И это все о нем. Точнее о них

Николай Хомяков
Теме Михаила Ефремова и произошедшего с его участием трагического события, виновником которого он стал, посвящено уже столько всякого написанного и высказанного, что, казалось бы, и говорить больше не о чем. Однако, глядя со стороны, прежде всего – на его защитников, не могу не высказаться.

Прежде всего, хочу определить свое отношение к Ефремову. Лично для меня он – средний артист, не талант и не бездарность. Как человека я его не знаю, я с ним не знаком, хотя его выходки вроде той, что была в 2018-м на гастролях в Самаре, естественно, уронили его в моих глазах еще тогда, а уж то, что произошло 8 июня, и подавно. Насколько мне известно, Ефремов уже не первый раз садился нетрезвым за руль. Его политические взгляды и гражданская позиция мне совершенно неинтересны, и вообще, я не собираюсь топтаться по упавшим. А вот высказывания его друзей, единомышленников, коллег, родных, а также его адвоката Пашаева вызвали огромный интерес.

То, что произошло 8 июня, естественно, вызвало большой резонанс в российском обществе, поскольку виновником ДТП оказался известный актер, хотя следует признать, что подобные преступления, к сожалению, распространены в мире. Однако в данном случае двумя главными катализаторами выступили, во-первых, то, что Ефремов неоднократно садился нетрезвым за руль (и почему-то наши правоохранительные органы на это не обращали должного внимания), а во-вторых – то, что, к сожалению, очень часто в таких случаях виновники преступлений оказывались безнаказанными (достаточно вспомнить дело Шавенковой).

Естественно, масла в огонь подлило неадекватное поведение Ефремова на месте ДТП, его бравада «вылечат – у меня денег до х..» вызвала бурную реакцию. В адрес актера полились обвинения и оскорбления. Понятное дело, друзья и единомышленники Ефремова встали на его защиту. И эта защита была весьма оригинальной.

Вот, в частности, политик Леонид Гозман: «Я не верю вам, господа. Ваша захлебывающаяся злобным лаем добродетель - лицемерие. Вы не замечали или спускали на тормозах дебоши, наглость и преступления власть имущих и их детей. Вы ездите или мечтаете ездить на машинах с номерами, защищающими машину и ее водителя от любого досмотра. Кто, кстати, из водителей машин, сбивших людей на смерть, был отдан под суд, у кого хотя бы брали пробу на алкоголь? А кого из жертв обычных аварий – а они каждый день! – вы вспоминали? Вы хоть раз публично интересовались, почему у нас до сих пор выпускаются такие машины, что при столкновении с «иномаркой» сидящих в ней людей надо вынимать автогеном?... Не вижу оправдания Ефремову, но вы-то беснуетесь не потому, что возмущены его поведением или сочувствуете жертве. Просто вы давно ненавидели его, но бессильны были что-то с ним сделать». В подобном же стиле, но не столь агрессивно высказались писатель Дмитрий Быков и депутат Борис Вишневский. В общем, первая линия защиты Ефремова была такая: Ефремов виноват и должен быть наказан, соболезнования Захаровым, но те, кто ругают Ефремова – гнусные «путиноиды», ненавидящие его из-за его гражданской позиции. Ну и авто у Захарова, конечно же, было не то (видимо, службам доставки следует закупить броневики, чтобы уберечь своих работников от алкашей за рулем, едущих по «встречке»).

Впрочем, эту картину несколько подпортила певица Любовь Успенская, заявившая, что Ефремов нуждается не в наказании, а в лечении, и она готова создать петицию насчет этого, подключив всех своих известных знакомых. Правда, не знаю, как у нее сейчас с этим, отказалась ли она от своей идеи – суть в том, что он давно уже нуждался в лечении, а также – в отказе от вождения автомобиля. Но почему-то его родные и друзья долгое время не обращали на это внимания. Пока не случилась беда.

Тем не менее, маховик защиты был уже раскручен, начали появляться все новые и новые защитники с весьма странной линией защиты, которая зиждилась на двух, на мой взгляд, противоположных вещах: христианском милосердии и откровенном презрении ко всем, кто посмел хоть одно слово сказать против Ефремова. С одной стороны – «не судите да не судимы будете», «кто без греха», с другой – ругающие Ефремова являются «моральными уродами» (по выражению телеведущего Михаила Леонтьева). Что же так особенно обидело «адвокатов» Ефремова? То, что Ефремова назвали «убийцей» - мол, это неправильно, у Ефремова и в мыслях не было убивать этого Захарова. А как расценивать людей, которые лезут в пьяном виде за руль, не задумываясь о последствиях?! Кстати, здесь получился какой-то непонятный зашквар со стороны певицы Дианы Арбениной – она заявила: а кто не садился за руль пьяным? Тут уж, извините, как говорится, ноу комментс.

Вообще до всех этих «защитников» как-то не доходит, что публичная фигура не только должна купаться в лучах славы – она должна и отвечать за эту славу. И если такая фигура совершила, так сказать, антиобщественный поступок, а уж тем более – преступление, то она должна быть готова к такому отношению общества, и нечего придумывать всякий бред про «травлю».

Само собой, личность Ефремова начала постоянно лакироваться и «канонизироваться». А его невнятное покаяние с элементами жалости к себе («я всех предал, нет больше Ефремова») было представлено (в частности, Шендеровичем) как нечто такое светлое и чистое, что прямо хоть иконы пиши теперь с него!

Также «защитники» Ефремова попытались от себя извиниться перед близкими Захарова. Но тут у них получились некоторые неуместные вещи. Так, дочь Ефремова Анна-Мария, а также актеры театра «Современник» в обращении к Захаровым выразили надежду, что они «сохранят светлый образ погибшего». Так и хочется сказать: чииивооо?! Я думаю, родственники Захарова сохранят светлый образ своего брата, мужа, отца и без их надежд. И если юной особе это выражение простительно по молодости лет, то этим взрослым дядям и тётям следует включать мозги и думать, что они несут.

На фоне всего этого телеведущий Матвей Ганапольский выдвинул идею, которая мне на тот момент казалась непонятной и неприемлемой для честного принципиального человека – в дискуссии на Эхо Москвы он выразил точку зрения, что власти надо не сажать Ефремова для того, чтобы тот «где-нибудь шил варежки», а… использовать по назначению, как актера!

Новый этап в этом деле начался тогда, когда за дело взялись адвокаты. И если адвокат семьи Захаровых Александр Добровинский особо не выделяется своими высказываниями и поступками, то адвокат Ефремова Эльман Пашаев, личность с довольно скандальной репутацией, сразу, как говорится, взял с места в карьер: уже успел обвинить семью Захаровых в стяжательстве (будто бы родные погибшего хотят компенсацию в размере 100-150 миллионов рублей; в свою очередь, родные Захарова отрицают это); сообщил, что Ефремов «готов усыновить детей Захарова» (потом, правда, оговорился, что имел в виду постоянную помощь со стороны артиста). А потом была «бомба»…

Если кто не в курсе – привожу полную цитату из СМИ:

«Михаил Ефремов обратился к публике через адвоката Эльмана Пашаева с разъяснением по поводу своих выступлений на youtube-канале «Гражданин поэт» и раскрыл роль политики в его уголовном деле.
По словам защитника Михаила Ефремова, он навестил актера в пятницу, 26 июня, чтобы узнать о его самочувствии. Напомним, накануне Ефремов перенёс сердечный приступ. Во время последнего визита артист попросил Эльмана Пашаева сделать «политическое» заявление от его имени. Публикуем монолог полностью:
- Дело в том, что мне регулярно звонят ваши коллеги-журналисты из Украины и задают различные вопросы о том, не вижу ли я совпадения в том, что роковое ДТП с участием Михаила произошло накануне выборов. Некоторые из них считают уголовное дело политическим и освещают эту трагедию именно в таком ключе. Естественно, об этом я поставил в курс своего подзащитного и поинтересовался, какую позицию занимает он сам. Михаил ответил, что в его деле нет никакой политической подоплёки. За руль ни Путин, ни кто-то другой садиться в тот вечер не просили.
Произошло ДТП, и в нём разберутся следствие и суд. Вот что он говорил мне и попросил предать гласности при первой же возможности: «Где я и где политика? Я не имею отношения к оппозиции, не имею отношения к политике. Ничего не имею против личности Путина. Почему я должен плохо относиться к человеку, который нас кормит – нас, людей искусства, деятелей кино. Ведь все мы помним, в каком упадке была культура раньше».
На мой вопрос о голосовании по поводу внесения изменений в Конституцию Михаил сказал, что в политической части этих поправок не разбирается и ничего сказать не может, но очень хорошо отозвался о социальной поддержке, которая будет гарантирована в случае принятия изменений.
Когда я процитировал подзащитному несколько вопросов ваших коллег о его стихотворениях на канале «Гражданин поэт», в которых он критикует власть, то Михаил мне ответил так: «Я артист, клоун, а не оппозиционер. Это моя работа». При этом он отметил, что клоун – это не оскорбление, а за чтение чужих стихотворений он получал деньги и даже не задумывался, что это чей-то инструмент. По его словам, такого рода стихи писали и про Горбачева, и про Ельцина, и о других политических деятелях, и разного рода событиях» (МК.RU,  26.06.2020 в 22:06).

Сначала я сам не поверил, думал, что это какой-то фейк. Думал, может, Пашаев опять как-то не так всё изложил, как с «усыновлением». Однако молчание, как со стороны Пашаева, так и со стороны Ефремова заставляют прийти к выводу, что это все правда, как говорится, молчание – знак согласия.

В принципе, Ефремов чётко всё изложил: плевать ему и на политику, и на оппозицию – он будет говорить всё то, за что ему заплатят. Вот заплатили за то, чтобы он читал ёрнические вирши про Путина – и он их читал. Заплатили бы ему коммунисты – он бы для них читал Маяковского. Заплатили бы ему современные украинские власти – он бы в паре с Орестом Лютым распевал русофобские песенки. Ну а если еще и получит условный срок – думаю, специально для Путина будет петь песни группы «Любэ». Теперь стало понятно предложение Ганапольского – видимо, он хорошо знает Ефремова (а может – судит по себе).

Кстати, как бы «случайно» этому заявлению предшествовал приговор по делу «7-й студии», по которому фигуранты за многомиллионное мошенничество отделались условными сроками и штрафами. Так что это наводит на определенные мысли.

Ну а что же многочисленные «защитники» Ефремова, так массово и бойко высказывавшиеся по поводу «травли» Ефремова? Они почему-то как воды в рот набрали! Почему молчат по поводу последнего заявления Ефремова те, кто начал раскручивать маховик его «защиты» - Гозман, Быков и прочие?! Нет, может, где-то в соцсетях у себя на страничках они чего-то и написали, но заявления в защиту Ефремова они-то делали в СМИ! И что-то мне не верится, что СМИ не интересуются их комментариями по поводу последнего заявления Ефремова. Что, в шоке находятся?! С чего это вдруг?! Своим дружным молчанием они только подтверждают правоту критиковавших Ефремова (причем и то, что они сказали в адрес «защитников» Ефремова), а заодно и помножают на ноль свои собственные заявления.

Впрочем, в этом деле рано ставить точку. Но определенные выводы следует сделать.