Первый трижды Герой Союза ч. 16

Николай Мринский
Преследовать «мессов» не пришлось, так как с земли от «Тигра» поступила команда – всем немедленно идти на Краснодар. Там, уже сбросив свой смертоносный груз, между ярусами облачности уходили группы бомбёров, и за ними пошла группа соседнего полка. А.И. Покрышкин принял решение идти назад на Крымскую, однако уже в районе ст-цы Абинской шестёрку попытались атаковать в хвост четыре «мессера». Их вовремя обнаружили и с одновременным разворотом атаковали в лоб. Покрышкин пропустил ведущего через трассу огня, и тот завалившись на крыло, врезался в землю. Огонь из всего оружия, сконцентрированный на одну гашетку себя оправдывал. Оставшаяся тройка «мессов» быстро нырнула в облака и скрылась. Шестёрка Александра Ивановича развернулась на ст-цу Крымскую и увидела одиночный «Киттихаук», видимо оторвавшийся от своей группы. Ему было приказано пристроиться и сделано это было вовремя. Навстречу приближалась большая группа вражеских истребителей. Завязался бой. В какой-то момент в хвост «Киттихауку» зашёл Ме-109 и Покрышкин бросается на помощь, прошивая трассой огня мотор и кабину. Лётчик был убит и врезался в землю вместе с самолётом. Противник, потеряв сбитыми несколько «мессеров», уходил в облака, а группа Покрышкина ещё продолжала патрулирование, пока ей на смену пришла группа Павла Крюкова. На КП авиаполка засомневались в итогах трёх схваток: сбито 9 «худых», своих потерь нет. Однако последовал звонок сверху и командующий ВВС фронта ген. Вершинин, наблюдавший с переднего края за событиями в воздухе, подтвердил успех лётчиков шестёрки, объявил всем благодарность, а Покрышкина за 4 лично сбитых «месса» приказал представить к награждению орденом Красного Знамени.

В приказе № 028/н от 22 апреля 43 г. по 4-й ВА было отмечено "...за активную боевую работу на Кубани и за 5 лично сбитых самолётов противника". Звено П.П. Крюкова также отличилось в тот день. Встретившись с четвёркой Ме-109, Крюков лично сбил три и был представлен к ордену Красного Знамени. Далее из сводок Совинформбюро: «...с 4 по 10 апреля включительно, в воздушных боях и на аэродромах противника уничтожено 117 немецких самолётов. Наши потери за это же время - 48 самолётов...». «...с 11 по 17 апреля включительно, в воздушных боях и на аэродромах противника уничтожено 302 немецких самолёта. Наши потери за это же время 103 самолёта...». «...18 апреля по неполным данным, сбито 25 и подбито 8 немецких самолётов...». Успех советских летчиков. 15 апреля, действующая армия, (спецкор. ТАСС). Как сообщало Совинформбюро, во время воздушного налёта на Краснодар противник потерял 25 своих самолетов. В воздушных боях многие наши летчики проявили исключительную отвагу и боевое мастерство. Особенно большого успеха добились два советских асса – гв. майор Крюков и гв. капитан Покрышкин. Они были ведущими групп наших истребителей и сбили по 3 Ме-109. А. Малибашев. После прихода на аэродром Крюкова, группа Покрышкина снова в воздухе. На этот раз комполка приказал втягивать в бои Паскеева. Ему был предоставлен самолёт Покрышкина, который работал безотказно. Поставлена конкретная задача – прикрывать в бою ведущего группы. При подходе к Крымской увидели, как идёт схватка истребителей Б. Глинки с противником. Значит скоро могут появится «юнкерсы». После предупреждения по радио, Покрышкин увидел, как Паскеев сделал переворот и на пикировании исчез в направлении Краснодара.

Возмущаться очередной трусостью ведомого не было времени. Три девятки Ю-87, прикрытые «мессершмитами» направлялись бомбить позиции наших войск. Допустить этого было никак нельзя. Пользуясь запасом высоты, шестёрка «кобр» пропустила под собой первую девятку и гв. капитан Покрышкин «соколиным ударом» атаковал её ведущего. От удара мощной трассы «юнкерс» развалился пополам, а остальные, высыпав бомбы на свои войска в беспорядке разворачивались назад. Но в этот момент появилась шестёрка Ме-109 и тут же пошла в атаку. Ведущий одной из пар Речкалов удачно бьёт одного «месса», затем к земле пошёл ещё один и немцы бегут на запад. Учитывая общий вклад, три самолёта поделили между тремя своими парами и главное выполнили боевую задачу – не позволили бомбёрам прицельно сбросить свой груз смерти. После приземления Покрышкин предложил комполка Исаеву взлетать одновременно 3-4 звеньями, потому как враг стал наносить массированные удары. Он вроде согласился. Однако в очередной вылет направил всего два звена по четыре самолёта с интервалом взлёта полчаса. Это означало, по мнению Александра Ивановича, равносильно послать на явную гибель. Забегая вперёд отметим, что так и произошло. Из боя не вернулась пара Николая Науменко. А пока, звено Покрышкина уже 15 минут находилось в самолётах с включёнными рациями. Обстановка, судя по радиообмену, в районе Крымской была угрожающей и Покрышкин не выдержал, дал команду на вылет. Когда подошли к полю боя, увидели около сотни Ю-88, причём на бомбометание заходили последние девятки. Звено Покрышкина сразу пошло на них в атаку. Стрелки с бомбёров открыли огонь по «кобрам». Покрышкин успел сбить одного стервятника и тут же услышал голос ведомого гв. капитана Аркадия Фёдорова: «Мессы в хвосте! Покрышкин уходи!

Едва он успел выйти из-под удара четвёрки Ме-109, как вместе с А.В. Федоровым закрутились с «худыми». Прорваться к бомбардировщикам уже было не реально. П.П. Крюков, решивший действовать самостоятельно в бою, подбит, как и его ведомый. Они совершили вынужденную посадку в поле. В итоге, вылет подтвердил истину – нельзя дальше летать мелкими группами, а также включать в одну группу равных по положению начальников. Самовольство штурмана полка гв. майора Крюкова привело к поражению его пары и для остальных создало проблемы и дополнительную нагрузку в бою. Уже на земле, направляясь на КП, Покрышкин встретил командующего воздушной армией Науменко. По инициативе генерала состоялся откровенный разговор о наболевшем и о подробностях последнего боя. Науменко поблагодарил за открытый и содержательный разговор и заметил в свою очередь, что мысли все дельные и командование подумает над высказанными предложениями. Тем временем 16-й ГИАП продолжал летать без изменений. Утром следующего дня комполка поставил боевую задачу: вылететь первой группе гв. капитана В.И. Фадеева в составе восьми самолётов, а шестёрке Покрышкина произвести смену через 1 час. 20 мин. Находится всё время над Крымской. Командиры групп договорились по-своему. Фадеев сковывает боем группу противника, высланную для очистки, Покрышкин - перехватывает «юнкерсы». После взлёта первой группы прошло минут сорок и вот по радио звучит: - Я – «Борода», вижу восьмёрку «мессов». Приготовится к бою. Это фактически означало, что пора взлетать группе Покрышкина. Возле Крымской, чуть правее вели бой лётчики Фадеева. Помощь им не требовалась. Покрышкин впереди, левее и ниже разглядел крадущиеся три девятки пикировщиков Ю-87, прикрытые четвёркой истребителей.

Они шли в колонне одна группа за другой на дистанции до одного км. Паре Речкалова надлежало прикрывать четвёрку атакующих «кобр». Бережной и Покрышкин сбивают сразу по одному пикировщику. Остальные в панике сбрасывают бомбы куда попало и уходят на запад. Покрышкину удалось догнать ещё одного «юнкерса» и длинной очередью развалить его на куски. В это время пара Речкалова, сбив Ме-109, крутилась с тремя другими. Увидев подходящие самолёты Покрышкина, «мессершмитты» вышли из боя. Группа, собравшись в боевой порядок и устремилась на помощь Фадееву. В этом вылете обе группы не потеряли ни одного самолёта, а сбили 11 вражеских. Штабные работники вновь поставили под сомнение результаты, однако получили подтверждение от самого зам. командующего фронтом, который лично наблюдал картину боя. В этот день наступление наземных войск по прорыву мощной обороны в направлении ст-цы Крымской выдохлось. 56-я армия, имея мало артиллерии и танков устаревших типов, смогла лишь вклиниться в «Голубую линию» обороны. Сильные контратаки и массированные удары авиации сорвали наступление армии. На фронте наступило короткое затишье. В воздухе бои проходили лишь с небольшими группами вражеских истребителей. На высоте появлялись пары и четвёрки «охотников», стремившиеся атаковать самолёты, возвращающиеся на аэродромы. Так во время очередного патрулирования района, ниже группы Покрышкина заканчивали бомбёжку три девятки Пе-2. Предполагая, что на них нападут при отходе, Покрышкин увёл свою группу с набором высоты на запад. Команда на разворот и с крутым снижением «кобры» пошли вдогон Пе-2. «Охотники», увлечённые преследованием, не заметили, как стали мишенями.

В итоге один Ме-109 в ходе короткой атаки был сбит, остальные разбежались. Что касается Пе-2, то он был создан под руководством талантливого авиаконструктора В.М. Петлякова. Боевая машина стала самым массовым пикирующим бомбардировщиком, разработанным в СССР. «Пешка» приняли на вооружение в 1940 г. и до 1945 г. её выпустили более 11 тыс. машин. Пилоты Люфтваффе считали Пе-2 одним из лучших советских самолётов. Летно-технические характеристики машины позволяли использовать её бомбардировщиком, истребителем, разведчиком даже в условиях полного господства истребителей врага в воздухе. На фронте отношение к Пе-2 было всё же неоднозначным. С одной стороны, это был современный боевой самолёт с весьма «продвинутыми» характеристиками, но, с другой стороны, «пешка» была довольно сложна в управлении и не прощала ошибок пилота. В тот же день, под вечер, Покрышкин был вызван на КП для постановки боевой задачи. Надлежало немедленно вылететь и на аэродроме г. Таганрога сжечь самолёт Як-1. Над объектом выскочили небольшой группой на малой высоте. Осмотрев полосу и стоянки «яка» не обнаружили. С земли по «кобрам» был открыт зенитный огонь, ответили штурмовым ударом и развернулись на Поповическую. Лишь после приземления лётчикам стали известны подробности этой истории. Случай нелепый и преступный со стороны лётчиков Пе-2. Они ликвидировали группу «яков», перелетающих с Дальнего Востока на Кубань. Потеряв ориентировку в сложных метеоусловиях, Пе-2 завёл истребителей вместо Ростова в Таганрог. Первым сел командир эскадрильи. Выключив мотор, он стал по радио спокойно руководить посадкой остальных лётчиков группы. Лишь после приземления второго самолёта наши пилоты увидели бегущих к ним немцев.

Продолжение следует в части  17                http://proza.ru/2018/10/03/1265