Заметки от Светки о Николае Шипилове

Светлана Крылова
О Коле Шипилове мне труднее всего писать... Нет-нет, он был необычайно лёгким в общении, своеобразным незабываемым творцом, надёжным другом, крепким мужчиной, как и все сибиряки, мне думается... Закалённым жизнью, судьбой. И он был постарше нас. С ним было чрезвычайно интересно! А труднее писать потому, что терять друзей ооочень тяжело, особенно в молодом возрасте. Такие раны не заживают до смерти.
...О Колиной нелепой смерти первым по телефону сообщил мне Витя Куллэ.
Я плакала как по родному! Не могла сдержать слёз. Думаю, что все мы заплакали, кто знал его... Светлая память Николаю. Высокого неба. Он очень много света оставил после себя.
Не однажды, а часто он заходил ко мне в 430 комнату в общежитии Литературного института, тут же откуда-ни-возьмись собирались люди, много людей, и посиделки длились порой до утра.
Я чувствовала, знала уже тогда, с кем имею честь общаться... У меня был кассетный магнитофон. Но Коля протестовал, чтобы его записывали. Не хотел. Надо ж было напрячься для записи, а он - отдыхал. Выпивали, само собой... Но так как Шипилов очень по-доброму относился к людям, выбирал слова прежде чем что-то сказать, относился к слову очень внимательно, даже с пристрастием, боялся ненароком обидеть словом... Короче говоря, свой отказ записывать квартирник он объяснял тем, что недалеко совсем Останкинская башня и будут сильные помехи, а это уже не запись, так, "ушедавиловка" - запомнила его словечко:)
Но я не любила себе отказывать в удовольствиях! И...спрятала магнитофон под стол, чтобы он не видел Включила "запись" и спрятала. Олег Сотников заметил, но промолчал.
Так я записывала всю ночь, и даже наутро забыла выключить, пока кассета не кончится.... Есть, есть она! Дашкевич Татьяна, Таня, я её найду. Прости, что до сих пор руки не дошли. Дети-внуки-сама понимаешь...
А ещё... Про Марину Диордиеву- она же Шипилова- она же Володькина. Первая жена Коли.
Она была большая ревнивица. Вот, например. Коля подарил мне книгу "Гнездо поэтов" (Новосибирское книжное издательство, 1989 г), куда вошли сочинения А.Денисенко, И. Овчинникова, других поэтов и его, Колины. Конечно, я помню, как он мне подписал книгу: "Прекрасной женщине, поэту, со светлым именем Светлана от довольно мрачного типа с любовью" И оставил автограф.
С Мариной мы были в приятельских отношениях, она забегала ко мне на чай и рассказывала всякие новости, в том числе...гадости про Колю. Эххх... Про ушедших либо хорошо, либо никак. У Коли было ангельское терпение! Третий Маринин муж просто застрелил её. И сразу позвонил в милицию и сдался... Жаль Маринку,ю конечно! Но я её предупреждала, когда она разводилась со вторым (замечательным мужем) Сашей Володькиным, что добром её искания кладов не закончатся...
Про книгу. Я радостно показала Марине книжку, подписанную Колей и она... её забрала себе! Потом, правда, принесла такую же, но с подписью другому человеку от другого человека "Любочке Криницкой...." от кого, не знаю.
Я была ошеломлена таким поступком. - Зачем? - спросила я её. - Мне неприятно, что он всем подписывает "с любовью", - ответила она.... Удивительно. Конечно, с любовью, с чем же ещё?!
Помню отлично, как Коля работал зав. отделом поэзии в журнале "Литературная учёба" и...не было офсетной бумаги для печати! Ну вот нигде не было. Он пожаловался мне. Я рассказала первому своему мужу, и он вызвался нам помочь.
Чем эта история закончилась - продолжение следует.

Рассказывал Коля, как неудачно женился на М. и почему. Говорил:"Я таак устал, не поверишь. Просто зашёл в первую попавшуюся комнату, где хихикали девчата, и громко спросил: - Девчонки, кто пойдёт за меня замуж? И весёлая смелая Маринка отозвалась. Вот и всё. История эта не требует подтверждений, потому что мне её рассказывал и сам Коля, и сама Марина.

По-настоящему Николаю повезло, когда он встретил и полюбил Таню Дашкевич. Татьяна тоже расцветала на наших глазах! Ей он посвящал песни ("женщина как печь раскалённая, рыжая, в меня не влюблённая..." - до сих пор звучит в ушах его голос.
Таня была уже в молодом возрасте мудрой. Она и Маринку понимала (чем очень меня удивляла тогда), и Колю жалела... Закончился их букетно-цветочный роман счастливым браком и двумя чудесными детьми - русичами такими... Девочка и мальчик, как надо, как в сказке. Думаю, что всем встречающимся на его Пути Шипилов создавал сказку... Когда он пел "Ванька Жуков, без тебя мне грустно жутко", мы рыдали. Когда "После бала" - восторгались, когда смешные - тогда смеялись. Много было экспромтов, которых в книгах вы не найдёте... Надо-надо искать кассету с квартирника!