Жюль Бастьен-Лепаж. Сенокос

Алина Алексеева-Маркезин
       Жюль Бастьен-Лепаж.Сенокос. 1877 г .Холст, масло. 160 ; 195 см Музей Орсе, Париж

       Жюль Бастьен-Лепаж  (1848- 1884) — французский художник, представитель натурализма в живописи как составной части реализма. Это был один из первых французских художников, наряду с Жюлем Бретоном, изобразивших крестьянский быт в духе натурализма. Другом и поклонником его таланта был Эмиль Золя, среди его последователей британский художник Джордж Клаузен.

       Жюль Бастьен-Лепаж родился в семье скромных землевладельцев и крестьян в местечке Данвилье, Лотарингия, учился с 1868 г. у Александра Кабанеля в школе изящных искусств в Париже. В школе подружился с будущим художником-реалистом, однодумцем Паскалем Даньян-Бувре.

     После тяжёлого ранения во время немецко-французской войны 1870 г. он вернулся в родную деревню. В 1875 году работа «Благовестие пастухам»  позволила ему стать вторым в конкурсе на Римскую премию. С 1879 по 1882 гг. он путешествовал по Англии. Будучи уже тяжело больным раком, он предпринял путешествие по Алжиру.

      Его полотна размещены в крупнейших музеях мира: в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Мельбурне, Филадельфии. В ГМИИ им. А. С. Пушкина две работы: «Деревенская любовь» (1882 г., масло, 194х179 см) и «Девушка с граблями»

     Он не успел во всей мере выразить свой талант, так как умер в возрасте 36 лет в своей мастерской в Париже. На месте погребения в Данвилье, где был фруктовый сад, его брат Эмиль Бастьен спроектировал и возвёл парк.

 Жюль Бастьен-Лепаж.Сенокос. 1877 г .Холст, масло. 160 ; 195 см Музей Орсе, Париж

     Картина была представлена публике на Парижском салоне 1878 года.С 1929 года по 1980 год картина «Сенокос» находилась в собрании Лувра, а в 1980 году она была передана в музей Орсе, где она и находится до сих пор.

      Жюля Бастьен-Лепажа отмечали Репин и Суриков, Серов и Нестеров, Коровин и Е. Поленова, некоторые другие. Каждый из названных мастеров находил у Бастьен-Лепажа близкие для себя особенности творчества.Серов писал И.С. Остроухову: "На выставке рад был всей душой видеть Bastien Le Page'a - хороший художник, пожалуй, единственный, оставшийся хорошо и с приятностью в памяти. Может быть потому, что на нем удвоил свое внимание..

     Эмиль Золя называл Бастьен-Лепажа «внуком Милле и Курбе», а картину «Сенокос» считал шедевром натурализма в живописи.

       Искусствовед Нина Яворская так писала об этой картине:
"Лучшая картина Бастьен-Лепажа «Сенокос», выставленная в Салоне 1878 года, далека от идиллической интерпретации крестьянской темы, которая характерна для других полотен художника. В ней правдиво изображены крестьяне, уставшие от работы под палящим солнцем.

     Выразительно переданы фигуры крестьянина, лежащего в изнеможении, и сидящей на земле крестьянки; во всей позе, в опущенных руках, в повороте головы женщины чувствуется усталость. Зритель ощущает, какого труда стоит этой женщине сделать сейчас хотя бы малейшее движение. За эту правдивость Бастьен-Лепажа очень ценил Репин.

      Очень неоднозначное отношение к его творчеству было в России. Когда привезли работу Бастьен-Лепажа в Москву, Валентин Серов и Михаил Нестеров каждые выходные ходили смотреть на нее. А Нестеров утверждал, что «картина эта, по сокровенному, глубокому смыслу, более русская, чем французская».

     Но многие критиковали его творчество.В 1884 году трезвомыслящий И. Н. Крамской охарактеризовал Бастьен-Лепажа как "невозможного ломаку" и "незавидного живописца", тонко различив в эмоциональном строе его картин налет неестественной, несколько благостной сентиментальности.
     А в конце века Игорь Грабарь подвел под этим вопросом черту, сурово заметив о работах художников круга Бастьен-Лепажа: "в их мастерских, сильных произведениях есть все, кроме одного: художественного впечатления!"