Жерар Баррэ и Знаменитый Гасконец

Сэмюел Криг
ЖЕРАР БАРРЭ И ЕГО ЗНАМЕНИТЫЙ ГАСКОНЕЦ                Samuel Krig



  Вот же более тридцати лет Жерар Баррэ не снимается в главных ролях, к большому сожалению повзрослевших поклонников, которые некогда были захвачены азартом кинематографических подвигов актера. Баррэ, как выяснилось недавно, и понятия не имел о том, насколько популярен был самый удалой из его персонажей в Советском Союзе начала 60-х годов, когда по экранам прошел франко-итальянский фильм "Три мушкетера".
  Мало кто из советских зрителей знал Жерара Баррэ, однако, его герой получился настолько ярким, что затмил собой исполнителя.
 В СССР никто из пишущей братии не отметил появления новой кинозвезды.
 Хотя талантливая экранизация одной из любимейших книг регулярно приносила в казну доход от кинопроката, идеологической пользы от четверки отважных французов не было никакой.
  Исполнитель главной роли, наделенный суммой качеств, которые называют харизмой - Жерар Баррэ, казалось, самой судьбой был призван развлекать юного зрителя.
Да, в театре он играл драматические и комедийные роли, но кино произвело его в рыцари. Пришлось сесть на коня и пристегнуть к поясу шпагу...

Жерар Баррэ, (настоящее имя – Gerard Marcel Lois Baraille), родился 2 ноября 1931 года в Тулузе. Его отец был инженером-конструктором, мать - филологом.
Когда родители разошлись, четырехлетний мальчик переехал с матерью в небольшой городок Монтобан, где жила его бабушка. Здесь, недалеко от Тулузы, прошла его юность. По совету матери Жерар изучал медицину, потом поступил в институт, где, на втором курсе, твердо решил стать актером. Он рос спортивным и музыкальным юношей - играл в регби, занимался боксом и фехтованием.
Увлекшись современной музыкой, брал уроки фортепиано.
 В 1952 году, двадцатилетний Жерар Баррэ, как пианист уже играл в одном из Парижских джазовых клубов, пел в небольших залах, сочинял песни и исполнял их дуэтом с приятелем-актером Сержем Руссо.
  Окончив знаменитые драматические курсы Рене Симона, Жерар Баррэ в 1956 году дебютировал на столичной сцене, заменив Пьера Ванека в постановке "Веер Леди Вандермер" и Жана Пьера Касселя в спектакле "Дети Эдуара", а так же в кино, в небольшой роли в фильме "Хлопающие двери".
 После двух лет армейской службы в Алжире, еще мало кому известный актер вернулся в Париж. При поддержке звезды театра и кино Эдвиж Фейер он получил в театре Сары Бернар роль в пьесе Жана Кокто "Двуглавый орел". Странное совпадение: днем он снимался с Жаном Марэ в "Капитане Фракассе", вечером играл в театре роль, специально написанную для Марэ, пятнадцатью годами ранее.
  Самоуверенный ловелас и яростный дуэлянт, герцог Валомбрез в "Капитане Фракассе" стал первой заметной экранной ролью Баррэ. В образе вспыльчивого соперника главного героя-барона Сигоньяка, Жерар был юн, невозможно красив и необуздан - он с вулканическим темпераментом изображал знатного дворянина, одержимого страстью к комедиантке. Французский зритель увидел новое лицо - интеллект, волевой подбородок бойца, насмешливый, дерзкий, магнетически-притягательный взгляд. При всей несхожести актеров, в диалогах и сценах поединков, Марэ и Баррэ составили великолепный дуэт - один шевалье стоил другого.
Позже, на вопрос - "Как вам работалось со звездным Жаном Марэ?", Жерар Баррэ ответит: " Он был чрезвычайно любезен, тактичен, профессионален, какими могут быть только великие актеры".

  В 1961 году режиссер Бернар Бордери, сын кинопродюсера Раймона Бордери, задумал новую версию приключений мушкетеров. Семь лет назад Андре Юнебель уже сделал фильм по роману Дюма, но та картина была иллюстративно-скучной, обстоятельно-тяжеловесной. Бордери понимал, что в разгар сексуальной революции, в эпоху Брижитт Бардо, мушкетеры должны быть веселыми, элегантными красавцами, а вся картина возбуждающе бесшабашной. Он знал толк в том, что касается стиля и ритма, оставалось подобрать актеров. Портос, Арамис и д'Артаньян нашлись в труппе театра "Комеди Франсез", где умеют носить камзол и красиво кланяться королям.
После "Капитана Фракасса" Баррэ привлек внимание режиссера.
Жерар Баррэ позже вспоминал: "Сначала мне предложили играть роль Атоса, но мой агент была уверена, что я должен стать д'Артаньяном. За ужином с режиссером и продюсером она сделала ловкий тактический ход, заявив, что более удачного актера, чем Жорж Декриер в образе Атоса нельзя себе представить, тогда как я, по темпераменту и внешне, очень похож на отважного гасконца. Мы непринужденно общались, и к концу ужина, идею о смене исполнителей, продюсер и режиссер воспринимали уже, как свою. Так я получил эту роль и навсегда остался должником Декриера."
   Бордери, бывший к тому же соавтором сценария весьма вольно обошелся с первоисточником - "вычеркнул" несколько глав романа, послал в Менг не романтически-настроенного двадцатилетнего юнца, а зрелого, тридцатилетнего кавалера, которому, что в схватку с тремя противниками, что в будуар к знатной даме - все едино. Но, странное дело, дух книги, со всеми оговорками, был передан чудесным образом, а Жерар Баррэ оказался самым лучшим д'Артаньяном на все времена.

 Успех фильма и актера был феноменальным. На гонорар Баррэ приобрел новую модель "Альфа Ромео" и гордо колесил по Парижу. Одна за другой последовали приключенческие картины на историческом материале, рассчитанные на мужественное обаяние и спортивную подготовку актёра.
Если пластика короля жанра - Жана Марэ завораживала характерной замедленностью, Жерар Баррэ, напротив, увлекал стремительностью и задором.
Его сильные, упрямые, остроумные, дерзкие и насмешливые герои не знали фатальных преград.
Ветер удачи всегда дул им в парус, их шпага не знала поражений, женщины падали в их объятия…


  Это было давно, но, до сих пор, Жерар Баррэ в роли д’Артаньяна остаётся для меня
истинным примером воплощения таланта.
  В отличие от обычных советских детей, которые играли в «чапаевцев» и в кого-то ещё,
я сам себе сшил мушкетёрский плащ, шпагу мне помог сделать отец.
 Она была из металла, конец её был острым…

  Потом мушкетёров сменили «The Beatles», и я взял в свои руки гитару,
вместо шпаги теперь ручка «Parker».

Сейчас, оглядываясь на этот долгий путь, можно сказать: Жизнь удалась!









                30 июня 2020
                12:38 





Жерар Баррэ,
Избранная фильмография:

2003 Тайна Галиндеса Герардо Эррера
2001 Рай уже не тот, что прежде Франческо Бетриу
Не упади Мануэля Риоса Сан Мартина
2000 Сексуальная тварь Джонатана Глэйзера
1997 Открой глаза Алехандро Аменабара
1993 Нестор Бурма (ТВ-сериал)
1982 Отелло, черный командир Макса Булуа
1977 Почему? Анук Бернар
1974 Мадам Сен-Жан Жоржа Фольгоаса (ТВ)
1972 Лето - время убийств Антонио Исаси-Исасменди
1970 Папино кино Клода Берри
Треугольничек Хосе Мария Форке
Элена и Фернанда Хулио Диаманте
1969 Свидетель Энн Уолтер
1968 Берю и его женщины Ги Лефранка
Пламя над Адриатикой Александра Астрюка
1967 Нежные акулы Мишеля Девиля
1966 Сюркоф, тигр семи морей Серджио Бергонзелли
Сюркоф: Гром над Тихим океаном Серджио Бергонзелли
Плохое время для мух Ги Лефранка
Барака Х 13 Мориса Клоша и Сильвио Сиано
1965 Сокровища ацтеков Роберта Сьодмака
Пирамида сынов Солнца Роберта Сьодмака
1964 Гибралтар Пьера Гаспара-Уи
Смелей, Пардайан! Бернара Бордери
1963 Скарамуш Антонио Исаси-Исасменди
Шахерезада Пьера Гаспара-Уи
1962 Шевалье Пардайан Бернара Бордери

1961 Капитан Фракасс Пьера Гаспара-Уи
Корсиканские братья Антонио Джулио Майано
Три мушкетера: подвески королевы Бернара Бордери
Три мушкетера: месть миледи Бернара Бордери
1960 Набрав в рот воды Жака Дониоль-Валькроза
1955 Черная серия Пьера Фуко









Note:     * На фото - французский актёр Жерар Баррэ.