Рука поэта

Олег Аникиенко
Рука поэта, по канонам городской монументальной скульптуры, должна занимать, в основном, три положения.
      1.Покоиться на груди, символизируя прикосновение к сердцу, душе, внутреннему «я». Это так называемые «тихие» поэты, лирики, философы - психологи. (Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Мандельштам, Рубцов…)
      2.Указывать в даль или в ширь. Поэты – трибуны, вожди, рубахи – парни (Маяковский, Есенин, Евтушенко, Высоцкий…)
      3.Находиться, чуть вызывающе, в кармане. Демократы – бунтари, народные выразители, диссиденты (Твардовский, Окуджава, Бродский)
      Рассмотрим первый типаж, с рукой за лацканом сюртука, пиджака. Неизвестно, делал ли так Пушкин при жизни. Но с 19 века его скульптуры печально -  задумчивые, с рукой между пуговиц. Таков же и Лермонтов.
       В советское время скульптура несла идеологический смысл. Свободное творчество отсекалось цензурой. И собственное видение образа поэта считалось «антинародным».  Сейчас - то, разрешено все, и поэтов представляют без одежды, в виде предметов, зверей или клякс…
       Нашего краевого поэта отнесли к тихим и приладили его руку как требовал стереотип.  Памятник -  внушительный, пятиметровый. Но, большое  ли  влияние оказал поэт на свое время? Напечатал пять стихотворений при жизни, переводил русских классиков на местный язык. Учил гимназистов… Его и не знали в городке. Хотя  он и писал  в далеком 1865 году: «Город пошлый, город грязный! Заместил твои концы сброд какой-то безобразный, подлецы все да глупцы…». Поэт - просветитель ссорился с чиновниками, начальством, с режимом. На мой взгляд, его правую руку лучше было вылепить полусжатой в кулак. Кулак еще не сформированный, как у "лишнего" человека своего времени...
       За спиной бронзового поэта другой штамп, - деревцо с зеленой кроной, напоминающей оладью. Скульптура, не смотря на размеры,по характеру камерная, уместная для парка или сквера. Но поставили на голой площади, у широкой дороги. За спиной поэта – почему-то театр оперы и балета. И игривые брызги фонтана…
        Но имя известного словесника, все же, помнят, - скульптуру окатывают водой и проводят «чтения» его имени. А руку уже не исправить…