1980-1983 Стихи и песни на Петроградской

Виталий Альбертович Иванов
ИСПОВЕДЬ. Книга 2, часть 2. Любить? Или… Ненавидеть? / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2019. – 174 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3961/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/yjws/
__________________________________________

1980-1983 Стихи и песни на Петроградской

О поэзии
Не часто, но иногда случалось, я читал свои стихи в этой компании на Петроградской. Понемногу. Воспринималось, как правило, молча. Никому это было не нужно.
Однако был случай, я прочел «Зимнюю сказку».

Искринки на тропинке
Сверкают и блестят,
Как будто не снежинки,
А звёздочки горят…

А что, - оживился Валера Грубин, - неплохо. Даже очень неплохо!
И заулыбался своей обаятельною улыбкой штангиста-филолога. Бегемота-Гиппопотама.

Другой случай действия настоящей поэзии.
Однажды утром, проснувшись после тяжелого вечера, Боря Довлатов с некоторым недоумением заметил за собой, что повторяет вслух: «Я марсианин. Я иду по городу. Мне притяжение земное тяжело…»
- Откуда это? Или я сам? – спросил он жену.
- Так это, - говорит Алёна Довлатова-Сахарова, - Виталий вчера читал, Иванов. Поэму свою «Инопланетянин».
Боря весьма удивился.
- Будто про меня. – говорит.

Да. Очень неплохо читал стихи Андрей Панкратов. Особенно запомнилось Иосифа Бродского «На Васильевский остров я вернусь умирать…» и «Лестница» ….
И очень хорошо он пел на стихи Мандельштама «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз..»
Я слышал потом разные исполнения этой вещи. Но такой мелодии и исполнения – никогда.
И надо сказать, я впервые тогда услышал стихи Бродского и Мандельштама.

Приведу здесь полностью. Замечательные стихи!

Осип Мандельштам. Ленинград

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! я еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

Иосиф Бродский. Одиночество

Когда теряет равновесие
твое сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из-под ног,
как палуба,
когда плюет на человечество
твое ночное одиночество, --

ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и -- кстати -- самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.

Но лучше поклоняться данности
с глубокими ее могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.
Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими ее дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.

Да. Лучше поклонятся данности
с убогими ее мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.


Пели песни и у Бори Довлатова. Обычно, романсы. С пленительною, неизбывной русской тоской. Чаще всего – один, вертится в подсознании, не вспомнить никак…