Ленинград. Власть. Ч. 2 Об исторической правде

Александр Сергеевич Трофимов
Не прочна судьба народа, когда она  зависит от воли, вернее, от нрава одного человека.
Марк Туллий Цицерон

С помощью правды можно вас обманывать и увлекать куда угодно.
Ницше


Сейчас в условиях падения доходов в стране,  доступности  образования,  медицинского обслуживания, при усилении бюрократизма и ослаблении ответственности  власти перед гражданами, многие вспоминают добрым словом Иосифа Виссарионовича Сталина.
Что касается  авторитета Советского Союза в мировом сообществе, его силы, мощи и богатства, порядка в стране, то, несомненно, это были достоинства его правления.
Другое дело -  в отношении к человеку. В своё время очень уж вспоминали о его снижение цен на продукты незадолго до его смерти. Умело уводил от горестных тем своего правления.
Коллективизация. Голодные смерти. Рабский труд на новостройках страны. Высылки миллионов людей в  неблагоустроенные районы страны на самовыживание. Смертельные репрессии среди партийного руководства, старых большевиков, директоров производств, инженеров да и просто рабочих и колхозников. А беды, которые он сотворил с  Красной Армией, с людьми, оставшимся в оккупации, и с остальным голодным  населением страны, от которого требовали труда не покладая рук из последних сил - с полуголодными женщинами, детьми, стариками.

К Ленинграду Сталин относился особенно ревностно: как он мог забыть Зиновьева, а потом Кирова.
А тут ещё возросшая популярность Кузнецова, второго секретаря обкома и горкома, который  взял на себя на время блокады  руководство городом и обороной, - и других ленинградских руководителей.
Они почти в автономном режиме занимались военным делом и налаживали жизнь в городе. И популярность их росла не только в Ленинграде и Ленинградской области. Слишком самостоятельные, творческие, обретшие уверенность в своих силах, вдохновлённые успехами и победой. Пожелавшие улучшить жизнь народа. 
Сталин припомнил им всё, даже создание Ленинградского музея обороны. Жданов ближайший соратник и друг Сталина умер, и сразу последовал большой разгром его бывшего окружения. Чтобы другим неповадно было. Чтобы знали, кто в стране хозяин.
Это коснулось и города с его промышленностью инфраструктурой и  культурой - восстанавливать его величие не захотели.
Диктатура не прощает самовыдвиженцев и претендентов на трон.

Правду о войне скрывали с самого начала. Были небольшие промежутки оттепелей. Сначала про Брестскую крепость, и только частично.  А о Сталинграде и до сих пор рассказываются сказки.
О Воронеже только что заговорили. А жуткий Ржев с окрестностями.
Много таких мест с костями непогребённых солдат.
А про Ленинград, что там происходило на самом деле, умалчивали со сталинских времен даже до перестройки.
   
Мало того что о блокадном Ленинграде сначала не разрешалось говорить.  Ни о какой правде не могло быть и речи. Созданный в Ленинграде в единодушном порыве местной власти и народа  сразу после войны грандиозный огромный по территории музей обороны, в котором были военная техника, предметы быта блокадников, картины, дневники, письма, фотографии,  разные артефакты и документы, - полностью уничтожили, как уничтожили потом и руководителей, которые этим занимались.

Даниил Гранин рассказывал,  сколько им пришлось пережить и побороться за опубликование  блокадных дневников.
А сколько текстов и фактов не пропустили. Это в наше время, а не в сталинское.
И тут, кроме почитателей Сталина, должно быть, были задействованы  важные властные структуры.

А сейчас? Сначала ополчились на фильм «Праздник» - о неплохой жизни в блокаду привилегированных людей и дельцов. А это было! И уж ничего там нереального и порочащего страну не было. А  разозлил  он власть страшно, ещё до выхода.  Кроме потока порочащих негодований, привлекли для уничтожения и прокуратуру и следователей: а откуда продюсеры взяли деньги на этот фильм? – не из бюджета ли?  а деньги-то были частные.
К 75- летию Победы собирались было показать острый откровенный исторический фильм по материалам О.Берггольц,  Д.Гранина и А.Адамовича «Блокадный дневник» известного режиссёра Андрея Зайцева, давно занимающегося военной темой,   о первой, самой тяжелой, блокадной зиме 1941 года.
И до просмотра на него уже вылили столько нечистот, что показ отложили до 2021 года.
А вот слова  режиссёра в  "Российской газете":  "Этой жестокой зимы почти нет ни на фото, ни в кинохронике. И нам было важно, чтобы зрители увидели, каким был Ленинград, чтобы пережили это описанное блокадниками состояние… Молодые поколения уже плохо представляют себе, что такое война в реальности. И поэтому мне так важно, чтобы как можно больше людей посмотрело наше кино, чтобы фраза Ольги Берггольц "никто не забыт и ничто не забыто" не стала анахронизмом».
Фильм еще не вышел. А его уже порочат. Заранее, до выхода, назвали "русофобским" и "мерзким". Как же мы крепко связаны с нашим прошлым!

Снимают и крутят военные фильмы для «кассы», построенные по типу развлекательных американских, где доминирует пафосная героика, приукрашенная, ложная, с фальшивыми ситуациями, например  недавний фильм  «Т-34». Вот так формируют память прошлого. Уж если в эпопее «Освобождении» и была неправда, то уж о чём говорить тут.
Народ обрабатывают. Отвлекают. Обманывают. Да и он скорее пассивный, чем активный, ленивый, не любознательный, непросвещённый, зазомбированный.
Закрывают доступ к архивам. Рупоры  истеблишмента  уже кричат о необходимости ограничить свободу слова. Так скоро и новые исторические исследования, вызывающие недовольство правящей администрации, запретят публиковать. И книги, которые отличаются от курса новой истории, изымут из библиотек. Это мы уже проходили.

Я думаю, почему современные послесталинские  правители всячески скрывали правду о Ленинграде? Да и сейчас не очень открывают. Одно объяснение нашел. По своей сути и отношению к народу прорвавшиеся в верхушку были и,  припав к роскошной кормушке, тем более становятся очень похожими во лжи на прошлую плеяду «борцов за народное счастье». Генная преемственность, да ещё с возможностью безнаказанной наживы?
Новая государственная машина, ставшая капиталистической, олигархической, пробирающаяся в международные круги, хочет показать миру чистоту запачканных прошлым рук, свою честность и демократичность. А дух у неё старый. Прадедушка Сталин,   из-за спин выглядывает, правда, уже не как идеолог коммунизма, а как  жестокий узурпатор и изощрённый циничный правитель с античеловечной  политикой. Чем люди  меньше знают и думают - меньше сомневаются.  Чем тупее – тем надёжнее. Средневековая школа!
И в той традиции народ для госмашины - это рабочая сила, подслеповатое, ещё не отвыкшее верить власти и быть послушным стадо.

В своей книге «Веритофобия» Михаил Веллер говорит о страхе людей перед правдой из-за  их трусости и  эгоистичности.  При формировании истории используются  слабые людские стороны, доверчивость, так называемое, мнение большинства и авторитетов, и все возможности СМИ.
История, по мнению Веллера, - это официальная коллективная автобиография или групповая самооценка, и она всегда завышается, чтобы показать себя получше. И потому получается - то "что  не к нашей чести и славе - скверно и неверно".

Сейчас с принятием поправки к  конституции об исторической правде, это, как говорят юристы, новый путинский юридический термин,  у государства, то есть у  правителей,  вообще появится правовая возможность  узаконивать свои трактовки истории. И очень может случиться,  в соответствии с высказыванием Ф. Достоевского, что настоящая правда всегда неправдоподобна, чтобы сделать ее правдоподобнее, нужно примешать к ней лжи,  - получим очередную текущую правду.  А кто будет возражать. Инакомыслие изведут.