1. VII. 5 Схождение Духа в Материю

Лариса Болотова
                Из книги «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватской:

(стр. 329 т.1) «Если бы Книга Бытия начиналась так, как должно, то в ней найден был бы сначала Небесный Логос, «Небесный Человек», развивающийся, как Составная Единица Логосов, из которой, после их пралайического сна – сна, который собирает Числа, разбросанные на майавическом плане, воедино, подобно тому, как отдельные шарики ртути на тарелке сливаются в одну общую массу – Логосы являются в своей совокупности, как первые «Муж и Жена» или Адам Кадмон, «Fiat Lux» в Библии… Но это превращение не имело места ни на нашей Земле, ни на каком-либо другом материальном плане, но в глубинах Пространства, при первой дифференциации вечного Корня Материи.

На нашем нарождающемся Глобусе вещи происходят иначе. Монада или Джива, как сказано в «Разоблачённой Изиде», прежде всего, устремляется Законом Эволюции в низшую форму материи – в минералы. После семеричного круговращения, заключённая в камне или в том, что станет минералом и камнем в Четвёртом Круге, она выходит из него, скажем как лишайник. Проходя затем через все формы растительной материи в то, что называется животной материей, она теперь достигла точки, у которой она становиться, так сказать, зародышем животного, которое станет человеком. Всё это, вплоть до Третьего Круга, лишено формы, как материя, и безчувственно в отношении сознания».

                А как же утверждение, что во всём есть определённый уровень сознания? Сознание на этом этапе есть во всём, но вскрытом состоянии?

 «Ибо Монада, или Джива, per se даже не может быть названа Духом; это есть Луч, дыхание Абсолюта или, скорее, сама Абсолютность. Абсолютная Однородность, не имея отношения к условной и относительной законченности, безсознательна на нашем плане».

                А на других?

«Потому,  кроме материала, который ей потребуется для её будущей человеческой формы, Монада нуждается в (а) образце или духовном прообразе для оформления этого материала и (b) в разумном сознании, чтобы направить её эволюцию и продвижение; но ни тем и ни другим не обладает ни однородная Монада, ни безчувственная, хотя и живая материя. Адам из праха нуждается, чтобы Душа Жизни была вдунута в него; то есть два срединных принципа, которые суть чувствующая Жизнь неразумного животного и человеческая душа, ибо первая неразумна без последней».

                Без чувств нет развития разума? Каким образом достигаются чувства человека, как низшие, так и высшие?

«Только когда из потенциальной Андрогины человек разъединился на мужчину и женщину, он может быть одарён сознательной, разумной и индивидуальной Душой (Манас), «Принципом или Разумом Элохима», но, чтобы получить его, он должен вкусить плод Знания от Древа Добра или Зла. 

Как достигнет он всего этого? Оккультная Доктрина учит, что тогда как Монада совершает свой цикл нисхождения в материю, эти самые Элохимы или Питрисы – низшие Дхиан-Коганы – развивают pari passu  вместе с нею на более высоком и духовном плане, спускаясь так же относительно в материю на своём плане сознания; и когда, достигнув известной точки, они встречают воплощающуся (безсознательную) Монаду, заключённую в низшую материю, то эти две потенции Духа и Материи сочетаются, и союз этот порождает земной символ «Небесного Человека» в Пространстве – совершенного человека. В философии Санькхья говорится о Пуруше (Духе), как о чём-то импотентном, пока он не встанет на плечи Пракрити (Материи), которая, будучи оставлена одна – безсознательна.


Но в Тайной Философии они рассматриваются как превращаемые потенции. Дух и Материя, хотя и являют единство в своём начале, но, появляясь на плане дифференциации, каждый из них начинает свой эволюционный прогресс в противоположных направлениях – Дух постепенно падает в материю, а последняя восходит к своему первоначальному состоянию, то есть к чисто духовной Субстанции. Оба неразлучны, тем не менее, всегда разлучены. На физическом плане два  одинаковых полюса всегда будут отталкивать друг друга, тогда как отрицательный и положительный – взаимно притягиваются. Точно так же стоят в отношении один другого Дух и Материя – два полюса одной и той же однородной Субстанции, Коренного Принципа Вселенной».

                Они всегда связаны между собой, но связь эта не видна?

«Потому, когда наступает час для Пуруши встать на плечи Пракрите для оформления Совершенного Человека – рудиментарный человек Первых Двух Рас и половины следующей, будут лишь первым среди млекопитающих, постепенно развившимся в наиболее совершенный вид – Небесные Предки (Существа предшествовавших миров, именуемые в Индии Шишта) вступают на этот наш план и воплощаются в физического или животного человека, подобно тому, как Питрисы вступили раньше их для оформления последнего. Таким образом, оба процесса двух «творений» - животного и божественного человека – очень сильно различаются.

 Питрисы выделили из своих эфирных тел ещё более  эфирные и туманные подобия самих себя, или то, что мы назвали бы теперь «двойниками» или «астральными формами», созданными по их подобию. Это снабжает Монаду её первым обиталищем и даёт слепой материи образец,  вокруг которого она может отныне строить. Но человек всё ещё не закончен. От Сваямбхува Ману, от которого произошли семь примитивных Ману или Праджапати, из которых каждый дал рождение примитивной Расе людей, вплоть до времени «Codex Nazaraeus», где Карабтанос или Фетахил, слепая и похотливая Материя, порождает от своей Матери-Spiritus семь Фигур, из которых каждая является прародителем одной из семи первичных Рас, - эта доктрина запечатлелась в каждом архаическом писании».

                Получается, что одни сущности (низшие Питри и Духи Земли) участвуют в создании физического (животного) человека, а потом в него входят высшие сущности (предшествующих миров) и начинается создание божественного человека.