Первый трижды Герой Союза ч. 21

Николай Мринский
Ведущим второй, средней пары в боевом порядке «этажерки» был назначен А. Клубов. Ведомым у него был В. Жердев. А верхней парой руководил командир звена А. Федоров. Пришли к району патрулирования и сразу встретили 2 истребителя соседнего полка, которые гонялись за одиночным Ме-109. Было понятно, что этот «мессер» выполняет роль «подсадной утки, а на высоте наверняка находиться основная группа, готовая броситься на тех, кто клюнул на приманку. Появление шестёрки Покрышкина спутало карты противнику. Вражеские лётчики побоялись снизиться, а «подсадная утка» наскочил на группу Александра Ивановича, и он на развороте, очередью отправил «месса» к земле, на окраину ст-цы Киевской. Тогда немцы сверху, пытаясь отплатить за сбитый самолёт, набросились на пару Покрышкина, но получив решительный отпор, ушли на запад. В ходе боя Клубов с напарником устремились вдогонку и оторвались от своей группы. Затем не найдя её, Клубов и Жердев приняли верное решение уходить на свой аэродром. После того как все приземлились, состоялся разбор и было указано на ошибку Клубова, которая могла привести к встрече с крупной группой вражеских истребителей. Отрыв одной пары ослабил шестёрку, главной задачей которой был перехват бомбардировщиков. Вскоре такую же ошибку совершил опытный лётчик, командир звена Николай Искрин, что привело к тяжёлому ранению, не позволившему ему больше летать. В конце мая немецкое командование для усиления своей авиации на Кубани, понесшей большие потери в предыдущих боях, перебросило из-под Харькова и других пунктов базирования, на Таманский п-ов новую истребительную и бомбардировочную эскадры.

Как выяснилось позже, при допросе пленных, им была поставлена задача - ударами по аэродромам наших истребителей и бомбардировщиков нанести урон частям и психологически подавить наших лётчиков. В результате враг на какой–то период времени достиг количественного превосходства в авиации. 27 мая рано утром по аэродрому, где находился Покрышкин, нанесла штурмовой неприцельный удар с большой высоты восьмёрка М-109. Вероятно, немецкие лётчики, обстреливая лётное поле, остерегались зенитного огня, но прикрытие орудиями попросту отсутствовало. Тем не менее был убит инженер полка Аполлинарий Урванцев. В момент налёта была дана ракета на взлёт дежурной пары. Во время выруливания она попала под обстрел и был ранен один из пилотов – Яков Моисеенко. Его не успели довезти до госпиталя, так как началась гангрена бедра и через 2 дня он умер. Его гибель явилась следствием неразумных действий офицеров КП полка. Малая высота и скорость во время взлёта при штурмовке не позволяют экипажам сманеврировать, уйти от огня атакующих. Новое наступление войск СКФ началось 26 мая 1943 г. нанесением мощных ударов артиллерии и авиации с постановкой дымовой завесы в полосе прорыва. А в воздухе развернулось третье воздушное сражение над Кубанью. Главное внимание лётчиков-штурмовиков и истребителей было сосредоточено на прикрытии наземных войск. За шесть часов боя пехота и танки продвинулись на участке прорыва на глубину 3-5 км и захватили первую и вторую позиции обороны «Голубой линии». В последующие дни, испытывая сильное воздействие с воздуха, наши сухопутные войска прекратили наступление. Для советских истребительных полков вновь началась горячая пора. Необходимо было как можно быстрее локализовать действия бомбардировочной авиации врага.

Наши ночные бомбардировщики усилили удары по немецким аэродромам. Постепенно инициатива в воздухе снова была перехвачена советскими лётчиками. Ниже некоторые эпизоды воздушной борьбы. Ударную четвёрку Покрышкина и трёх молодых подготовленных лётчиков прикрывала третья пара в боевом порядке «этажерки», которую возглавил опытный командир звена Лукьянов. Группе надлежало очистить от истребителей противника зону проведения авиаподготовки в районе станиц Киевской и Крымской. При подходе к заданному району обнаружили 6  «мессеров», но они боя не приняли и, форсируя моторы, ушли к Керченскому проливу. Оставлять район, группа Покрышкина не могла и вернулась обратно. Ниже и навстречу мощным боевым строем (колонна девяток) шли более 200 наших бомбёров и штурмовиков в сопровождении истребителей. Группа Покрышкина обнаружила немецкие самолёты над колонной наших бомбардировщиков, но ниже себя. Энергичным переворотом последовал «соколиный удар» Покрышкина и ведущий «мессер» был расстрелян в упор. Пока наши штурмовики и бомбёры усиленно работали над целями их в стороне поджидали «мессы». Покрышкин решил перехитрить врага и, его группа развернулась на запад, набирая высоту. Далее разворот и со снижением на большой скорости пошли на догон колонны наших самолётов. И вот она - четвёрка «мессеров» и один из них уже в прицеле у Покрышкина. Длинная очередь в упор и Ме-109 идёт к земле. За удирающими бросились парой Трофимов и Лукьянов. Их атаку прикрыли другие. На бреющем полёте Трофимов догнал и сбил ведущего «мессершмитта». По возвращении на аэродром, радость от победы переполняла, особенно молодых лётчиков. Покрышкин зарулил на стоянку и вдруг увидел, что его самолет окружают лётчики и техники.

Вылез из кабины на крыло и, отстегивая лямки парашюта услышал весёлые крики, поздравления с присвоением ему звания Героя Советского Союза. Спрыгнул с крыла и попал в объятия боевых друзей. Когда немного все успокоились стало известно, что это высокое звание было присвоено ещё В.И. Фадееву и Речкалову, а в соседних полках Борису и Дмитрию Глинкам, В.Г. Семенишину и другим лётчикам. Вечером в штабе дивизии чествовали героев, а с утра снова начались боевые полёты и схватки в воздухе с пока превосходящим в силе противником. Немецкое командование, стремясь удержать оборону, подтянуло свежие силы, доведя численность самолётов до 1400. Это в полтора раза превосходило советскую авиагруппировку на Кубани. Всё это сказалось на результатах действия наземных войск. После взятия нескольких населённых пунктов наступление постепенно выдыхалось и к 8 июня активные бои на земле и в воздухе прекратились. Потеряв на завершающем этапе воздушного сражения в небе Кубани 315 самолётов, немцы перестали совершать массированные налёты. Вновь инициатива в воздухе была перехвачена советскими лётчиками. Вступивший в это время в командование фронтом талантливый военачальник генерал-полковник Иван Ефимович Петров детально проанализировал обстановку и с разрешения СВГ прекратил наступление. Началась серьёзная работа по подготовке решительного разгрома врага на Таманском п-ове. Интенсивность боевых вылетов несколько спала и появилась возможность для совершенствования подготовки второй группы лётчиков из числа конечного пополнения. К концу июня 1943 г. все молодые пилоты были хорошо подготовлены и участвовали в боях. В середине июня дивизии присвоили гвардейское звание. Получил его и 45-й полк, входивший в её состав.

В ходе боёв с 17 апреля по 7 июня 1943 г. советская авиация произвела около 35 тыс. самолётовылетов. Всего враг потерял более 1100 самолётов, из которых 800 были сбиты в воздушных боях. В сражениях в небе Кубани высокое мастерство и отвагу проявили лётчики Г.Г. Голубев, А.Ф. Клубов, братья Д. и Б. Глинки, Г. Речкалов, П. Крюков, А. Федоров, А. Труд, В.Г. Семенишин, лётчицы и штурманы женских бомбардировочных полков Е.И. Носаль, М.П. Чечнева, В.Л. Велик, Е.М. Руднева, Е. Жигуленко, И. Каширина, Н. Попова, Л. Розанова, Н. Студилина и многие др. В результате тяжёлых и кровопролитных боёв на стратегическом плацдарме немецко-фашистские войска были разгромлены. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, лично руководивший операцией, в своём докладе Сталину писал: "Сколько не видел боёв, но таких ожесточённых ещё видеть не приходилось. Храбрость советских воинов не знает границ". Под Курском развернулось одно из крупнейших сражений за всю войну. Лётчики переживали, что находятся в стороне от этой битвы, и с нетерпением ждали перебазирования 9-й гв. дивизии на Украину. Успокаивало лишь то, что кубанский боевой опыт используется авиацией над Курской дугой. И вот наконец получен приказ на перелёт (аэродром Любимое) в состав Южного фронта, где намечался прорыв обороны противника на р. Миус с последующим освобождением Донбасса. Главной задачей полка, где служил майор Покрышкин, стало воздушное прикрытие сосредоточения наших войск севернее Таганрога. Шла подготовка к наступательной операции. Противник, потерпев поражение под Орлом и Белгородом, лихорадочно стягивал пехотные и танковые дивизии для переброски их в район Харькова.

Гвардейский полк Покрышкина вылетал и на прикрытие бомбёров, наносящих удары по немецким войскам на станциях Иловайск, Харцызск, Горловка. В один из боевых вылетов произошло столкновение двух самолётов (пара Клубова) по вине ведомого. Лётчики спаслись на парашютах. Тем не менее задание по прикрытию бомбёров было группой выполнено. Станцию Харцызск с десятком эшелонов, в которые шла погрузка танков, машин и прочего имущества накрыло десятками взрывов, затянуло дымом. Наши истребители не позволили «мессерам» пробиться к бомбёрам и им пришлось отойти вверх и в сторону. В дальнейшем полк переключился на прикрытие линии фронта. Воздушные бои были редкими – противник активности не проявлял. В этой относительно спокойной обстановке командир звена Речкалов выпустил пару Цветкова на разведку. Впервые полетел ведомым молодой лётчик Берёзкин. Выполнив задачу, истребители на обратном пути встретили над линией фронта «раму» - «Фокке-Вульф-189», прикрытый четвёркой «мессов». Цветков нацелился на них, а Берёзкину приказал атаковать самолёт-разведчик. Неопытный ведомый открывал огонь с дальней дистанции, но «рама» всё время ускользала из прицела. И вот уже Березкин, при проскакивании вблизи вражеского разведчика, получил ранение в руку и ногу огнём стрелка. Стремясь не упустить важную цель, лётчик ударил крылом своего самолёта по её хвостовой части и развалил на куски. Теперь и его повреждённый самолёт стал неуправляем. К счастью, западным ветром раненого пилота отнесло на наш передний край. После госпиталя он вернулся в полк через три месяца. В середине августа 1943 г. полк Исаева перелетел в район Изюма. Юго-Западный фронт начал наступательную операцию с выходом в тыл донбасской группировке противника.

Продолжение следует в части  22                http://proza.ru/2019/03/07/1942