Июнь 2020, несколько дней

Алла Чурлина
Не предполагала, что так буду вовлечена в российский контекст этого месяца. Давно запретила себе отзываться, реагировать публично под общее правило: ты там больше не живёшь, ты не гражданин этого государства, не думай-не толкуй-не суди. Уже пережит 2015, в котором на волне происходящего терялось взаимопонимание с самыми близкими. И трещина эта до сих пор не зарубцевалась. Это странное отношение к уехавшим, как будто мы больше не россияне в душе и мыслях.

Страна не включает себя в мировое сообщество. Ей принадлежит в нём место, она периодически в центре внимания из-за достижений в науке и культуре. Но, к сожалению, больше под наблюдением международных организаций по правам человека, по нарушениям международного права, по вмешательству в чужие границы, по участию в военных конфликтах, по использованию экономического давления. Страна, которая в наименьшей степени занята собой, но обо всём в мире горячо спорит по экранам как своим, так и вещательным структурам ею же оплачиваемым. Страна, в которой столько повседневных проблем и забот о населении и регрессе собственной экономики, щедро разбрасывается деньгами на идеологические мифы. Страна, которой дали понять предел допустимой подлости и преступлений, оправдывает и не спешит осуждать и наказывать персон высших властных структур. Ничего эффективнее, чем выпячивание встречных санкций в ущерб собственному населению, экономике и имиджу, придумать не смогли. Ничего лучше, чем возбуждение очагов беспорядков в других странах, организовать не смогли. Ничего лучше, чем выкапывание из помойных вёдер отбросов, проплатить не смогли.

Но в этой же стране живут сотни тысяч (всего лишь!) уникальных людей, чей профессионализм, талант и совесть ты ценишь, как лучших своих учителей. Которым ты веришь, как собственным родителям. Которые сформировали в тебе способность не ходить табуном за властью — любой, — а  иметь собственное мнение. Которых нужно было бы объявить народным достоянием и оберегать от всех ударов. Но разве может власть признаться, что она состоит не из них? Разве может она остановиться раздавать оплеухи? Не молчат — под суд и в тюрьмы. Пусть гниют, мрут от инфарктов — оправдаем всеобщее безрыбье. И да, они уходят, так и не научившись защищать свои нервы. Они уходят, теряя последние надежды на улучшения. А оболваненная масса не знает и не хочет знать своих достойных: не слышал, не смотрел, не читал, меня это не интересует. Ведь какой страх нужно было нагнать на общество, чтобы поверили в возвращение террора против собственного народа. Хочешь жить сам и родным радоваться — заползай в щель безучастия. Июнь заставил меня не молчать.
___________________________________________
Все публикации последних заседаний вызвали у меня угнетающее состояние - бессмысленностью действий тех, кто по определению профессии должен уметь хорошее отличать от плохого. Что же это за люди, так ничтожно ценящие свою жизнь и других. Как стыдно наблюдать за изнанкой происходящего в стране, которая всеми силами хочет казаться современной, а на деле измывается над лучшими в своём обществе на уровне средневековья. Ломать судьбы и здоровье людям и служить этому добровольно или быть в принуждении системой. Это не вирус, который можно смыть водой с мылом. Это не частный случай и не «все перед законом равны». Это цена за выживание в дремучести сознания и отсутствия совести. Не ярмарки-парады-поправки, а этот удушающий процесс реальность сегодняшней России, мимо которой каждый суетится в своей скорлупе комфорта и прячется за незначительностью факта. Это процесс обывателей над культурой. Чтобы её было как можно меньше. А те, кому она нужна как воздух, будут всё также мямлить своим детям:
- Понимаешь, время такое было, не защитить было перед лицом режима талантливых людей - ни Мейерхольда, ни Пастернака, ни Булгакова, ни Синявского и Даниэля, ни Довлатова, ни Бродского, ни Вавилова, ни Немцова ... Травля тех, кем очень гордимся. Особенно посмертно.
«Я/МЫ СЕДЬМАЯ СТУДИЯ!» - хватит судить!
___________________________________________
Из зала суда, Юлия Ауг:
«Из зала суда пишет Женя Беркович: Прокуратура просит: Серебренникову 6 лет колонии и штраф 800 тысяч, Малобродскому 5 лет и 400(?) тысяч, Итину и Апфельбаум 4 года и 200 тысяч штрафа. Лишить права занимать административные должности. Арест на имущество в счёт компенсации похищенного: 128 миллионов рублей. Минкульт иск поддержал.»

«Министр культуры Ольга Любимова, вам с этим жить теперь всегда. Вы стали министром культуры, который поддержал сфабрикованный политический процесс. И именно так вы вошли в историю. Больше ничем вас не запомнят.»
___________________________________________
«Зачем нам биться за чистую манишку Советского Союза, которая никогда не была таковой, мне непонятно.» (Алексей Миллер «За двумя зайцами» на Colta) 
___________________________________________
КАК ОНИ СЕБЯ ЧУВСТВУЮТ?
Да никак они себя не чувствуют. Человек, совершающий подлость, уверен, что совершает её под защитой и одобрением. Защищает его закон, занимаемое положение, выслуга перед начальством, бюрократические проволочки и осознание себя винтиком грозной госмашины. И о массах, которые его действия одобряют, та же госмашина позаботится. А его близким и коллегам или невдомек или наглядный урок. Никто из них не задумывается, что подлость жалит не тех, кого они травят и палки в колёсах судеб ломают, а их самих на всю оставшуюся жизнь. Потому что их родные - родители, мужья/жёны, дети и внуки - становятся родными ПОДЛЕЦА. Их коллеги - средой обитания ПОДЛЕЦА. Их место работы - организацией ПОДЛЕЦА. Их город и страна - городом и страной ПОДЛЕЦА. Они не скроются в толпе, им не спрятаться за спиной времени, не исчезнуть под другим именем, документами, личинами. Они навсегда вписали себя в историю человечества как ПОДЛЕЦЫ. Вот и весь ответ.
___________________________________________
„Люди стремятся друг к другу, видимо, по признаку душевной близости, где нету разницы в нациях, в профессиях и даже в уровне благосостояния. А когда нет у людей душевной общности, они объединяются по национально-видовому признаку, как стая. И опасны, как стая.

Зависть - черная повязка на глазах разума.

К сожалению, смелость слишком часто бывает следствием чувства обесцененности жизни, тогда как трусость всегда следствие ложного преувеличения ее ценности.

Скромность должна быть скромной. Скромность, слишком бьющая в глаза, это вогнутая наглость.

Потерявшие идеал начинают идеализировать победу. Победа из средства достижения истины превращается в самую истину. Запомни: там, где много говорят о победах, - или забыли истину, или прячутся от нее.“
(Фазиль Искандер)
___________________________________________
Из публикации «Позор для страны и культуры»

В каждом из высказываний есть глубоко спрятанный призыв очнуться тому, кто в буквальном смысле «заказал» режиссёра: своим упорством он замарывает всех и это хорошо передал Александр Баунов:

«Если сеи;час дадут реальные сроки обвиняемым из «Седьмои; студии», бесповоротно обнулится много чего. Президент Владимир Путин в этот самыи; момент станет не тем, при ком был экономическии; рост и даже не тем, кто присоединил Крым или продлил свою власть, он навсегда будет тем, при ком посадили Серебренникова. Министр культуры Ольга Любимова может уже ничего не делать, не важно, какие у нее; планы, она останется тем, при ком посадили Серебренникова. Но и старыи; министр культуры, Мединскии;, может не расслабляться, он вои;де;т в историю не несколькими курье;зными памятниками, а посадкои; Серебренникова. И сосед нового министра культуры Никита Сергеевич Михалков теперь останется в памяти не как автор нескольких давно, словно бы уже не им снятых прекрасных фильмов, а как режиссе;р, которыи; если не прямо помог, так не помешал посадить своего деи;ствующего коллегу. И новыи; глава правительства, претендент на лавры модернизатора, останется навсегда тем, чье; пребывание во главе правительства началось с посадки одного из величаи;ших режиссе;ров его страны. Но и прежнии; премьер Медведев может не расслабляться: процесс «Седьмои; студии» начали при нем. Силовики, все скопом, включая новых и перспективных, вои;дут в историю не как те, кто защитил страну от угроз, а те, кто посадил Серебренникова. Церковь с ее патриархом и епископом Тихоном запомнятся не проповедями и не пасхальными посланиями, а вот этим самым. Мэр Москвы Собянин (Гоголь-центр - театр Московского подчинения) из успешного урбаниста практика и европеизатора города превратится в того, при ком посадили Серебренникова. И так далее по списку. Так необратимо делаются биографии. Кто-то замаранныи; этим делом навязывает всем очень неравныи; обмен. Особенно неравныи;, если он так и останется в тени.
Многие призывают активнее протестовать против несправедливого суда.»
(Александр Браунов)

И этот «заказчик» узурпировал себе сегодня единоличное право крушить культуру страны - её последний шанс не оскотиниться и противостоять массовому страху и безразличию. Не может он, эта завистливая гнида, простить режиссёру его свободу творчества, его талант и бесстрашие. Не может он допустить, чтобы темы и вопросы, которые режиссёр ставит в своих фильмах и спектаклях, стали реальностью в осознании происходящего. Но в одном его расчёт не оправдался. Не все в России готовы быть вымазаны его грязью. Старики умрут, а страну будут высвобождать из грязи молодые. И далеко не все из них подкуплены и зомбированы страхом.
___________________________________________
«Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее» А.П. Чехов
Как часто мы прячем то, что хотим сказать любимому человеку, в репликах своих героев, в рисунке, в музыке, где растворена вся наша душа. Сегодня год с даты ухода Аллы Борисовны Покровской. И прожила она свою жизнь - и человеческую, и творческую - именно так, как «кричал» текст Антона Павловича, кричал по его судьбе и любви, но относится ко всем, кто отдаёт свою душу родным людям. Быть родным - великое искусство. Оно требует от вас мужества и безграничной нежности. Даже если вам кажется, что вас предают. Алла Покровская была именно таким человеком - растворённым в своих родных, в коллегах, в друзьях, в студентах. Светлая память!
___________________________________________
ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ БЫТЬ СВОБОДНЫМ
«Я не хочу быть ни с властью, ни против власти. Я хочу быть с совестью, с порядочностью, со здравым смыслом, с цивилизацией, с развитием чего-нибудь хорошего, с культурой, а не с бескультурьем. Я не хочу, чтобы народ превратился в толпу, я не хочу, чтобы действительно вокруг была пропаганда. Я в ней не буду принимать участие. Это мой личный выбор.»
Кирилл Семёнович Серебренников
___________________________________________
„Люди, которые голосовали за неудачников, воров, предателей и мошенников, не являются их жертвами. Они соучастники.

Вся эта маршировка, крики, махание флагами — просто секс протухший. Если ты сам по себе счастлив, зачем тебе возбуждаться из-за Старшего Брата, трехлетних планов, двухминуток ненависти и прочей гнусной ахинеи?

В это мире за тобой следят 24/7. Там нельзя быть свободным, ведь свобода - это рабство. А чем меньше знаешь, тем лучше, ведь незнание - сила.

Вся история подделывается. Все умные книги уничтожаются. Если хоть одна морщинка твоего лица выдаст твои эмоции и плохие мысли, то ты мыслепреступник.

Когда любишь кого-то, ты его любишь, и, если ничего больше не можешь ему дать, ты все-таки даешь ему любовь.“
(Джордж Оруэлл. Из романа «1984»)
___________________________________________
Мне неважно, «что» теперь будет представлять г-жа Любимова - она не имеет к культуре России никакого отношения. То, что правительство страны под названием РФ давно перестало представлять интересы России, известно с 2000 года. Эти люди сделали всё, чтобы перестать уважать пространство, которым они правят. Уважение осталось только к людям, которые это терпят без страха говорить правду. А в культуре России есть театральный и кинорежиссёр XXI века, чьи работы понял, оценил и полюбил интеллектуальный мир планеты: в его работах дан ответ, с каким режимом у этой богатейшей страны нет никакого будущего.

За три года у неё было время понять происходящее, а не ждать решения суда, где возглавляемое ею министерство обвинитель, организатор, преступник и посмешище. Министрами назначают вроде бы (!!!) интеллигентных людей, а не послушных холопов. Она приняла «наследие» Мединского и могла показать своё собственное лицо руководителя, а явила миру ту же продажность. Или Вы верите стенам российских судов?

… ты стала общественным лицом. И показала его не с лучшей стороны. Вы не задумывались, почему этот пост не занял г-н Сокуров? Хотите молодых, вот хотя бы из сети - г-н Подосокорский? А потому что они неудобные, они своё мнение имеют и им сверху никто ничего ни диктовать, ни приказать не посмеет. Это норма здорового общества.
___________________________________________
Из выступления Кирилла Серебренникова в суде 22 июня 2020:

„У людей слабых есть прекрасные и выученные назубок оправдания собственной беспомощности: «Такое нам дали указание», «Нам так велели», «Все решено не нами», «Ну вы же понимаете!». Такова российская «банальность зла»! Проект «Платформа» — воспитывал всех — и зрителей, и участников — сопротивляться выученной беспомощности, быть ответственным за свои действия, действовать, созидать. В этом смысле я полностью отвечаю за художественную программу Платформы», за все «эксперименты», по которым мне и моим товарищам выставлен этот судебный счет.
Юность всегда выбирает свободу, а не «стойло», не «стадо». В этом смысле «Платформа» давала надежду и художникам, и зрителям на то, что идеи свободы рано или поздно станут основой всего нашего бытия. Я уверен, что это и есть один из уроков «Платформы», ценный для тех, кто хочет изменения жизни, и причина яростных, агрессивных нападок тех, кого устраивает существующий порядок вещей.“
(весь текст выступления здесь: ___________________________________________
Сегодня как никогда важны правильно сформулированные слова об обществе и о власти в нём. Спасибо Андрею Петровичу Звягинцеву за искренность и желание помочь вывести людей из морока глупости и безразличия. Искусство (настоящее) напугать нельзя. Эзопов язык и верно расставленные паузы знали Таганка, Современник, Театр Наций и много других прославленных сцен - и не только в столице. Настоящее искусство страшит узколобых ханжей. Власть это не междусобойчик и вкусовщина с давлением, глумлением и преступлениями. Власть - один из элементов культуры: её свобода и уважение к ней определяются свободой и уважением творчества. Театр как социальный институт (сейчас не о жанре и не о законах театрального процесса), театр диалога с человеком страшит тех, кто давно разучился вести диалог с людьми. Столько «коучей» наплодили, а разговаривать администрацию с человеком научить не можем (не хотим). Культура со слабым (пусть это так назовётся) звеном управления всегда ожесточает власть её портретами во всех сферах жизни: как ни лакируют, а стыда не оберёшься. И гуляет кулак запретов и устрашений. А человек - птица вольная, раз поверил, второй боль принял, а на третий и пошлёт. Рай земной для тематик, анализа и самовосстановления - потому и славится российское искусство в мире: им, в здравом порядке вещей живущим, и не снилось такое разнообразие проблем обозначить и отразить. Вот только здоровья и родных не вернуть. И глаз не поднять. А подлость была и будет - по другую сторону барьера, где ценят не искусство, не творчество, а деньги и собственное величие. Но, как известно, это подиум голых королей.
https://m.youtube.com/watch?v=F1FdfX6udbQ
___________________________________________
Из коллекции «Афоризмы Виктора Шендеровича»:

«Не так страшен палач, как отвратительны зрители.
Власть народа? Уточните - над кем?
В чём сила москитов? В подавляющем большинстве!
В зазор между двумя эпохами может провалиться несколько поколений.
Дети согбенных вырастают горбатыми.
Государство - это просто, как велосипед: наверху рули, внизу цепи...
Когда к власти приходят сукины дети, собачья жизнь начинается у всех.
Конвойный вынужден повторять путь арестанта.
Почему последняя сволочь непременно в первых рядах?
Политические шахматы: сколько лет отовсюду мат, а партия не сдается!
Опьянённые властью опохмеляются кровью.»
___________________________________________
Моя реакция на видеосюжет: «Обращение девочки к ...» - здесь можно посмотреть:


И это не «Девочка». Это здравый, образованный представитель нового поколения страны. И каждый её аргумент оправдан той реальностью в стране сейчас, которая «установлена» кланами власти, силовых структур и фальшивой олигархии. Эта кучка чиновников, военных и узурпаторского капитала вообразила, что их порядки и их уровень мышления един для всей страны. Они превратили управленческий аппарат и свои должности в личную кормушку, разворовывая страну и население. И молодая женщина права: власть должна быть сменяема раз в четыре года. Чиновник - это НЕ пожизненное место работы: если ты не СЛУЖИШЬ обществу и благополучию всех сфер и социальных уровней, ты плохой представитель Власти, плохой Защитник отечества и безграмотный держатель капитала. Тот капитализм, которым пугают россиян и выставляют шаблоны мировых беспорядков (;;) и обратите внимание: эти «беспорядки» всё чаще спровоцированы проплаченными и засланными «казачками» всех мастей из самой России), так вот все ужасы, от которых открещиваются ПОПЫ (а не культурные представители любой религии в многоликой России) ничего общего не имеют со спокойной, здоровой и достойной жизнью и среднего класса, и всех других уровней жизни в развитых европейских странах. Институты власти, социальные пакеты для помощи и интеграции на западе РАБОТАЮТ. И они могут быть управляемы профессионализмом и культурой молодого поколения в России тоже и РАБОТАТЬ на благо общества тоже. Хватит пугать страну идиотскими, высосанными из пальца фантазиями об угрозах со всех сторон. Трухлявым мозгам и аморальным «законникам» не место в управлении страной. Нельзя из чиновников делать «святых» - они только служат стране и её процветанию короткий срок. Не умеют, не справляются в четыре года, превращаются в КЛАНЫ и ВРАГОВ собственного государства - значит плохие чиновники, их нужно менять. Власть всегда должна быть свежей, а соблюдение законов долгосрочным. Власть - это всего лишь почётное доверие лучшим людям на время отвлечься от своей основной профессии и отдать долг стране, а потом ВЕРНУТЬСЯ к своей профессиональной работе. Такая власть в мире давно справляется со своими обязанностями. Власть это не профессия, а короткий срок служения интеллигентных людей обществу. И только в России до сих пор в администрации любого уровня видят божков и царьков, и сидят по лавкам «бояре» современного коррупционного закваска и поют в одно «ду-ду» с Главным (по окуджавской семантике - «впереди Главный»). Смешно, чтобы за 75 лет не восстановить страну и не гордиться ею, а пыжиться своими несменяемыми чиновниками и оборонными оборотами вместо того, чтобы сказать: у нас достойное образование, у нас продуманная и гарантирующая медицина, у нас лучшая в мире культура и полная свобода и доверие собственному НЕОБОЛВАНЕННОМУ населению. Права молодая женщина - власть достойную нужно выбирать, а не любоваться мумиями.
___________________________________________
«..., культура реализуется через людей, через их индивидуальное: через талант человека, его предпринимательский дар, страсть коллекционера, то есть всегда через человека. Но всё, что в России делается, - это попытка не дать человеку пройти в искусство: первое — убрать конкуренцию (а конкуренция — это первый признак индивидуальности), а второе — не дать частному капиталу стать активным в пространстве культуры (но невозможно вырастить многообразие культуры при, условно говоря, одном заказчике — государстве; должны быть тысячи заказчиков).» Марат Гельман (интервью на сайте znak.com от 29 июня 2016
«Когда политика и медиа деградируют, художники выходят на первый план».
___________________________________________
«... по декабрю 2015-го мы видим, что люди встречали праздник довольно мрачно. Пессимизм очень заметный. Думаю, что режим будет становиться более жёстким и репрессивным. Многие говорят о возврате сталинизма, но я думаю, что это не неосталинизм. Это другое состояние: это имитация советских тоталитарных практик. Именно имитация.» Лев Гудков
полностью читать здесь:
___________________________________________
ЭТО ШЕСТЬ ЛЕТ НАЗАД БЫЛО ОЗВУЧЕНО;;
„Московские правозащитники просят защитить право от православия“
«Член Совета по правам человека при президенте РФ Даниил Дондурей поддержал подобное мнение, заявив:
"казаки скоро будут решать, какая выставка должна проходить в Эрмитаже". "Что дальше? Что за этим последует? Что будет с молодежью происходить?"
В целом всё, по мнению Дондурея, может завершиться изоляцией, которая в итоге приведет к снижению интеллектуального уровня в стране.
Впрочем, конечно, если власти и в дальнейшем будут «поддакивать» разного рода безумным вырожденцам, которые выступают против абортов, прививок, эволюции, иной точки зрения и т.д., то речь пойдет даже не о снижении интеллектуального уровня в стране, а о деградации и варваризации общества.» (KRITIX.RU)
Светлая память Даниила Борисовича - советский и российский кинокритик, социолог СМИ, культуролог, главный редактор журнала «Искусство кино». Кандидат философских наук. Один из тех, кто не боялся говорить правду в лицо. Опросите сегодняшнее общество в РФ - кто его знает? Кто читал хоть один из его текстов? Вот чьи тексты должны быть в школьных учебниках. Три года с момента его ухода, шесть лет с высказанного выше диагноза. Так к каким «православным истерикам» вы ещё не прислушались? Мало вам запретов на искусство? Мало ложных обвинений свободомыслию? Сегодня 112 лет Тунгусского «камушка» с небес - может быть, туда всю расплодившуюся ересь стоит загнать? Идеальная воронка вечного ЛЬДА в мозгах по Сорокину. Как интересно в России получается: любую идею мгновенно «за упокой» закатываем. Не НАШЕНСКАЯ ИДЕЯ, у нас другой ПУТЬ. Как раз в эту воронку и привёл.
___________________________________________
Всё, устала, не хочу больше на эту боль и несправедливость откликаться. Знаю об эффекте бабочки, но как трудно поверить, что один взмах/один крик/одно сомнение/одно слово могут что-то изменить ...