Мне не понравился памятник под Ржевом

Лев Балашов
Мне очень не понравился памятник под Ржевом. Он какой-то... из фильмов ужасов, прямо-таки зомби-памятник. Представляете, в верхней части вполне реалистический (голова, руки, туловище), а в нижней части фантасмагория, солдат как бы исчезает, превращается в рвань, в пыль-прах. Я понимаю, скульптор хотел показать весь трагизм битвы под Ржевом. Но уж ЧЕРЕСЧУР.

Мне много лет, много чего повидал в жизни и, тем не менее, когда я увидел этот памятник, мне стало не по себе, стало жутковато. А теперь посмотрим, какие чувства испытывает при виде такого памятника ребенок, подросток, юное создание. Ведь у них нежная чувствительная психика. Памятник может вызвать у них очень тяжелые чувства, вплоть до психической травмы и заболевания.
Одним словом, такой памятник не для слабонервных. А их достаточно в нашем обществе. Я знаю взрослых людей, которые при виде крови могут лишиться чувств. Они вполне нормальные, но сверхчувствительные.
И вот для молодежи, для таких взрослых людей памятник может стать очень серьезным испытанием, если не сказать больше.

Такой памятник может быть уместен в закрытом помещении, в музее, когда человек может лишь взглянуть на него на одно мгновенье или вообще не заходить в помещение, где стоит памятник.
Но в открытом поле, на перекрестке дорог памятник волей-неволей привлекает внимание. Он "заставляет" любого рассматривать его, втягивает в орбиту ужасного...

======================================

КОММЕНТАРИИ на ФЕЙСБУКЕ

Людмила Баташова
Мне тоже памятник не понравился((( Жуткое зрелище(((

---------------------------------

Александр Кацура
Смесь соц-реал классики с рваным модерном -- не гармонична, да и некрасива. И в стороне от мысли о загубленных мясником Жуковым миллионах простых парней в обмотках и рваных гимнастёрках...

Лев Балашов
 Александр Васильевич, у Вас западная русофобская оценка деятельности Г.К.Жукова. Жуков не был бы маршалом победы, если бы он был мясником. Повнимательнее изучите ржевскую эпопею, это была затяжная позиционная война, война на истощение, которая именно в силу своей особенности сопровождалась большими жертвами. Кстати, то же было под Верденом (Первая мировая война, Франция), где была позиционная война на истощение и горы трупов.
Между прочим, одновременно с ржевской битвой Жуков разрабатывал планы уничтожения армии Паулюса в Сталинградской битве. И эти планы он блестяще реализовал. Так почему в Сталинградской битве он не был мясником, в под Ржевом якобы был? Что, раздвоение личности?
Называть Жукова мясником - это значит оболгать его и, в конечном счете, оболгать Подвиг народа в ВОВ, умалить его Победу. Да, по сравнению с Рокоссовским Жуков был более жестким военачальником. Он как бы менее жалел людей. Но, повторяю, Жуков не был бы выдающимся полководцем, если бы он шел по трупам.

----------------------------------

Борис Попов
Русский воин 20-го века. Работник-солдат во имя.... Они были.... Если автор хотел, чтобы душили слезы....он своего добился. Спасибо, что показали.

Лев Балашов
При виде памятника меня не душили слезы. Скорее, я испытывал досаду, злость, раздражение от этой фантасмагории. Жуть, жутковатость и сострадание, сопереживание - перпендикулярные чувства.
Я очень хорошо понимаю: памятник нужен, но не такой нелепый.

Борис Попов
Он должен нравиться? Я тоже философ. но у нас разный жизненный опыт. Он убивал и позволял себя убить во имя... ЭТО должно нравиться? Мой отец пришел из подо Ржева через Кенигсберг. Я знаю, какие они были снаружи и ИЗНУТРИ.

Лев Балашов
Я ни слова не говорил о том, что памятник должен нравиться. Повторяю вновь и вновь: памятник должен символизировать подвиг солдата, народа. А этот памятник просто жуть! Он на перекрестке дорог, в открытом поле, его видят все. Малым детям он противопоказан, а пугливых людей делает еще более пугливыми.

Борис Попов
Безобразное не должно быть гармоничным и, тем более, красивым. Вы видели человека с только что оторванной осколком нижней челюстью? Великая война была безобразной. Победа смиряет, но не украшает. Согласен с оценкой "жуткое зрелище".

Лев Балашов
Памятник не должен производить жуткое впечатление. Он должен символизировать ПОДВИГ солдата, народа, а не пугать людей. Главное в ВОВ подвиг народа, а не количество жертв. Односторонним изображением всяких ужасов войны в произведениях монументальной пропаганды мы воспитываем не Воинов, не Героев, а трусов-обывателей.

-------------------------

Irina Zabolotskaya
Смысл его (памятника) в песне: "Мне кажется порою что солдаты с кровавых не пришедшие полей, не в землю полегли когда- то а превратились в белых журавлей..". Полы шинели - это журавли.

Лев Балашов
В том то и дело, что этих белых журавлей не видно в 90 процентах случаев, а вместо них мы видим какие лохмотья, обрывки или собак-шакалов, кусающих солдата. Скульптура такая большая, что ее можно рассмотреть в целом лишь на приличном расстоянии. Журавли на таком расстоянии превращаются в свору собак или в обрывки одежды. Скульптор сделал гигантскую ошибку. Он замыслил белых журавлей, а вышло нечто жутковатое, фантасмагорическое. Эта скульптура уместна в закрытом помещении и уменьшенная до двух человеческих ростов. Вот тогда журавлей можно рассмотреть вблизи.

---------------------------------

Виталий Бельский
 Мне кажется, нужно отличать памятник на могиле и памятник как отражение скорби, но величия подвига...
А модернизм вызывает чувство сожаления и отчуждения. Такой памятник отражает не подвиг, а психологическую трамву...физическую боль..., но никак не возвышенные чувства...
И журавли как символ рваной раны...
А вот стихи как раз ложатся и заряжают душу светлой скорбью...

Лев Балашов
Согласен с Вами. Только вот белых журавлей никто не видит. Повторяю, видны лохмотья, обрывки одежды, фрагменты нижней части тела солдата или стая набросившихся собак-шакалов... Одним словом, жуть!
Памятник должен воспитывать, а не пугать, запугивать.

Виталий Бельский
Конечно это сооружение вызывает больше страх чем гордость и память о погибших. Кстати, Церетели тоже лепит "черные" памятники, пугающие своей нелепостью...

Лев Балашов
Эта "мода " идет к нам с нынешнего Запада, который давно погряз в чернухе, в антиэстетике. Сейчас в искусстве почти повсеместно господствует триада "эпатаж, скандал, шок". Вот и этот памятник рассчитан на то, чтобы вызвать у нас шок.

==============================

КОММЕНТАРИИ здесь, на Проза.ру

Лидия Вакина
Лев, а что Вы знаете о Ржевских боях?
Президент сегодня озвучил цифру наших потерь на этом рубеже: один миллион, триста тысяч человек.Это приблизительные потери.Иногда называется и другая цифра - два миллиона погибших! Каким может быть памятник этой боли, этой трагедии, этим несостоявшимся судьбам,этим матерям, вдовам, неродившимся детям и внукам, не дождавшимся своих любимых невестам?!
Я живу в этом городе.Любим природу, она здесь удивительна! А леса в округе до сих пор полны ран. Земля разорвана окопами, воронками. Часто встречаются корпуса мин, клубки и обрывки колючей проволоки.
Память об этом такой и должна быть, что бы ужас не повторился!
Сейчас в городе живет приблизительно шестьдесят тысяч населения. Нехитрая арифметика говорит, что город погиб двадцать один раз полностью (делим число погибших на количество живущих).Это должно ужасать!Это не должно повториться!
Наш долг перед павшими об этом говорить всему миру!

Лев Балашов
Лидия Вакина, Вы говорите вопиющую неправду о потерях в боях под Ржевом. Путин называл цифру: 1 млн 300 тыс. Это все потери, т.е. и убитые, и раненые, и пленные, и без вести пропавшие. А Вы говорите об этих потерях как убитых! Это ложь и клевета. Вообще все Ваши слова попахивают демагогией. Бои под Ржевом - это позиционная война и такая война, как правило, сопровождается большими жертвами. Во Франции под Верденом тоже была позиционная война и тоже большие жертвы, горы трупов. Значит, дело не столько в неумелом управлении войсками, сколько в особом характере битвы под Ржевом. Тот же Жуков, на которого спускают всех собак, примерно в то же время разработал план окружения немецко-фашистских войск в районе Сталинграда и блестяще осуществил этот план.

-------------------------

Евгений Костюра
Смотрю на памятник на фотографии перед рассказом, и действительно это бред.
Об ужасах войны напоминать надо не в России, а в Германии и США, там такие памятники к месту, они там "продвинутые" им нужно какой-то смысл, что бы выражался. А для нас война это подвиг Советского солдата и память.Простой обелиск со звездой в любой деревне, вызовет гораздо большие чувства. У памятников солдатам времен СССР можно спокойно постоять, подумать, почтить память солдат,поговорить с ними, а от этого памятника хочется убежать. Какие там цветы и почтение памяти. Разница в том,что в 60-е годы, и скульпторы, и комиссия утверждавшая проекты, были фронтовиками. И подходили к этому со всей серьёзностью. Современному скульптору все равно, он выражает, то что понятно только ему, и навязывает свое мнение другим, он работает не на память, а только на зрителя. Вблизи памятника не видел, но судя по фотографии, впечатление отталкивающее.
С уважением!

Лев Балашов
Евгений Костюра, абсолютно с Вами согласен. Вы очень точно охарактеризовали всю эту неприглядную историю с памятником. Спасибо Вам!

Евгений Костюра
Цена Победы не бывает "слишком" высокой. Вопрос стоял такой, либо победить, либо прекратить существование. Наши солдаты победили. Они не жертвы, они Победители и Герои. Считать их жертвами,значит унизить их достоинство. Поэт фронтовик Семён Гудзенко написал известные строки "...нас не нужно жалеть".
Будем помнить тех солдат, помнить, и гордиться их подвигом. Они не жертвы, они Победители и те кто остался в живых и те кто погиб. С уважением!

Лев Балашов
Вы тысячу раз правы. Нельзя изображать наших солдат как жертв. Они Победители и Герои!

-----------------------

Таисия Афинская
Я уже видела этот памятник раньше. И мне он понравился. Воин. Основа памятника - летящие журавли-солдаты,погибшие на войне.На них держалась наша Победа!
Это моё видение.

Лев Балашов
Чтобы увидеть журавлей, надо присматриваться, подойти к памятнику близко. Большинство будет видеть этот памятник либо издалека, на расстоянии, либо на видео, на картинке. В том и другом случае памятник предстает обобщенно и детали внизу выглядят как лохмотья, как рвань, как превращение солдата в нечто хаотическое, буквально в хаос. Жуткое впечатление. Памятник, особенно памятник Воину, - это монумент, нечто монументальное, устойчивое, долговременное, вечное. А этот хаос внизу делает памятник зыбким и по-существу уничтожает монументальность.

------------------------

Виктор Коннов
Война страшная вещь. И умирать на войне страшно.
И памятник этот, страшное напоминание "патриотам", "которые готовы этот ужас повторить".
Посмотрят на этот ужас, и может быть, "повторять" раздумают.
Хороший памятник, заставляет задуматься и УЖАСНУТЬСЯ.
А какие чувства должна вызывать эта страшная война у нормального человека???

Лев Балашов
Памятник, как мне представляется, должен говорить о ПОДВИГЕ солдата и народа, а не об ужасах войны, не о ржевской мясорубке. Вы, кстати, подтверждаете, что замысел скульптора с этими журавлями оказался ошибочным. И Вы тоже увидели не журавлей, а нечто ужасное, как будто солдат исчезает, растворяется в хаосе. Кстати, эти "лохмотья" внизу монумента еще могут навести на мысль, что солдата терзают снизу, рвут на части отнюдь не журавли, а собаки, шакалы. Именно так можно интерпретировать "белых журавлей". Одним словом, памятник ужасный. Его нужно перенести в помещение, уменьшив раз в пять. Вот тогда люди, близко рассматривая детали, могут увидеть, что в ногах у солдата не лохмотья и не собаки, а журавли.
И еще. Говоря о войне как о страшной вещи, как о чем-то ужасном, мы фактически воспитываем малодушных и трусов, а не воинов, не героев. Да, в войне есть страшное. Но если война справедливая, то мы должны не акцентировать внимание на ужасном в войне, а воспитывать бесстрашие, закалять Воина, Героя, готовить его к профессии защитника Отечества, к Подвигу.

---------------------

Анатолий Непушкэ
Вы правы. Я как увидел его по ТВ, то аж остановился, как вкопанный, от ужасного ощущения. Кошмар...

ОТВЕТ:
Спасибо. Многие будут ощущать памятник именно так.