1900. Программы церковно-приходских школ

Александр Суворый
Градо-Оренбургская Сергиевская, основанная в 1890 году в городе Илецкая, двухклассная четырёхгодичная регентская церковно-приходская школа, в которую епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней определил 13-летнего алтарника Василия Никитовича Максимова, фактически была школой приготовления псаломщиков. Псаломщик или по-народному «дьячок» — это церковное звание, высочайше утвержденное 16 февраля 1885 г. по определению Св. Синода всем состоящим при церквах причетникам, то есть церковнослужитель (алтарник, дьячок, пономарь, причетник, псалмопевец), который под наблюдением священника и по его распоряжению, исполняет клиросные чтения и пения, сопровождает священника при посещении прихожан для исполнения духовных треб и ведёт всё письмоводство по церкви и приходу.

Псаломщик ведёт метрические книги, обыскные книги для записи повенчанных браков, исповедные росписи, клировые ведомости с подробным обозначением всех данных относительно храма, средств содержания причта, количества земли, библиотеки, а также семейств всех членов причта и других сведений (Источники: П. Нечаев, «Практическое руководство для священнослужителей» (СПб., 1892); H. Суворов, «Курс церковного права» (т. II, Ярославль, 1890); Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907).

Соответственно в Градо-Оренбургской Сергиевской двухклассной четырёхгодичной регентской церковно-приходской школе учили не только базовым знаниям по утверждённой программе обучения, не только учили петь псалмы и читать молитвы, но требовательно и строго учили руководить пением, вести церковное делопроизводство, грамотно и красиво писать. Как же это происходило и как за 4 года из детей приготовляли настоящих церковнослужителей псаломщиков-регентов? (Далее изложение материалов Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Осипова Олега Викторовича «Церковно-приходские школы Оренбургской епархии (1864-1917 гг.) Специальность 07.00.02. – Отечественная история. Челябинский Государственный Университет. Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ А.П. Абрамовский. Челябинск – 2002).

По определению Святейшего Синода от 2 июля 1886 года за № 1412 высочайшим указом были введены в действие «Программы учебных предметов для церковно-приходских школ», которые определяли объёмы, порядок и последовательность изучения предметов в одноклассных и двухклассных церковно-приходских школах России. Устанавливалось, что обучению в школах должно было предшествовать предварительное воспитание детей в семьях в духе православия и соблюдения христианских заповедей и обрядов. После домашнего наставления дети, начиная с семилетнего возраста, родителями направлялись в церковно-приходские школы. «Два года церковноприходской одноклассной школы – это для большей части детей время и начального, и вместе с тем, окончательного образования их. Из неё они прямо уже вступают в жизнь. Пройти двухклассную школу придется весьма немногим, но и она кратковременна по сравнению с другими подобными заведениями. Поэтому от руководителей школы требуется особенное внимание к детским душам, чтобы это поистине золотое время не прошло для детей бесплодно» (Правила)

По достижении 12-16 летнего возраста все дети должны были завершить курс обучения. Для тех, кто не усваивал курса обучения за 2-4 года, предусматривались дополнительные занятия по отдельным предметам, ежедневные уроки для взрослых, воскресные занятия. Само название церковно-приходских школ указывало на особое значение преподавания в них Закона Божия. Он составлял основной предмет обучения (7 уроков в неделю), другие предметы находились от него в тесной зависимости. Содержание Закона Божия для одноклассных школ: изучение молитв, священной истории, объяснение богослужения, краткий Катехизис. Для двухклассных школ – дополнительно: начальные сведения из истории церкви и расширенный курс основных предметов одноклассной школы.

В первый год обучения изучали Священную историю Ветхого и Нового Завета, а так же основные молитвы; во второй – Катехизис, устройство храма и важнейшие действия богослужения. В третий год – новые статьи из Священной истории и начальные сведения из истории церкви. Четвертый – повторение Катехизиса и учения о богослужении в более подробном виде. Были указаны и методические рекомендации для преподавания Закона Божия: «Наставник должен заботиться о живости и впечатлительности рассказа, избегать сухого перечня лиц и событий. Весьма полезно зачитывать детям соответствующие места из священных книг, как можно ближе придерживаясь текста. Оживлению рассказа должны способствовать изображения, особенно в первое время учения. Использовать их следует с осторожностью: вбирать только те, которые соответствуют истине событий, без художественной фантазии; помнить, что священное изображение есть предмет не только созерцания, но и преклонения, остерегаться каких-либо поводов к оскорблению религиозного чувства».

Программа церковного пения предусматривала изучение и исполнение церковных напевов, изложенных в церковных книгах:  обихода, октоиха, ирмологий, праздников (2 часовых урока в неделю и 4 получасовых, после окончания уроков). При этом подчеркивалось, что для изучения церковного пения особых способностей не требовалось. Необходимы были голос и слух, «только немота и глухота служат препятствием к пению. К церковному пению можно легко и скоро приспособить всякий голос и всякий слух». Более способные ученики должны были привлекаться к участию в клиросном пении. Обучение нотам следовало начинать тогда, когда дети усваивали алфавит русский и славянский, знакомились с письменными буквами.

Подготовительные занятия с учащимися состояли в обучении их правильному воспроизведению звука и отличии низших от высших звуков. Данный звук учитель должен был воспроизводить сам, а затем совместно с обучаемыми до тех пор, пока не получал удовлетворительного результата. Изучение мелодий производилось тем же способом. В двухклассных церковно-приходских школах в течение третьего и четвертого года обучения учащиеся должны были изучить более сложные произведения по церковному пению.

Церковно-славянская грамота составляла отдельный предмет изучения в школе (4 урока в неделю). Программа требовала начинать обучение в конце первой или в начале второй половины первого года обучения, после того, как дети знакомились с механизмом русского чтения. В первый год обучения дети должны были ознакомиться со строчными и подстрочными знаками и сокращениями слов, с названием букв по церковной азбуке. Обучение первого года завершалось чтением церковно-славянского букваря. Во второй год учащиеся должны были читать избранные места из Евангелия, затем Часослова и Псалтыри, с соблюдением ударений и знаков препинания. При чтении следовало обращать внимание на понимание простейших слов и выражений, но не требовалось полного понимания всего прочитанного. Понимание церковных текстов достигалось по мере изучения Закона Божия, к концу обучения в одноклассной церковно-приходской школе. В третий год – продолжение чтения Часослова, Псалтыри и Евангелия от Матфея. В четвертый год – чтение Евангелий от Марка, Луки и Иоанна, а так же чтение из учебного Октоиха воскресных служб. В двухклассных школах к чтению в церкви допускались все ученики третьего и четвертого годов обучения, а в одноклассных – в конце второго года, после тщательной подготовки непосредственно священником.

При преподавании русского языка в школах (7 уроков в неделю) необходимо было обращать особое внимание на изучение языка и не задаваться побочными целями. Конечные цели – разумное чтение, правильное написание и осмысленное выражение мыслей устно и письменно. Одноклассная церковно-приходская школа должна была сформировать у учащихся следующие умения: научить правильно, бегло и осмысленно читать, писать без грубых ошибок, передавать содержание прочитанного. В двухклассной церковно-приходской школе предусматривалось преподавание практической грамматики, этимологии и синтаксиса, причем вывод грамматического положения должен был делаться самими учениками из примеров, подобранных учителем. Каждое выведенное таким образом положение сопровождалось проверочным диктантом. Письменные упражнения в изложении мыслей предусматривали написание сочинений.

Чистописание было самостоятельным предметом для всех видов церковно-приходских школ и было рассчитано на весь курс обучения. В первый год обучения требовалось писать по прописям печатные и прописные буквы и цифры. Во второй год – письмо букв и цифр в разлинованной тетради, а затем письмо слов и коротких пословиц. В двухклассной школе – упражнения в скорописи, на нелинованных листах, изучение допустимых сокращений, различных шрифтов. В первый год – 3 урока в неделю, в последующие – 2 урока в неделю.
 
Программа обучению счислению (6 уроков арифметики в неделю) предусматривала изучение приемов устных и письменных вычислений, решение задач, непрерывный счет до ста (во второй год до миллиона), названия чисел и письменное их обозначение, устные и письменные упражнения в производстве четырех действий арифметики. Было предусмотрено ознакомление с таблицами сложения, вычитания, умножения и деления, объяснялись простейшие дроби. Надлежало ознакомить детей с русскими мерами длины, веса, времени, сыпучих и жидких тел, счет монет, сложение и вычитание на торговых счетах. Программа двухклассной школы (4 урока в неделю), помимо перечисленного, требовала научить детей решению задач с квадратными и кубическими мерами, нахождению части по данному целому и целого по одной его части, решение задач о времяисчислении.

Преподавание начальных сведений по русской истории было предусмотрено только в двухклассных церковно-приходских школах (2 урока в неделю в первом полугодии и 3 урока во втором), при этом давались сведения и по географии. Исторические сведения включали данные о русской истории от Рюрика до Александра II, в основном о правлении Великих князей и монархов. По географии необходимо было дать краткий обзор земного шара по глобусу и картам полушарий, основные части света, океаны, моря, реки, горные массивы. Более подробно – побережье Черного и Средиземного морей, границы России, Балтийское море, русские города. Сведения по географии должны были способствовать пониманию учащимися истории Отечества и церкви. К каждому разделу Программ давался перечень учебных пособий и методических рекомендаций.

Лучшим ученикам выдавались похвальные листы, «каковые присуждались учащимся благонравным по поведению и получившим в среднем выводе не менее 4,5 и не менее 4 (баллов – автор) по каждому предмету в отдельности, а по Закону Божию и церковно-славянскому чтению не менее 5, и представившим, кроме того, наилучшие работы по чистописанию и правописанию». При этом следует учитывать, что значение оценок по 5-бальной системе тогда несколько отличалось от ныне принятых: 5 – «отлично», 4 – «очень хорошо», 3 – «хорошо», 2 – «посредственно», 1 – «слабо». Ученик, получивший двойки по двум предметам или единицу по одному, не имел права на переход в следующий класс, но допускался к осенней переэкзаменовке. Ученики с оценками «5» и «4» причислялись к первому разряду, ко второму – с оценками «3» и имеющие средний балл не ниже 2,5. Чистописание оценивалось преимущественно по собственноручному заявлению учеников о допуске к экзаменам, а правописание – по диктанту (для диктанта выбирались коротенькие статьи, на 5-10 строчек, из книги по чтению). Лучшим ученикам предоставлялось право сдавать экзамен (в объеме программы для церковноприходских школ по Закону Божию, русскому языку, письму и арифметике) в уездных училищах министерства народного просвещения на получения льготы IV разряда (статьи 53 «Устава о воинской повинности» 1874 года, о сокращении срока службы на два года). К этому экзамену допускались только учащиеся, достигшие одиннадцатилетнего возраста и не старше призывного (20
лет). Ежегодно свидетельства с правом на льготу получали всего 5%-10% обучавшихся в школах.

Окончание учебного года и проведение экзаменов в церковно-приходских школах было значительным событием в жизни каждой епархии. В 1895 году по окончании учебного года в Оренбург, например, прибыл член-делопроизводитель училищного совета при Святейшем Синоде В.И. Шемякин для участия в выпускных экзаменах и проверки состояния дел в церковно-приходских школах. После посещения экзаменов и различных школ он остался «весьма доволен» состоянием дел. Учащиеся всех школ Оренбурга 18 мая были собраны на праздничное богослужение в честь святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в Церкви Казанской Божией Матери «при великом стечении народа», где все положенные чтения совершали сами ученики, они же пели в церковном хоре. Для совершения молебна, после литургии, в церковь прибыл преосвященный Макарий, епископ Оренбургский и Уральский. «Богослужение вышло торжественное и умильное, глубоко назидательное; оно навсегда запечатлится в сердцах учащихся»,- писал священник Н. Полетаев, председатель епархиального училищного совета. Такие праздники после окончания школ стали ежегодными.

Число уроков в двухклассных четырёхгодичных церковно-приходских школах по программам 1884-1902 годов:
– Закон Божий: 1-й год обучения – 7 уроков в неделю; 2-й год обучения – 7 уроков в неделю; 3-й год обучения – 6 уроков в неделю; 4-й год обучения – 6 уроков в неделю.
– Церковно-славянское пение-чтение: 1-й год обучения – 4 урока в неделю; 2-й год обучения – 4 урока в неделю; 3-й год обучения – 3 урока в неделю; 4-й год обучения – 3 урока в неделю.
– Церковное пение: 1-й год обучения – 2 урока в неделю; 2-й год обучения – 2 урока в неделю; 3-й год обучения – 2 урока в неделю; 4-й год обучения – 3 урока в неделю.
– Русский язык: 1-й год обучения – 7 уроков в неделю; 2-й год обучения – 7 уроков в неделю; 3-й год обучения – 6 уроков в неделю; 4-й год обучения – 6 уроков в неделю.
– Счисление (арифметика): 1-й год обучения – 4 уроков в неделю; 2-й год обучения – 4 уроков в неделю; 3-й год обучения – 4 уроков в неделю; 4-й год обучения – 4 уроков в неделю.
– Чистописание: 1-й год обучения – 3 урока в неделю; 2-й год обучения – 2 урока в неделю; 3-й год обучения – 2 урока в неделю; 4-й год обучения – 2 урока в неделю.
– Русская история и краткая церковная история: 1-й год обучения – 2 урока в неделю; 2-й год обучения – 2 урока в неделю; 3-й год обучения – 2 урока в неделю; 4-й год обучения – 2 урока в неделю.
– География, природоведение: 1-й год обучения – 2 урока в неделю; 2-й год обучения – 3 урока в неделю; 3-й год обучения – 2 урока в неделю; 4-й год обучения – 3 урока в неделю.
– Черчение, рисование: 1-й год обучения – 0 уроков в неделю; 2-й год обучения – 0 уроков в неделю; 3-й год обучения – 1 урок в неделю; 4-й год обучения – 1 урок в неделю.

Из-за того, что в начале XX века (1903-1904) произошли изменения в потребностях обучения, курс церковно-приходских школ стал практически пятилетним, то есть прибавился объём предметов для пятого года обучения. В курс изучения двухклассной церковно-приходской школы были введены четыре новых предмета обучения: география, рисование, природоведение и черчение (рисование). Развитие системы церковно-приходских школ происходило одновременно с развитием регионов и страны в целом.

Занятия в церковно-приходских школах начинались в 8-9 часов утра. Продолжительность урока – 45 минут. Между уроками были перемены по 5-10 минут, последний урок мог быть перенесен на послеобеденное время. В первую половину первого года следовало уроки церковно-славянской грамоты заменять уроками церковного пения, а во втором полугодии церковное пение – на уроки чистописания. Непременным атрибутом школьного помещения был Святой Угол (4-5 икон и горящая лампадка). Все ученики обязаны были носить нательные кресты. Это были Программы общие для всех церковно-приходских школ, но каждая школа имела ещё свои отличия, исходя их специфики выпускаемых учеников, в частности Градо-Оренбургская Сергиевская двухклассная четырёхгодичная церковно-приходская школа была регентская. Что это значило?

На картинке: 1900. Обложка «Программы учебных предметов для церковно-приходских школ», введённые в действие высочайшим указом от 2 июля 1886 года за № 1412, которые определяли объёмы, порядок и последовательность изучения предметов в одноклассных и двухклассных церковно-приходских школах России.