Серова, Константина Коровина и  многих других.
      
     Цорну присуща размашистая манера, крупный мазок и глубокое проникновение  в характер модели, что делало его одним из самых востребованных  портретистов своего времени и позволяло Цорну считаться «своим» и среди  импрессионистов, и среди приверженцев реализма старой школы.

       Среди добродетелей шведского художника Андерса Цорна никогда не было  умеренности. Он дышал полной грудью, брал от жизни все, что она могла  ему предложить, а иногда и немного сверх того. Он не экономил ни денег,  ни красок, ни сил. Если Цорн плясал, то до упаду. Если пил, то до  утренних петухов.
Он любил и умел жить. Должно быть, в этом и заключался его секрет:  полотна Цорна не просто полны жизни, они брызжут ею, заражая желанием  жить все вокруг.
Нужно сказать, что фамилию Цорн произносили с придыханием не только  галеристы и состоятельные заказчики – коллеги ценили его не меньше. О  нем с восхищением высказывались Джеймс Уистлер и главный конкурент в жанре портрета – Джон Сингер Сарджент.  Главными географическими очагами «цорнопоклонничества» были, пожалуй,  США и Россия. Достаточно сказать, что российские арт-критики упрекали в  «цорнизме» и Коровина, и Серова, и Архипова, и Малявина, и многих других.

       
     В  1897-м Цорн приезжал в Россию. В Москве сходил на Шаляпина и в галерею к  Третьякову. В Петербурге показал 27 работ на организованной Дягилевым  выставке скандинавских художников и, удовлетворенно посмеиваясь в свои  роскошные усы, посмотрел, как Репин провозглашает тосты за "Паганини живописи" и "первого художника-виртуоза Европы" на банкете, который в честь Цорна закатили Дягилев с Мамонтовым. 
      
     Также в Петербурге Цорн дал сеанс написания обнаженной натуры в  Академии художеств - поразив зрителей скоростью, энергичностью письма,  небольшим количеством используемых красок и огромной широкой кистью. К  этому времени уже вполне сформировалась та стремительная и размашистая  манера, за которую Цорна причислят к импрессионистам.
    
    Если и было что-то, затмевавшее славу знаменитых цорновских портретов, то это его несметные ню .  Глядя на эти солнечные жизнерадостные, пропитанные эротизмом и  сладострастием полотна, трудно не задаваться определенным вопросом.
 
Ответ на него вполне очевиден: нет, Андерс Цорн определенно не был  святым. Он любил рисовать обнаженных женщин. И самих этих женщин он тоже  любил – едва ли Цорн достиг бы таких выдающихся результатов, будь его  нравственные устои поустойчивей.
    
    Со стороны брак Андерса и Эммы Цорн казался монолитом: они вместе  путешествовали, вместе появлялись на публике и неизменно вместе  возвращались домой. Они были партнерами долгие годы.
 Однако у идиллии  было другое дно. Некоторые биографы считают, что во второй половине  девятнадцатого века окрестности города Мура просто кишели  незаконнорожденными младенцами. Их матери неизменно говорили местному  священнику, что не знают, кто отец. И при крещении – в зависимости от  пола – хотели назвать ребенка Андерсом или Андреа.

     Эмма Цорн была терпеливой женщиной и предпочитала не раскачивать лодку.
Цорн был очень привязан к родине (особенно к малой), к матери, к корням.Еще в 1888 Цорн приобрел участок земли в Муре и перевез на него старый  дом деда, в котором он рос. Постепенно разрастаясь, старый дом  превратился в усадьбу Цорнгорден. Здесь Андерс Цорн оборудовал одну из  своих мастерских.
 Здесь, в Муре он умер в возрасте 60 лет.

      После  смерти художника усилиями Эммы Цорн усадьба была преобразована в музей.  Сегодня здесь экспонируются предметы искусства, которые Цорн собирал  всю свою жизнь, и, конечно, картины самого Цорна. Картины, которые  брызжут светом, энергией и жизнью. Картины, увидев которые, кто-нибудь,  наверняка, захочет назвать ребенка Андерсом или Андреа.(артархив)