О, сколько их, открытий чудных...

Эль Ка 3
Не то чтобы с произведениями искусств происходят удивительные, почти детективные истории. Но что-то конечно происходит.  Литература питается настоящими происшествиями. И не только литература. 
Осенью 2019 в Эрмитаж привезли досочку из Италии, на которую мне давно уж-ж-жасно хотелось посмотреть. Новости культуры я отслеживаю ежедневно. Это только кажется что в мире не осталось белых пятен. О, сколько их ...открытий чудных.
Поэтому помню новость, которая меня очень заинтересовала несколько лет назад. Касалась она доски Витторе Карпаччо "Куртизанки". Терраса над заливом, голова собаки, две разновозрастных женщины, явно в отрешённом состоянии. Задумались и чего-то или кого-то ждут...

Почему только голова собаки? Почему у мальчика отсутствует рука? В то время не писали фрагментами. То есть если есть часть собаки, то бишь голова, значит где-то затерялось и туловище с хвостом. А может быть и собеседники этих дам. А вдруг эти венецианки слушают музыкантов?


Репродукция этого небольшого шедевра висела в мастерской Модильяни.
Для меня уже это о многом говорит.
Женщины на картине были столь живыми, нет, не так. Они жили какой-то своей тайной жизнью. Профили похожи, даже причёски. Мать и дочь? Сёстры?
И если за ними наблюдать, то можно заметить, как меняется их настроение, как движется воздух и сыпется песок времени в часах Вечности.



Однажды,  исследовательница итальянского Ренессанса Патрисия Фортини Браун сидя в библиотеке   обратила внимание на репродукцию досочки  с морским пейзажем "Охота в лагуне" неизвестного ит. мастера(предположительно Карпаччо) из собрания американского музея. Слева внизу на переднем плане торчала лилия. Именно торчала. Потому что непонятно почему в пейзаже на морской глади из ниоткуда появился  стебель с  цветками белой лилии. Ваза, сосуд для цветка отсутствовал.  Что для итальянского искусства 15 века нонсенс, совершенно невозможно.

И...Вот что значит фотографическая память! Мне она позволяет держать в голове огромное количество картин, поэтому напишу так, как я понимаю этот процесс. Ей, итальянской исследовательнице, вспомнились "Куртизанки" Карпаччо! Началась работа по сопоставлению . Сразу стало понятно главное - цветок! Когда приложила сначала мысленно в голове( я понимаю что в хранилище мозга эти слайды могут состыковаться мгновенно), то стебель цветка в "Охоте" совпал со стеблем, торчащим из вазы в "Куртизанках".

Были отпечатаны ксероксы, приведённые к одному масштабу. При соединении всё идеально совпадало. И...И сразу дамы из куртизанок превратились в добропорядочных матрон, так как лилия означает чистоту. Вот и поменялся смысл картины!
И все домыслы заработали в обратном направлении, и уже туфли "цокколи" стали не принадлежностью проститутки, а "парой" , то есть верной женой. И записки о назначении свидания просто письмами любимого мужа.
И ждут они своих мужей, что отправились на ...рыбалку...охоту,  да хоть Америку открывать! Тут уже не суть важно. Важно, что они не куртизанки.
Ах, как много можно напридумывать смотря на произведение искусства..


Искусствовед  заявила об открытии. Начались исследования. И оказалось, что и грунт, и краска, и доска -одна и та же,но распиленная.
"Две венецианки " с обратной стороны сильно состругана, а на обратной стороне "Охоты" изображены записочки, засунутые за тесёмочку, так называемые обманки... Искусствоведы пытаются расшифровать надписи, адреса. Вдруг в архивах удастся обнаружить  сведения, дополняющие поиск.
Возможно эти дамы только одна восьмая(!!!) часть ставней на окнах. Ведь в то время принято было на ночь закрываться, или от яркого солнца прятаться, или укрываться от непогоды. У богатых свои причуды. Красота должна окружать их повсюду. А окна высокие и широкие в особняках знати. Может быть все остальные части пропали, а может быть ещё ждут своего открытия. А может быть это были створки шкафа?

Ну и апропо замечу. До Карпаччо, пока до его досочки добирались, посмотрели привезённые камни из Британского музея. Редчайшие артефакты древней Ассирии впервые целиком на одной выставке в Эрмитаже!
Ах, как прекрасно, что музеи, руководство, научились договариваться. Обмениваются экспонатами для временной экспозиции. Конечно, одну картину привезти проще, чем вот такую большую, большущую выставку с огромными каменными рельефами-сокровищами Ашшурбанапала. Но какое это счастье смотреть живьём, а не репродукцию.



***
Наверху компьютерное соединение распиленной доски Витторе Карпаччо "Две венецианки".
Нижняя часть из музея Коррер, Венеция.
Около 1510 г. Дерево, масло, 94,5 см х 63,5 см
Верхняя часть "Охота в лагуне" находится в Лос-Анджелесе, в музее Пола Гетти