О структурном устройстве общества

Виталий Шолохов
     Начнем рассматривать проблему структуры человеческого общества с позиций первых начал Бытия. [См. эссе «Сергею»].
Вариацией всеобщих физических законов типа «Закона возрастания энтропии» нами было устаеновлено, что первые начала Бытия образуют трехмерную систему (абстрактных) координат: ВРЕМЯ, МАССА, ИНФОРМАЦИЯ-ЭНТРОПИЯ, Органические системы типа человеческого общества имеют в своем фундаменте указанную систему координат, которую естественно рассматривать как единое субстанциальное начало, из которого в результате саморазвития возникли органические системы, обладающие структурной изоморфностью. Такая точка зрения делает возможным одновременное взаимное проникновение частей организма (результат такого проникновения выражается в величинах корреляций первых начал), так и позволяет организовать выделение частей «органических» систем, например, выделение Аристотелем три части Души человека. Одна часть души – «растительная» больше коррелирует с координатой ВРЕМЯ. Действительно – «цель» живого оказывается максимальная продолжительность жизни. Вторая часть Души – «звериная» более коррелирует с МАССОЙ, то есть, основывается на материальном базисе. Очевидно, что жизнь существует в форме организма. Третья часть Души – «УМ» в первую очередь связана с ИНФОРМАЦИЕЙ. Конечно, и эта часть души не может существовать без ЦЕЛИ и без организмической формы, которую имеют все органические системы.
     Иногда выдвигается «теория», что рассмотренные три части Души (по Аристотелю) возникают последовательно. С позиции первых начал бытия можно считать доказанным, что все три координаты существуют одновременно и образуют не только взаимосвязанное, но  и взаимоположенное целое. Этот факт открывает нам возможность дать определения тем категориям (ВРЕМЯ, МАССА, ИНФОРМАЦИЯ-ЭНТРОПИЯ), которые как первые понятия не могут быть определены в принципе с самого начала. (Известно, например, рассуждение Аристотеля, что если бы существовало предварительное объяснение используемых категорий, то именно там и должны мы были бы искать ПЕРВЫЕ начала).
Человек, как органическая система, обладает указанными одновременно всеми тремя «частями» Души. Но так как каждая «часть» Души определяется (получает определение) через корреляции одной переменной с двумя оппозиционно расположенными переменными, то фактически (с позиции последовательности «размерностей» первых начал) мы обнаруживаем не три ДУШИ, а ШЕСТЬ проявление ДУШИ. Например, свойства ДУШИ, которая определяет продолжительность жизни органической системы на те свойства, которые порождены влиянием МАССЫ, и на те, которые определяются ИНФОРМАЦИЕЙ-ЭНТПРОПИЕЙ (то есть, зависит от «Ума). Сразу же надо отметить, что эти две «корреляции», которые разделили свойство «продолжительность жизни» на две рефлексивные позиции, образуют триаду, а не диалектическую пару. В результате, в процессе эволюции на первый план выходит то одна, то другая рефлексия  Этот результат выражает себя в том, что можно назвать «проявлением характера» Человека (если вести речь только о нем). Этот вывод справедлив и для двух других координат – первых начал. В конечном итого, мы получили такой результат: ДУША человека имеет шесть рефлексий, которые в ходе эволюции могут меняться по силе своего влияния на организм и тогда ПЕРВОЕ место может занять «продолжительность жизни», «борьба Человека с Природой», или «Научно-технические достижения».!
Замечание. Интуитивно все крупные социологи приходили к таким же выводам. Однако, опора на физические модели создает доказательную базу к тем объяснениям, которых, как правило, появляется много в отношении любого объекта исследований.
          Перейдем к социальному уровню.
     Необходимым условием существования человека оказывается коллективный образ его жизни. Можно сделать допущение (гипотеза), что в любом обществе одновременно есть люди, характер которых относится ко всем шести обнаруженным выше нами вариантам характеров. Это значит, что в любом обществе должны существовать 6*6=36 случает столновения человеческих характеров. Можно предположить (гипотеза-2), что люди группируются в соответствие со своими характерами. Подтверждение такой гипотезы-2 могло бы явиться базисом для формирования различных этносов. Если же в каждом обществе одновременно сосуществуют все типы характеров и все множество взаимодействий, то возникает интересная проблема выяснить, существует ли связь между типами социальных организаций и видами стандартных взаимодействий между людьми в обществе.
06/29/2020
Виталий Шолохов