Жестокое море

Александр Щербаков 5
Три годы службы на дизельной подводной лодке начальником медицинской службы в начале 70-х годов прошлого века оказали на меня огромное влияние. Из вчерашнего студента я превратился в мужика, способного принимать самостоятельные решения и несущего за них полную ответственность.  Поэтому с тех пор все, что связано с морем, с флотом, с кораблями, меня интересует до сих пор.  Я с удовольствием смотрю в Интернете кино- или телевизионные фильмы о событиях на море.

Современные фильмы о войне с множеством компьютерной графики и спецэффектов, видимо, снимать проще, чем ранее. Ведь надо иметь для съемок настоящий корабль, плывущий по волнам штормового моря.  Особенно это сложно было в военные годы. Видел фильм про рейд Дуллитла, сухопутных бомбардировщиков, взлетающих с палубы авианосца, для бомбежки Токио в 1942 году. Фильм поставлен через 2 года, в 1944 году, и там все реальное – авианосец, самолеты, взлетающие с короткой палубы корабля.

Недавно увидел заметку одного блогера, опубликовавшего свой рейтинг 10 самых интересных, на его взгляд, фильмов.  Часть из них, например, «Потопить Бисмарк», «Бой у Ла-Платы», «Хозяин морей», «Дюнкерк», к этому времени я уже посмотрел. А вот один из этого списка с названием «Жестокое море» мне был совершенно неизвестен. Я о нем даже и не читал. Решил посмотреть его и поделиться своими соображениями о нём.

Жестокое море выпущен в  1953 году, это британский военный фильм. В ролях артисты, весьма популярные в Англии в те годы - Джек Хоукинс , Дональд Синден , Денхолм Эллиотт , Стэнли Бейкер , Лиам Редмонд , Вирджиния МакКенна и Мойра Листер . Фильм выпущен на экраны через семь лет после окончания Второй мировой войны, поставлен  Чарльзом Френд, производства кинокомпании Лесли Норман . Он основан на бестселлере романе того же самого название бывшего морского офицера Николая Монсаррат , хотя сценария Эрика Амблера опускает некоторые из мрачных моментов Монсаррата.

Фильм показывает условия, в которых проходила так называемая «Битва за Атлантику», между Королевскими ВМС и немецкими подводными лодками  глазами  британских военно - морских офицеров и моряков , которые служили на конвойных  кораблях эскорта конвоев, пересекающих Атлантику или плавающих в водах Средиземного моря.
 Фильм начинается с дикторского по Эриксону ( Джек Хоукинс ):
«Это рассказ о битве за Атлантику, история океана, двух кораблей и нескольких мужчин. Мужчины герои; героини являются кораблями. Единственный злодей  - море, жестокое море, которое  человек сделал  еще более жестоким ...

События в фильме начинаются с сентября 1939 года, сразу после нападения Германии и Польшу, после которого Британия объявила войну немцам.  Англии потребовались конвойные корабли, на один из которых прибывает командир,  капитан-лейтенант Джордж Эриксон, капитан британского торгового флота, направлен командиром в  Королевский флот и принявший командование HMS Compass Rose , недавно построенный  корвет,  предназначенный  для сопровождения торговых судов.  Его подчиненные, младшие лейтенанты , Локхарт и Ферраби, пройдя кратковременную подготовку, получили офицерские звания, и приступили к своим обязанностям. Оба офицера не имели опыта плавания  в море. Назначенный старшим помощником  Джеймс Беннет тоже не имел опыта службы на море, к тому же оказался  солдафоном, придирающимся и к офицерам, и к матросам. .

Несмотря на эти первоначальные трудности, экипаж корабля получает  необходимый опыт и становится эффективной боевой единицей. В первую очередь их  злейшим врагом на первом этапе является погода, так как немецкие подводные лодки не имелись в большом количестве, и не могли плавать  далеко в Атлантике.  Много сцен в фильме показывают, как переносят сильную качку офицеры и матросы, страдающие «морской болезнью»,  как заливает морская вода их кубрики и каюты, попадает во все помещения, стекая с мокрой одежды и плащей вахтенных.

Я знаю, что это такое – качка. Однажды мне пришлось выйти в море на чужой лодке радиолокационного надзора (я не был членом экипажа этой субмарины).  Раньше она имела повреждение прочного корпуса и не могла погружаться. И в жестокий шторм августа 1971 года в Японском море во время учений «Восток» мне пришлось испытать, что такое шторм на поверхности моря. Потом во время плавания на субмаринах мы в такой шторм погружались на время приема пищи на глубину, где качки не было. А вот в тот выход в море принять первые блюда на обед было невозможно,  приходилось заменять сухим пайком.  И потом никогда не завидовал тем, кто плавал на надводных кораблях.

С падением Франции, когда Германия оккупировала большую часть страны, французские порты становятся базами для немцев,  и подводные лодки теперь  могут атаковать конвои в любом месте  Атлантики. И тогда  непогода становится  большим преимуществом конвоев.  В сильный шторм атаки немецких субмарин невозможны.

В фильме показано, как небольшой  корабль пересекает Атлантику,  много раз сопровождая конвои, часто  при плохой погоде.  Я уже немало написал о действиях так называемых немецких  «волчьих стай» в Атлантике, о тяжелой службе подводников Кригсмарине, а вот в этом фильме показана будничная работа экипажа корвета, сопровождающего конвои.  Немцы, совершенствуя тактику «волчьих стай», предпочитали наводить на конвой сразу несколько субмарин, и те, пользуясь темнотой ночи, проникали внутрь конвоя в надводном положении, и с близкого расстояния выпускали торпеды.  В  фильме показано,  как то в одно, то в другом  конце конвоя транспортов и танкеров гремят взрыв,  многие торговые суда уходят под воду. Корабли эскорта должн  спасать оказавшихся в море матросов, которые плавают среди обломков и пленки мазута, взимают о помощи, их поднимают на борт корвета и оказывают необходимую помощь, хотя медика на корабле нет. Обязанность оказывать медицинскую помощь возложена на старпома, которому приходится даже зашивать раны.

Ключевая сцена фильма рассказывает о том, как корвет, преследую потопившую транспорт подводную лодку, видит людей, плавающих на поверхности, молящих о спасении, но под ними, на глубине, находится субмарина немцев, это показывает гидролокатор. Если её не потопить, она продолжит свое черное дело, и её жертвами станут другие суда конвоя.

Решение Эриксона провести бомбометание глубинными бомбами, даже если взрывы будут убивать торговых моряков, плавающих в воде, не получает одобрение некоторых членов экипажа корвета.  Придя в порт, командир в своей каюте за рюмкой виски размышляет, правильно ли он поступил. К нему заходят три капитана транспортов, которых он подобрал в море после потопления их судов. Они благодарят командира корвета за спасение и говорят, что он поступил правильно, пожертвовав несколькими жизнями ради спасения многих других.

Но не только о плаваниях экипажа корвета рассказывает фильм. Показано и пребывание некоторых членов экипажа на берегу, где жизнь тоже протекает неоднозначно, ведь английские города периодически подвергаются бомбардировкам с немецких самолетов. Но остается время и для праздников, для развития отношений. Старпом Локхарт знакомится с милой девушкой, которая служит на береговой базе.  Старшина команды рулевых приглашает во время увольнительной в город зайти к нему в гости механика корвета, где тот знакомится с сестрой старшины, вдовой. Между механиком и вдовой развиваются отношения, они собираются пожениться, но по возвращению после очередного плавания выясняется, что в дом, где жил старшина, попала бомба и его сестра погибла.

Но показана трагедия и другого рода.  Молодой и очень симпатичный лейтенант Ферраби женат на красивой актрисе, которая продолжает жить в Лондоне. В очередной кратковременный отпуск в Лондон муж, случайно подняв телефонную трубку, узнает, что его жена ему изменяет.  С тяжелым чувством Ферраби уезжает на корабль, так и не переговорив с женой, которая спешила на какую-то встречу, якобы с режиссером.

И так получилось, что именно во время этого плавания, после  почти трех лет службы,  за время которой были десятки проведенных конвоев и сотни спасенных моряков,  одна потопленная субмарина немцев,  в корвет попадает торпеда, и его экипаж вынужден покинуть корабль. Большая часть команды погибает. На двух спасательных  плотах оказалось около десятка членов экипажа. Командир  Эриксон выдерживает это испытание вместе со своим старпомом лейтенантом Локхартом, немногими  члены экипажа, которых  подбирают на следующий день. А лейтенант Ферраби погибает.

Эриксон  и его старпом Локхард получают очередные воинские звания и повышения по службе.  Перед Локхардом встает проблема – стать командиром корвета или пойти старпомом на более крупный корабль – фрегат, вместе со своим прежним командиром. Он выбирает последнее.

Он помогает командиру сплотить новый экипаж только что построенного корабля, и продолжить бесконечные плавания через Атлантику с караванами судов.  Показывается, как фрегат преследует немецкую субмарину, заставляет её всплыть, наносит ей смертельные повреждения, спасает оставшихся в живых членов экипажа последней и все офицеры и матросы следят, как в морскую пучину погружается уже не страшная никому немецкая подводная лодка.

Эриксон, ставший не только командиром фрегата, но и командором  противолодочной группы сопровождения,  продолжает однообразные, но жизненно необходимые  обязанности конвоя сопровождения. В конце войны, во время службы в арктических конвоях, они упорно преследовали и потопили другую подводную лодку, помеченную как U-53.  После подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии перед союзниками,  Эриксен возвращается в родной порт  в качестве охранника нескольких немецких подводных лодок , сдавшихся англичанам.

Интересно было прочитать, как проходили съемки фильма.  Он был снят в Плимуте на  военно - морской  базе в водах Ла-Манша . Сцены , показывающие моряков в воде,  были сняты на открытом воздухе в огромной водяном баке на Денхем Студии . Другие съемки проходили  в Илинге Студии.

Дональд Синдно, который играл старпома Локхарт, не мог плавать и это было обнаружено во время съемок, когда корвет тонет после торпедирования.  При съемке этой сцены чуть не произошла трагедия.  Вот что рассказал об этом сам Дональд Синдно:

«Эвакуация корабля была первая сценой в  танке (видимо, нечто в виде бассейна), который был около акра в размере, 10 футов глубины и имел две гигантских машины, создающих волны, и  пропеллер самолета, на который из  пожарного  шланга подавали воду, которая превращалась в брызги. Экипаж должен  был прыгать через борт. Известный  каскадер Фрэнки Ховард  должен прыгать из верхней части надстройки.  Первый заместитель режиссера, Норман Пригген, подошел ко мне и спросил : «Можете ли вы плавать?»  «Нет», -  сказал я. «Хорошо, вы прыгаете оттуда» , и он показал мне положение дальнего конца танка. Я посчитал, что это было возможно , там мелко. Ночь была холодной и  команда дрожала, ожидая команды, чтобы прыгнуть в воду.   Раздалась выстрел, я побежал туда, где мне указали,  поднялся  на борт и прыгнул,  согнув колени, ожидая глубину примерно три фута воды. Там я пошел на дно... Все остальные благополучно забрались на стенку  танка, и слава богу,  кто - то спросить : «Где Дональд?» Это услышал  Джек Хоукинс. Он нырнул снова и вытащил меня как раз вовремя. Выяснилось, что  помощник режиссера подумал , что я шутил , когда я сказал , что я не могу плавать! Но мы должны были сделать это еще пять раз, со мной в ином положении, после другого выстрела, главные герои  должны были плавать мимо камеры крупного плана.

Для того, чтобы меня снять, каскадер Фрэнки Ховард, одетый в костюм под цвет дна, плыл брассом под водой, а я лежал у него на спине, имитируя плавание кролем.  Если вы посмотрите внимательно, увидите, что я по сравнению с другими, торчу полностью из воды».

Наиболее травмирующая сцена в фильме происходит после того, как подводная лодка немцев атаковала конвой, потопила одно судно и погрузилась.  Гидролокатор показывает, что она находится под группой британских моряков, которые борются в воде, в надежде спастись. Эриксон, столкнувшись с ужасающим выбором, бросает глубинные бомбы, которые будут уничтожать врага, но и убивать своих соотечественников. Но при всем его профессионализме, он является человеком, переживает за принятое решение, стоя на мостике, изрядно выпивший. К нему подходит старпом и интересуется, как он себя чувствует.  Артист Джек Хоукинс, лично тронутый  ситуацией, сыграл подобающее эмоциональное исполнение и в конце сцены слезы катился по его лицу.

Режиссер после просмотра предложил переснять сцену, чтобы герой не так выражал свои эмоции. Потом  сцена снова была переснята, так как режиссеру показалось, что эмоций мало.  В конце концов,  в фильме был использован оригинальный первый дубль.

О некоторых тонкостях съемки рассказал в  своей  автобиографии, Дональд Синден:
« Редактор, Питер Tanner, показал мне кадры фильма , в котором Compass Rose  (название корвета в фильме) плыл слева направо по экрану. «Теперь, мне нужно , чтобы показать корабль возвращения в Ливерпуль, корабль  должен плыть не в ту сторону. « Я спросил его , что он имел в виду , и он сказал : «Глаза зрителя воспринимают движение слева направо , как отправление  куда-то вдаль от дома . Все, что происходит справа налево , это возвращение домой . То , что я должен сделать , это просто изменить эту часть фильма и судно будет идти в нужном направлении».

Корвет Compass Rose  изображал корвет Coreopsis (K32).  Он был отдан в аренду в Греческий ВМФ и переименован Kriezis , и отбуксирован обратно в Англию  для участия в съемках фильма. Корвет Compass Rose несет на борту «K49», который был в действительности у корвета Crocus .

Второй корабль, на котором плавали и участвовали в конвоировании транспортов,  назывался в фильме Салташ, его роль исполнял  изображен  корвет HMS  Портчесте , бортовой номер  F362, как и в фильме. Несмотря на то, что серия этих корветов была утилизированы в 1947 году, один был была в резерве , и поэтому мог быть доступным для использования в фильме.

(В книге новый корабль , который заменил Compass Rose, был вымышленным фрегатом HMS Салташ . Эти корабли были значительно больше , чем  класса корвет, но были утилизированы или проданы за границу , когда проходили съемки фильма.  Однако, в 1954 году в рамках расконсервации Королевского канадского  флота  фрегат HMCS  New Glasgow был доступен , чтобы играть вымышленный HMS Рокхемптон в  фильме The Sea Chase.)

Оба судна были построены в Плимуте, на верфи  Plymouth Sound , которая на берегу  реке Мерси . Сцены судов в море были сняты в Ла-Манше недалеко от берега. Эта прибрежные воды и съемки в летнее время , когда  море было в целом слишком спокойным , чтобы эффективно представить условия на Атлантике зимой, поэтом корабли были доставлены в район Портленда . Там лишь в нескольких милях от берега, где ряд противоречивых приливных потоков и отмель обеспечивают предсказуемыми, хотя и часто опасными, большие волны  в море. Суда, как правило, сознательно избегают плавания в такое время, но корвет Compass Rose был снят в  период пика прилива , чтобы получить необходимые снимки.

Это был самый успешный фильм в прокате Великобритании в 1953 году, а исполнитель главной роли Джек Хоукинс быть признан самой популярной звездой среди британской аудитории. Он также заработал  215,000 футов стерлингов (примерно 4.9 миллиона  фунтов   2013 году), высокий показатель для британских фильмов в то время.

В 1956 году, когда  документальные и художественные фильмы британского производства продавались ВВС, продюсера фильма Майкла Болкона спросили: что было его величайшим достижением во время его пребывания во главе компании.  Он ответил: «Я, думаю, что «Жестокое моря», потому что когда мы увидели его в первый раз в готовом виде, поняли, что мы сделали именно то, что хотели.  Иногда такое чувство отсутствует, но не в этот раз.  Руководство «Фильм Холливелл»  написали о фильме как «компетентную транскрипцию бестселлера, чисто снятого».

Вот такой у меня получился рассказ о вроде как совсем не героических людях, выполняющих нудную и однообразную работу в море – охраняющих конвои с грузами, нужными для мирных граждан и для победы в войне с жестоким фашистом.  Фильм на любителя, мне он понравился, потому что я кое-что знаю и морях, боевых действиях на них, о нелегкой судьбе военных моряков, их борьбе с волнами и противником.