Сведения о Богородицкой ц. с. Бушнева Чухломского

Резепин Павел Петрович
При означенном селе имеются два храма: холодный и теплый. Холодный храм построен в 1818 году тщанием частию прихожан, частию санкт-петербургского бывшего почетного гражданина Петра Васильевича Лесникова и иждивением кошельковой суммы. Теплый храм построен в 1836 году частию иждивением прихожан, а более на кошельковую сумму.
Зданием оба храма каменные, прочны. Колокольня каменная находится отдельно среди обоих храмов почти на равном от них расстоянии и весьма прочная.
Престолов в холодном храме три на одном пороге. Настоящий во имя Казанской Божией Матери, придельные в трапезе и на столбах с отверстием в средине на одном пороге, по правую – во имя Св. мученицы Параскевы, а по левую во имя Св. Великомуч. Георгия.
Утварью и богослужебными книгами достаточно.
Церковь по штату 1885 г. состоит в 5-м классе. Причта при ней положен по этому штату: священник, дьячок и пономарь. На лице ныне причта состоит три священника, диакон на псаломнической вакансии и три причетника.
Земли при сей церкви: усадебной 1 дес. 1600 кв. саж.; пахотной 29 дес. 1270 кв. саж.; сенокосной 4 дес. 1997 саж.; под большой дорогой 4 дес. 760 кв. саж.; под полуречкой 630 кв. саж., а всего 40 дес. 677 кв. саж.; за исключением же неудобной остается 36 дес. 67 кв. саж. Дровяного леса 93 дес. 383 саж.
Планы на оную землю и межевые книги имеются и хранятся в ризнице. Дел о сей земле никаких не производится. Землею владеют сами священноцерковнослужители.
Домы у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, устроены на церковной земле.
На содержание священноцерковнослужителей получается жалования по классу церкви без всякого вычета 165 руб. Из них священник Константин Птицын получает 108 руб.; диакон Николай Перепелкин 36 руб.; пономарь Владимир Троицкий 24 руб. Кроме означенного жалования священноцерковнослужители получают проценты с положенного разными вкладчиками капитала трех тысяч ста шестидесяти шести (3166) рублей. Содержание священноцерковнослужителей довольно хорошее.
Здания принадлежащие к сей церкви следующие: а) каменная кладовая прикладена колокольне; в) в связи с нею по прямой линии вместо ограды устроены каменные амбары, коих №№ 13, а на углу оных каменный дом с башнею; с) по другую сторону колокольни прикладена каменная сторожка; d) в связи с нею по прямой линии вместо ограды находятся лавки полукаменные, коих 20 №№. С оных зданий в годичное время получается дохода до 70 руб.
Расстоянием сия церковь от г. Костромы в 150 верстах, а местный благочинный в этом же селе Бушневе священник Александр Никанорович Троицкий. Ближайшие к сей церкви: Николаевская села Арсеньевой слободы в 10 верстах и Софийская села Бушнева в 8 верстах. Приписной церкви нет. Домовой церкви нет. Часовен в приходе деревянных 14, а каменных нет.
Опись церковному имуществу есть, составлена по вновь изданной форме и прибылые вещи вносятся в оную своевременно.
Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной выданы из Костромской Духовной Консистории за шнуром и печатию в 1882 г. и скреплены присутствующим священником Александром Красовским. Ведутся исправно и хранятся в целости.
Копии метрических книг с 1809 года хранятся при церкви за исключением 1815, 1817 и 1821 годов. В обыскной книге, выданной за шнуром и печатию в 1884 году из Костромской Духовной Консистории и скрепленной присутствующим священником Александром Красовским, значатся писанных один лист, а не писанных 201.
Духовные росписи с 1825 года, за исключением некоторых, хранятся при церкви.
Попечительного совета в приходе нет. Православного церковного братства тоже нет и на будущее время не видно начала к открытию как попечительного совета, так равно и братства.
В церковной библиотеке, существующей издавна, находятся книг: духовно-нравственного содержания до 100 томов, духовных журналов до 10-ти за разные годы. Кроме членов местного причта и их семейств книгами церковной библиотеки пользуются многие из прихожан безвозмездно.
С 1863 года в селе Бушневе находится училище, открытое волостию, и помещается в Бушневском волостном правлении. Училище содержится волостию. В училище каждогодно бывает учеников и учениц от 40 до 50.
В приходе означенной церкви находится:
а) селений 28
в) дворов 297
с) душ мужского пола 1005
d) душ женского пола 1331
Раскольников в приходе нет.
[6].

Публикуемая рукопись обнаружена в фонде Костромской губернской ученой архивной комиссии и датируется тем же 1885 г., когда и была создана последняя, тогда же обратившаяся за содействием ко всем губернским учреждениям.
Еще ранее указами Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода от 21 октября 1847 г. и 17 декабря 1865 г. о предоставлении ему систематических отчетов о прошлом и современном состоянии епархий, церквей и монастырей предъявлялись не только новые требования к содержанию этих отчетов, необходимых для практического управления Церковью, церковной статистики и церковной исторической науки, но и открывались новые возможности для дальнейшего развития местного краеведения.
Аналогичной или сходной рукописи в фонде Костромской духовной консистории не сохранилось, возможно, вследствие пожара 1887 г. в ней, однако текст рукописи использовался в качестве исторической справки о бушневской Богородицкой церкви в ее ежегодных клировых ведомостях, из которых, по всей видимости, и был заимствован для справочной книги Костромской епархии 1911 г. под названием «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии», составленной замечательным костромским краеведом Иваном Васильевичем Баженовым (1854-1920).
Это подтверждается тем, что по составу и структуре, а местами и дословно, текст рукописи совпадает со статей о бушневской Богородицкой церкви из справочной книги 1911 г., а также, в частности, тем, что в последней, как и рукописи, временем возведения теплой Троицкой церкви указан 1836 [3, с. 335], а не 1833 г., как в справочной книге Костромской епархии 1863 г. под названием «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии» [4, с. 253], составленной другим замечательным костромским краеведом и протоиереем Иоанном Стефановичем Беляевым (1801-1866).
В сравнении с последней рукопись содержит сведения о принадлежавшей церкви земле и ее планах и межевых книгах, принадлежавших церкви хозяйственных постройках, собственном жилье, содержании и дополнительных доходах ее священно- и церковнослужителей и пр.
Рукопись, наконец, содержит сведения, которые отсутствуют как в клировых ведомостях, так и епархиальных справочниках, – о церковных метрических книгах и духовных росписях, приходской библиотеке и училище.
Автор рукописи и, соответственно, корреспондент костромских духовной консистории и губернской ученой архивной комиссии Константин Васильевич Птицын (1824-1899) был сыном причетника Введенской церкви на Виге села Введенского Чухломского уезда Василия Львова (ок. 1800-?), выпускником Галичского духовного училища Костромской епархии (1840) и Костромской духовной семинарии (1846), затем дьяконом (1848-1866) и священником (1866-1899) чухломского Спасо-Преображенского собора и учителем чухломских приходских мужского (1855) и женского (1861) училищ и законоучителем нижних чинов Чухломской воинской команды (1871), а также депутатом от духовного ведомства чухломских городской думы и уездного земского собрания (1867) [1, с. 79; 2, с. 214; 5, л. 5-6 об.; 7, с. 62].
Его рукопись, впрочем, не являлась единичной и находилась в ряду множества ей подобных, но по разным причинам лишь в небольшом количестве сохранившихся как в указанных фондах костромских духовной консистории и губернской ученой архивной комиссии, так и фондах костромских губернского статистического комитета, духовной семинарии, архиерейского дома, канцелярии костромских епископов, монастырских, церковных и др.
Соответственно, выводом из всего вышеприведенного является то, что историко-статистические материалы о приходских храмах Костромской епархии по предписанию Костромской духовной консистории и в соответствии с указаниями Преосвященных костромских архиереев и рекомендациями Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода собирались в прошлом едва ли не всеми священниками епархии, содержали как можно более полные сведения о каждом храме, предназначались не только для текущей церковной отчетности и использования составителями епархиальных справочных книг, но и представляли интерес как для губернских краеведческих учреждений, так и историков отечественной церкви.

Библиография:

Bibliography:

1. Алфавитный список священников и диаконов Костромской епархии, с показанием церквей, при которых каждый из них состоит на службе. – Кострома: в тип. Андроникова, 1871. – 110 с.
2. Алфавитный список церквей Костромской епархии, с показанием имен, отчеств и фамилий священников и диаконов, состоящих при оных на лицо. – Кострома: в тип. Андроникова, 1879. – 230 с.
3.  [Баженов И.В.] Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии: Справочная книга. – Кострома: Губ. тип., 1911. – XXI, 406, 1 с.
4. Беляев И.С., прот. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета Костромского Успенского собора протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб.: тип. Почтового Департамента, 1863. – 358, V, 1 с.
5. Государственный архив Костромской области (ГАКО). Ф. 130. – Оп. 9. – Д. 1978. – Л. 5 об.-6.
6. Государственный архив Костромской области (ГАКО). Ф. 179. – Оп. 3. – Д. 8. – Л. 24-26 об.
7. [Сырцов И.Я., прот.] 150-летие Костромской духовной семинарии (1747-1897 гг.). – Кострома: Губ. тип., 1897. – 91 с.