Краткое описание Благовещенской ц. пг. Подлесья

Резепин Павел Петрович
Приход Благовещенской церкви погоста Подлесья существует с 1666 года, что видно из записи в церковной летописи 1870 года, основанной на дате Св. Антиминса, имевшегося в то время при церкви в церковной ризнице. Приход, как видно из указа Костромской духовной консистории от 1768 года, хранящегося при церкви, был прежде двухклирный, с двумястами приходских дворов, а в погосте Подлесье было две церкви – Преображенская и Покровская. По указу Св. Синода от 1726 года одну из них было велено за ветхостью перестроить заново, но по неизвестным причинам до 1768 года этого сделано не было, после того одна из церквей – Преображенская – была разобрана, и, должно быть, вместо нее выстроена в селе Шишкине домовая каменная Преображенская же церковь генералом Нащокинымi в одной версте от погоста Подлесья. В 1768 году крестьяне генерала Нащокина пожелали отделиться от прихода погоста Подлесья и составить из себя новый приход около домовой Преображенской церкви села Шишкина, каковое желание их епархиальным начальством было удовлетворено.
В приходе погоста Подлесье осталось 135 приходских дворов, коим разрешено было вместо прежних двух церквей соорудить одну новую деревянную в честь Покрова Пресвятой Богородицы, каковая и существовала до 1803 года, когда дана была храмозданная грамота епископом Евгениемii на построение каменного храма Благовещения с приделами в честь Покрова Б.М. и во имя Св. Николая Мирликийского. Существующая с того времени настоящая церковь построена на средства прихожан при участии помещика Головцынаiii, первое время была под тесом и только в пятидесятых годах прошедшего столетия покрыта железом, в 1833 году обнесена каменною оградою. В 1858-1860 годах устроены в настоящей церкви и приделах теперешние иконостасы.
Храм стоит на возвышенном берегу реки Покши, доселе в общем сохраняет свой первоначальный вид, только в 1856 году была перестроена колокольня – сделана на один аршин выше прежней. В настоящее время храм погоста Подлесья представляет собою каменное здание, построенное продолговатым крестом; одноэтажное, пятиглавое, с каменными колокльнею и оградою. Колокольня - в три яруса и двоими пролетами. На колокольне шесть колоколов, из коих больший весит 102 пуда. Высота колокольни - 18 сажен с крестом. Размеры храма: длина от горнего места до входных дверей – 39 аршин, ширина в холодной церкви – 10 аршин, в приделах – 16 аршин. Снаружи высота церкви с крестом – 15 сажен, высота до карниза – 3 сажени, длина по наружной стене – 17 сажен. Кладка стен сплошная с железными связями. Крыша шатрообразная, железная; кресты на главах железные, обложенные белым железом, а на клокольне – никелированный.
В храме окна: в настоящем холодном в алтаре три и в среднем храме четыре внизу (по два на стороне), над ними вверху половинчатых четыре, а в куполе больших окон шесть; две стеклянные боковые двери; в теплом приделе по четыре окна на стороне – всего восемь окон; во всех окнах железные решетки. Вход в храм с северной стороны из-под колокольни деревянный, под колокольнею паперть и рядом с нею каменная сторожка. Храм до карниза оштукатурен и выбелен известью. 
Внутренние части храма. В настоящей холодной церкви алтарь отделен от среднего храма каменною стеною, в ней трое дверей; иконостас деревянный, окрашен белилами с золоченою из дерева резьбою, с колоннами, в три яруса. Стены храма и купол расписаны греческою живописью в последний раз в 80-х годах прошедшего столетия мастером Репьевымiv, по сырому грунту вверху и на масле внизу. Пол в летнем храме кирпичный, окрашен масляною краскою. Алтарь обращен на восток – полукруглый, обширный, но без разделения на диаконник и предалтарье. Престол деревянный с медным посеребреным облачением, пожертвованным Ковырневымv. Пол в алтаре такой же, как и в храме, лишь на один вершок выше. Стены алтаря окрашены масляною краскою, над горним местом на своде – изображение тайной вечери, над царскими вратами – Господа Вседержителя. Других стенных изображений в алтаре нет. В стенах в алтаре в углублениях устроены три шкафа: один за стеклянными дверями для церковных вещей, постоянно употребляющихся при богослужениях, другой для архива и третий - для церковной библиотеки.
В зимнем храме, примыкающем с запада к холодному, два придела - на правой стороне в честь Покрова Божией Матери и на левой во имя Св. Николая Мирликийского. Алтари отделены от храма только деревянными иконостасами. Иконостасы окрашены красною краскою, украшены золоченою из дерева резьбою, с золочеными колоннами; оба одинаковой высоты в один ярус с половинчатым вторым ярусом, до сводов не доходят. Царские двери в том и другом приделах резные с обычными изображениями. Иконы в иконостасе почти все в медных посеребреных ризах. Между алтарями в средине – проход в холодную церковь. В правом Покровском приделе на стене за горним местом изображение моления о чаше, а в левом Никольском – снятие с креста Спасителя. Других стенных изображений в сих алтарях нет, а в храме вообще – впереди, вверху и на своде в воздушном пространстве – Господь Вседержитель, окруженный херувимами; в правом и левом приделах на своде – по одному изображению ангела, на западной стене над входными дверьми – изображение Моисея со скрижалями.
Своды храма поддерживаются двумя каменными четырехгранными столбами. У этих столбов стоят киоты с Тихвинской и Феодоровской Б. М. в серебряных ризах. Пол в теплом храме также кирпичный, окрашенный масляною краскою. Пред алтарем – солея, возвышающаяся, как и алтарный пол, на одну ступень над полом храма.
Утвари церковной дстаточно. Имеются три серебряных прибора священных сосудов, три Евангелия, три серебряных напрестольных креста, серебряный ковш, пять паникадил: одно в холодной церкви и четыре в теплой; металлические хоругви, плащаница, семисвечник, шесть медных подсвечников. Священнослужительские облачения также имеются в необходимом количестве. Главным украсителем и жертвователем храма в настоящее время является присяжный поверенный И.П. Сальковvi. Особенно замечательных церковных предметов по древности или ценности при церкви нет. Приписной церкви нет. Часовни в приходе две: одна в деревне Жировлево, другая в сельце Трубине, обе в честь Св. Николая Мирликийского, деревянные, очень малые по размерам.
Церковная библиотека по содержанию очень скудна. В ней книг духовного содержания томов 74, названий 50. В церковном архиве хранится храмозданная грамота от 1803 года, указ Костромской духовной консистории от 1768 года, планы зданий колокольни и церкви, планы земель. Метрические книги имеются с 1809 года, исповедные с 1811 года, описи церковному имуществу – 1808, 1838 и 1866 годов. Летопись церковная ведется с 1870 года.
Недвижимое имущество церкви. Земли при церкви: пахотной – 33 десятины 2218 сажен, ??? спи – 2 десятины 2346 сажен, усад. – 1 десятина 900 сажен, лесной нет. Церковных домов, лавок, рыбных ловель и других оброчных статей нет. Капитала при церкви по книге сберегательной кассы – 738 руб. 20 коп.
Причт церкви. В начале истекшего столетия причт церкви был переменный или же состоял из священника и на псаломщицкой вакансии диакона. Священник - Павел Дмитриевич Рождественский, окончивший курс семинарии в1893 году и в том же году нареченный во священника к сей церкви преосвященным Виссарионом. Псаломщик – Василий Иоаннович Калинников, из учеников Галичского духовного училища.
Содержание причта: а/ от казны – 123 руб. 48 коп. на причт; б/ % от капитала – около 30 руб.; в/ добровольные даяния прихожан за требоисправления: за крещение младенца – 20-40 коп., за погребение младенца – 30-40 коп., за погребение взрослого – 70 коп.-1 руб., за вынос усопшего – 50 коп., за литургию – 40-50 коп., за брак – 2-5 руб, за молебны и панихиды – 3-15 коп. Каковых даяний за год получается 300-400 руб. на причт. Кроме того существует сбор хлебом, какового поступает, впрочем, очень немного, священнику – рублей на 15-20 в год. Сбор же яйцами и другими сельскими продуктами уже оставлен как слишком унизительный  для священнослужителей. Причт пользуется и землею, но при дороговизне рабочих рук и незначительных урожаях хлеба этот источник причтового содержания в настоящее время большой ценности не представляет. Церковных домов причт не имеет.
Церковно-приходские учреждения. В приходе в 8 верстах от церкви в усадьбе Ковалево с 1848 года существует церковно-приходская школа. Содержится на средства учителя Александра Ивановича Птицына при помощи (15 руб. в год) от церкви, помещается в его же доме. За обучение учитель получает от епархиального совета 280 руб. в год и законоучитель священник Павел Рождественский – 50 руб. в год. Обучается ежегодно 35-40 человек прихожан и приходских детей. Кроме того дети прихожан обучаются в Шишкинском земском училище, устроенном сообща двумя приходами. Законоучителем в нем состоит сей церкви священник Павел Рождественский. С 19 февраля 1906 года существует церковно-приходской совет из 12 членов под председательством священника Павла Рождественского. Советом открыта приходская библиотека с книгами разного содержания, всего около 100 томов.
Приход Благовещенской церкви в настоящее время состоит из тех же селений, как и 150 лет назад (кроме трех деревень – Головков, Раменья и Елохова, в настоящее время несуществующих), а именно: усадеб Кудрявцево, Долматово, Ковалево, Трубино и деревень Покоцкой, Юрново, Воробьево, Кобякино, Починок, Мартемьяново, Мячево, Анисимово, Жировлево, Титовской, Осташевой, Починка, Осташкова и нескольких дворов в селениях Охлучкине, Ляхове, Пряникове, Куломзине. Приход крайне разбросан,  и многие селения далеко отстоят от приходского храма. В приходе всего прихожан в 1906 году – 434 муж. пола и 477 жен. пола. За истекшее столетие приход почти не увеличился, что объясняется тем, что многие крестьяне оставили земледелие и переехали на жительство в город Кострому.
P.S. Административное название села – Подлесье, а народное – Спас или Спас-Подлесье. «Подлесье», очевидно, напоминает о бывшем обилии леса, которого теперь уже почти нет. А народное «Спас», надо полагать, от существовавшей прежде главной церкви Преображения Господня.
 20 июня 1906 года

ГАКО. Ф. 179. Оп. 3. Д. 8. Л. 31-34 об. (фотокопия).


Рождественский Павел Дмитриевич (01.06.1872 – не ранее 1918). Сын псаломщика Никольской церкви села Измайлово Кинешемского уезда Костромской губернии. Выпускник Костромского духовного училища (1887) и Костромской духовной семинарии (1893). Священник Благовещенской церкви погоста Подлесье Костромского уезда (24.10.1893). Законоучитель Долматовского начального народного училища (15.10.1897), Ковалевской церковно-приходской школы (13.09.1903) и Кобякинского земского училища (01.10.1909-31.10.1912). Священник Воскресенской церкви города Нерехты Костромской губернии (23.06.1914). Член Нерехтского уездного отделения Костромского епархиального училищного совета (30.06.1915). Законоучитель Воскресенского мужского и женского приходских училищ (15.08.1915).

Соч.: Священник Вадим Иоаннович Абрамов. Некролог // Костромские епархиальные ведомости. – 1909. - № 18. – Часть неофициальная.

Лит.: Сырцов И.Я. 150-летие Костромской духовной семинарии. Кострома. 1897. С. 87.

Арх.: ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 3489. Л. 50 об.-51; Д. 3703. Л. 69 об.-70; Оп. 11. Д. 2283. Л. 52 об.-53; Ф. 432. Оп. 1. Д. 3581. Л. 49.