Понтий Пилат в Иудее

Вадим Гукало
          Понтий Пилат в Иудее

  В начале первого века Иудея была захвачена и являлась провинцией Рима, она управлялась Понтием Пилатом - перфектом из сословия всадников. Маленькая Иудея доставляла Римской империи больше хлопот, чем другие провинции из-за религиозного фанатизма и упрямства ее жителей. Римский император был богом в империи, но Рим уважал местные религии  и традиции, лишь бы платили дань кесарю. Во всех провинциях все подданные Рима должны были платить налоги, чтить и поклоняться Римскому императору и отдавать почести его изображению. Но если остальные жители провинции Рима покорились этому диктату, смирились, платили дань,  принимали это спокойно, то иудеи фанатично и свято верили в единого Бога, постоянно протестовали и бунтовали против Рима и жаловались напрямую императору на тяжесть податей и злоупотреблениями властью и произвол перфекта. Между диктатурой идеологии Римской империи и  религиозными убеждениями иудеев возник бескомпромиссный конфликт.
 Власть перфекта Иудеи подкреплялась гарнизоном из конных и пеших подразделений. Простые солдаты набирались из враждебно настроенных к иудеям самарян и греков. Провинции второго ранга, которой принадлежала Иудея, находились под надзором более крупной провинции. Иудея была под надзором Сирии. Там находился более крупный гарнизон - четыре легиона. Легаты провинции первого ранга отличались от перфектов знатным римским происхождением. Однако прокураторы Иудеи пользовались полной судебной властью и как наместники напрямую отчитывались императору Рима.
  Прежние перфекты до Понтия Пилата, правившие Иудеей, учитывали конфликт между идеологией Рима и религией фанатичных иудеев. Им приходилось лавировать, они не выставляли напоказ статуи,портреты и изображения императора, на монетах профиль императора заменяли орнаментом, но главное свое дело делали - налоги собирали. На этом и держалась экономика Римской империи. Деньги не пахнут - сказал римский император, установив плату за посещения публичных туалетов в Риме.
 Однако Пилат был простым и грубым военным, суровым военноначальником. Он повел себя иначе и очень жестко действовал в Иудее как диктатор, не учитывая особенности национального характера, религиозных убеждений и фанатизма народа Израиля.
  Понтий Пилат был назначен на должность перфекта Иудеи в 26г. нашей эры по протекции Сеяна, который был фаворитом императора Тиберия и командующего элитными преторианскими кагортами Рима.
  В свой первый же приезд в Иерусалим Понтий Пилат велел нести впереди себя знамена с римским орлом и с профилем, бюсты императора Тиберия. Когда эти знамена подняли над дворцом, где жил наместник,то большая толпа иудеев - ревнителей благочестия и догматов веры собралась на площади с требованием убрать знамена с изображениями человека. Пилат не обращал внимания на протестующих и ждал, что они покричат, покричат и разойдутся по домам. Но народ не расходился и на следующий день все повторилось опять. Это был акт гражданского неповиновения власти Рима. А что будет дальше? Пилат смотрел на народ и терпел, но на пятый день его терпение лопнуло, и он решил действовать.  На шестой день он ввел римских легионеров на площадь. От имени перфекта было объявлено, что если народ не разойдется, то он прикажет применить силу и  на площади произойдет массовая казнь.
 Но произошло то, что Пилат никак не ожидал. Никто не ушел с площади, после объявления угрозы весь народ в амфитеатре  Кесарии пал на колени и ниц. Иудеи руками убрали волосы с шеи, обнажая ее, подставляя под удар меча. Иудеи были готовы умереть за  догматы их веры, но не отступить, ибо не могли поступиться своими  принципами. Люди готовы стать мучениками за веру и свои религиозные убеждения. Были и раньше в провинциях мятежи и восстания, но так еще никто, ни один провинциальный народ  не поступал в Римской империи. Готовность людей расстаться с жизнью ради веры. Да, это невероятно и было неслыханно! Смерть за веру! С этим явлением массового  фанатизма Пилат столкнулся впервые. Он совершенно не понимал этого и был поражен. Это было  непостижимо.
 Что же  делать? У покоренных народов не высоко ценилась человеческая жизнь. Римское право действовало для граждан Рима. У Понтия Пилата был выбор казнить за неподчинение Риму или отступить и помиловать  иудеев; но если продолжать жестко гнуть  свою линию, то значит устроить массовую казнь и стать палачом сотен безоружных людей. Это, конечно, вызвало бы большие волнения или даже народное восстание во всей стране, а следовательно большое недовольство императора Тиберия, для усмирения бунта наверное  нужно будет привлечь профессиональных военных, кагорты из Сирии. Если Пилату пойти на компромисс с иудеями, тогда иудеи почувствуют слабость правителя и продолжат протесты.
 Понтий Пилат решил не рисковать своей карьерой. Он пошел на компромисс и выбрал второй вариант. Он вдруг понял, что справиться с этим упрямым народом и держать его в повиновении, в страхе простой грубой силой будет непросто. Понтий Пилат приказал убрать из Иерусалима римские знамена и бюсты императора Тиберия, но вскоре он пожертвовал Иерусалимскому храму позолоченные щиты, на которых не было изображений, а только надписи: Слава императору Тиберию. Иудеи не приняли дар и опять выразили протест, вдобавок они отправили гонцов в Рим с жалобой на нового прокуратора. Пилат убрал щиты, но затаил злобу и решил при случае обязательно отомстить иудеям.
  Случай вскоре представился. Новый конфликт возник из-за строительства водопровода или акведука. Дело это было безусловно нужное, но деньги на него были взяты из казны Иерусалимского храма. Использование храмовых средств было предназначено исключительно только для жертвоприношений. Возмущенные жители города вновь собрались на площади, но Понтий Пилат был уведомлен об этом заранее, уже наученный опытом, он действовал иначе. Солдаты переоделись в штатское и смешались в толпе, они были вооружены дубинами и кнутами, которые были спрятаны в складках одежды. Когда иудеи стали возмущаться и кричать, то они набросились на крикунов и стали избивать их палками и кнутами. Возникла паника и смятение, многие люди пострадали и были растоптаны своими же соотечественниками. После этого акта устрашения, пораженные участью убитых, иудеи усмирились и больше уже не бунтовали. Понтий Пилат был удовлетворен результатом, но предпочел лишний раз не провоцировать религиозных фанатиков. Пилат жил в своем дворце в городе Кесарии на берегу Средиземного моря. Там было и не так жарко, комфортнее и более безопасно.
 Современник Пилата - ученый и философ Филон, еврей из Александрии, пишет о нем так: " Однажды иудеи стали убеждать его добрыми словами, но свирепый и упрямый Пилат не обратил на это никакого внимания тогда те воскликнули: "...Воля Тиберия клонится к тому, чтобы наши законы пользовались уважением. Если же ты, быть можешь, имеешь другой эдикт или новую инструкцию, то покажи их нам, и мы немедленно отправим депутацию в Рим". Эти слова только больше раздразнили его, ибо он боялся, что посольство раскроет в Риме все его преступления, его продажность и хищничество, разорение целых фамилий, все низости, зачинщиком которых он был, казнь множество людей, не подвернутых даже никакому суду и другие ужасы, превосходящие всякие пределы".
 " Тибериум...Понтий Пилат, перфект иудеи...освятил"  В 1961 году в Израиле в городе Кесария была найдена плита с этой надписью. Плита была предназначена для здания Тибериума - дворца Понтия Пилата. Это первая археологическая находка, которая подтвердила существование Пилата.  Известно, что Понтий Пилат управлял областями - Иудея, Самария и Идумея с 26 по 36 год нашей эры. Его покровитель военноначальник Сеян стал консулом и устроил заговор; он изменил императору Тиберию и был им казнен в 31г. нашей эры.  В промежутке между  26 и 36г. нашей эры годами был распят Иешуа Га-Ноцри - Иисус Назарянин.
 Понтий Пилат часто изображался на картинах седым и уже пожилым человеком, но на самом деле он был не старым человеком. Когда Пилат встретился с Иисусом, то ему было примерно сорок лет. Пилат был не намного старше Иисуса Христа.
 Скупые сведения о Понтии Пилате пытались найти ученые, прежде всего это немецкий писатель Густав-Адольф Мюллер (1866 - 1928). Его работа о Понтии Пилате была опубликована в 1888 году.  Мюллер верил в германское происхождение Пилата. Он называл его Ингомаром - воин из племени херусков, перешедших на сторону Рима. Арминий - вождь херусков в 9 году до нашей эры поднял восстание против Рима, часть херусков сражалась на стороне Рима. В 16 году нашей эры в битве при Индиставизо войско Арминия потерпело поражение.  После окончательного разгрома Арминия многие германцы получили в награду за службу империи римское звание всадника (эквита)  и римские фамилии. Так Ингомар стал Понтием Пилатом. Этой же версии придерживается русский поэт и исследователь Георгий Петровский.
 Имя Пилат происходит, вероятно, от  пилума - метательного копья легионеров, которым он искусно владел и метко бросал. Именно поэтому в романе "Мастер и Маргарита" Михаил Булгаков его назвал " всадником Золотое Копье". В начале военной карьеры он был сотником, центурионом, командовавшей манипулой - сотней легионеров. Лишь во второй половине своей 20-летней службы он добился повышения.   Но одного владения копьем  и физической силы для удачной карьеры военного и политика было мало.
 Тут Пилату помогла очень удачная женитьба на высокопоставленной римлянке. По сведению из раннего апокрифа христианства - Евангелие от Никодима  его жену звали Прокула. Не исключено, что она была дальней родственницей императора Тиберия и принадлежала к роду Клавдиев. Есть версия, что Понтий Пилат помог главе преторианцев Сеяну тайно перевезти Тиберия из мятежного Рима на безопасный остров Капри. Именно после этого Понтий Пилат в качестве благодарности от кесаря получил повышение и ответственную должность прокуратора Иудеи. Если быть точнее, то его должность называлась перфект Иудеи, а прокуратором его назвал позже римский историк Тацит, повествующий о казни Христа. Согласно апокрифу Евангелие от Никодима жена Понтия Пилата - Прокула предупреждала мужа о сне, в котором она получила видение Свыше о  праведности Иисуса Назарянина и просила не делать ничего Ему, ибо она ночью пострадала за Него. Во сне Прокула увидела как толпы праведников поклонялись Иисусу, а грешники низвергались в ад. Слова просьбы Прокулы мужу приводит апостол и евангелист Матфей: "Не делай ничего праведнику тому, потому что я ныне в сне много пострадала за Него".  Под влиянием жены Понтий Пилат проявил в начале некоторую симпатию и мягкость  по отношению к Иисусу. Иисус Назарянин разоблачал жадность,  стяжательство, лицемерное и ревнивое благочестие, фальшивую и показную обрядность, бессердечность и показную набожность, долгие молитвы напоказ и гордыню книжников, садукеев и фарисеев, старейшин и высшего духовенства храма. Иисус все время проповедовал и наставлял, делал добро людям, исцелял и даже воскрешал людей, случалось, что это было в священный день покоя иудеев - в субботу, когда всякая работа запрещена по закону Моисея. Иисус делал добро людям в субботу, вопреки закону Моисея. Он нарушал правила веры ревнителей благочестия.
  Простой народ чувствовал в Нем духовную силу Мессии и тянулся к Нему. Многие патриоты видели Его вождем и хотели сделать Его лидером национально-освободительного движения в Иудеи, но Он уклонился от них.  Миссия Христа была бороться не за свободу от Рима и суверенитет Израиля, как заблуждались и верили многие горячие головы в Иудеи, в том числе и апостол Иуда Искариот, который поэтому разочаровался и предал Христа. Иисус должен был дать людям от Бога Новый Завет, путь в Царствие Божие и  спасать избранные души людей народа Израиля. Но все Новое всегда выступает против Старого. А Старое - враг Нового и хочет  уничтожить своего врага.
 Первосвященники, 12 старейшин и их помощники обвиняли Его, будто бы Он богохульствовал, призывал "разрушить храм в Иерусалиме и восстановить его за три дня", он нарушал правило покоя в субботу, Его обвиняли в чародействе и что он силой дьявола изгоняет бесов, также Он называл себя не только "Сыном Человеческим, но и "Царем Иудейским", а также "Сыном Бога Живого". Главным обвинителем Иисуса был  Каиафа (по-арамейски смирение). Каиафа выслуживался и во всем слушался своего старого тестя -  первосвященника Анну. 
 Встреча Пилата с Иисусом произошла в претории - резиденции наместника у Антониевой башни в Иерусалиме. Древняя традиция приписывает место диалога Пилата в небольшой комнате, а диалог Пилата с иудеями происходил на небольшой лоджии, размещенной над римской аркой, перекинувшейся через улицу. Такие арки сохранились до сих пор в старом Иерусалиме.
 Пилат спросил Христа: " Ты царь Иудейский?"
 Иисус ответил уклончиво: " От себя ты говоришь это, или другие сказали тебе обо Мне?"
 Пилат ответил прямо: " Разве я иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?"
 Иисус ответил: " Царство Моё не от мира сего; если бы было Царство Мое от мира сего, то служители мои подвязались за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда".
 Пилат ничего не понял из этих слов. Он переспросил Иисуса: "Итак, Ты - Царь?"
Иисус ответил: "Ты говоришь, что Я - Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об Истине; всякий, кто от Истины, слушает гласа Моего".
Пилат опять ничего не понял и ответил  знаменитым риторическим вопросом: " Что есть Истина?"
  Он вышел на балкон к иудеям - первосвященникам и 12 старейшинам.
 Пилат был  из другой касты кшатриев или войнов. Как воин и политик он считал поиск Истины пустым  времяпровождением, неважным и непрактичным делом, абстрактным занятием философов и проповедников. Он явно счел, что Иешуа Га-Ноцри - Иисус Назорей это безобидный проповедник, добрый философ-самоучка, который возомнил  о Себе, Бог знает что. Правда о Нем говорили в народе, что Он творит удивительные чудеса и излечивает людей, но мало ли, что  народ болтает. Пилат знал, что члены Синедриона завидовали Иисусу, завидовали Его популярности, известности как пророка и целителя. Члены Синедриона ненавидели Иисуса, поэтому требовали  Его казни. Но сами они его судить и казнить не могли, согласно  заповеди Моисея: "Не убий", также согласно законам Моисея они не могли забросать Его камнями.
 По мнению членов Синедриона за богохульство Иисус должен был умереть.  Но как?
 Ревнители благочестия и законов Моисея - иудеи могли убить Иисуса Христа лишь чужими руками.
 Возможно, что Пилат решил лишний раз досадить иудеям и объявил им: " Я никакой вины не нахожу в Нем!"
Но члены Синедриона настаивали и выкрикивали: "Он возмущает народ, учит по всей Иудеи, начиная от Галилеи". Когда Пилат услышал о Галилее, то спросил: Разве Он Галилеянин?
Узнав, что Иисус галилеянин из области царя Ирода Антипы, Понтий Пилат послал Его к Ироду. Но Ирод, который казнил Иоанна Крестителя, в начале встречи задавал вопросы, но Иисус молчал, а потом он вместе с войнами поиздевался, посмеялся и унизил Иисуса, он одел Его в светлую одежду и отправил Его обратно Пилату. С того дня Пилат и Ирод стали друзьями, но раньше враждовали друг с другом.
 Однако Понтию Пилату опять нужно было принимать решение: "Что делать с Иисусом Назарянином?"
 Пилат вышел вновь на балкон к членам Синедриона и их помощникам, которые собрались в ожидании его решения. На картине Антонио Чизери: "Ecce homo" - "Се человек" Понтий Пилат на большом балконе показывает на Иисуса Христа, обращаясь вниз к людям под балконом.  Сколько было там человек внизу? Если вы были в Иерусалиме у Претории, то вы сами  убедились, что узкие улочки старого Иерусалима ограничивают свободное пространство и не могли вместить много народа. Это доказывает, что там на улице под балконом Претории не могла собраться большая толпа - не больше чем несколько десятков человек.
  Выйдя из Претории  и сев на судейское место, Пилат сказал иудеям: "Вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод  также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойным смерти: итак, наказав Его, отпущу".
 В этот ранний час жена Пилата Прокула пришла к нему сказать: "Не делай ничего Праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него". 
  Вновь игемон Понтий Пилат перед выбором в затруднительном положении. Он пытается найти компромиссное решение и выход из него.
 Он думает примерно так: " По закону Рима я не нашел в Иисусе никакой вины. Но если по  закону Иудеи Иисус виноват и достоин смерти, то я не буду Его казнить, но  считаю, что Его  необходимо только наказать, так как из-за Него произошли волнения в народе".
 Пилат вновь идет на уступки иудеям, вопреки просьбе его жены  ничего не делать и отпустить Праведника.  Пилат, наверное, надеялся, что иудеи увидят жестоко избитого  Иисуса, успокоятся и разойдутся. И делу конец...Согласно Евангелию от Иоанна,  иудеи громко кричали: "Если отпустишь Его, то ты не друг кесарю; всякий, делающий себя Царем противник кесарю". 
Этот аргумент оказал воздействие и повлиял на решение Понтия Пилата.
 У иудеев был обычай отпускать на праздник Пасхи одного заключенного, которого выбирал народ. Пользуясь этим случаем, Пилат надеялся, что Иисуса отпустят. Согласно Евангелию Понтий Пилат, желая отпустить Иисуса вышел, возвысив голос, сказал: " Кого хотите, чтобы я отпустил вам Варавву, или Иисуса, называемого Христом?" Все закричали: "Не Его, а Варавву!" Иудеи еще сильнее кричали: "Распни Его! Да будет распят!"
 Варавва был разбойник и убийца, посаженный в тюрьму за произведенное в городе возмущение и убийство.
 Пилат возвысил голос, но видел, что этот метод не действует на толпу, а иудеи распалились, не успокаиваются и еще громче кричат под балконом, требуя казни Праведника.
  Тогда Пилат приказал принести воды, умыл руки публично перед народом и сказал: "Неповинен я в пролитии крови этого Праведника, смотрите вы".
 Отвечая ему, кто-то из первосвященников сказал: "Кровь Его на нас и на наших детях".
 Тем самым первосвященник от имени народа  принял на себя и даже на потомков ответственность за смерть  Иисуса Христа.
Исполнение приговора в Римской империи было скорым делом. Приказ выполнялся немедленно, решительно и четко.  Исполнение приказа происходило сразу и быстро.
 Иисуса отвели во двор, привязали к позорному столбу, поставили на колени и подвергли жестокому бичеванию. Туринская плащаница свидетельствует, что тело Иисуса испещрено многочисленными повреждениями, сделанными  бичами с гирьками или свинцовыми шариками на концах. Страшными разрывами усыпана вся Его спина, живот, поясница и ноги. Исследователи плащаницы насчитали 98 ударов плетью. Избивали Иисуса два римских легионера, били с большой силой от плеч до ног, за исключением зоны сердца. Даже спустя две тысячи лет невозможно смотреть на эти раны без содрогания. Тело Иисуса испещрено многочисленными повреждениями. Страшное избиение перед распятием производилось с такой жестокостью, что получило название "близкая смерть". Как написал знаменитый римский оратор Марк Цицерон: "Бичевание подвергались у римлян рабы (свободные наказывались розгами) обыкновенно осужденные на смерть. Обнаженный человек привязывался к столбу и подвергался избиению бичами, которые на латыни назывались "flagrum taxilatum" - язвящая плеть, "бич, наводящий ужас". Они делались из  одного, двух или трех ремней с тяжелыми гирьками на концах. Сильный удар плетью разрывает кожу страдальца и в центре удара от гирьки рана глубже.
  После этого  жесточайшего, ужасного бичевания Иисуса все  тело было исполосовано и кровоточило. Его облили водой, одели его в багряницу и надели на голову терновый венец. Туринская плащаница показывает, что на голове Иисуса были многочисленные проколы, так как терновый венец был не в виде кольца, как обычно изображают на картинах, иконах и распятиях, а в виде шапки. По терновому венцу сильно сверху били палкой, поэтому иглы вошли в голову Иисуса и повредили вены на голове. Войны  дали в руку трость Иисусу, издевались над Ним и били Его по лицу и плевали на Него, говоря: " Радуйся, Царь Иудейский".
  Избитый Иисус  в терновом венце и багрянице предстал перед Пилатом на небольшой лоджии с двумя окнами над римской аркой,перекинувшейся через улицу ,а внизу на улице стояло несколько десятков иудеев - членов Синедриона и их помощников. На маленькой улице старого Иерусалима больше б не поместилось.
Пилат увидел жестоко избитого Иисуса в крови и воскликнул, показывая на Него рукой: " Ессе Номо! - Се, человек!"
  Он надеялся, что это очень жестокое наказание вполне достаточно для Иисуса, и иудеи должны быть удовлетворены. Возможно, что Пилат  надеялся, что иудеи должны были увидеть Его в таком  виде, Его боль и страдания, и как следствие проявить какое-то милосердие и пощадить Его.
 Но иудеи продолжали кричать и требовать: "Распни Его!"
Пилат сказал: "Есть у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите я отпущу вам Царя Иудейского?"
Но иудеи, наученные первосвященником, закричали вместе: "Не Его, Варавву отпусти!"
  Варавва был  разбойник, убийца. Он убил фарисея Габриаса в Иерусалиме. По одной  версии, фарисей Габриас был тайным сутенером. Он поставлял тайно красивых женщин другим богатым иудеям. Варавва же безумно любил красавицу Юдиф, которая стала в тайне проституткой и по каким-то причинам начала работать на Габриаса. Встреча Вараввы и Габриаса закончилась смертью для сутенера. 
   Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но иудеи его перекричали: " Распни, распни Его!"
 Пилат вновь спросил: " Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в нем". Кто-то из первосвященников пояснил: " Он должен умереть, потому что объявил себя Сыном Божьим!"
 "Так ли это?" - спросил Пилат Иисуса. Но едва стоявший после бичевания Иисус молчал. " Мне ли Ты не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять тебя или отпустить?" - сказал Пилат.
 Тогда Иисус произнес: " Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано Свыше".
  Иудеи кричали внизу: " Распни Его. Варавву! Отдай нам Варавву!"
Первосвященник сказал Пилату: " Если отпустишь Царя Иудейского, то ты не друг кесарю; всякий делающий себя Царем противник кесарю! Нет у нас Царя кроме кесаря!"
 Это была прямая угроза. Пилат знал лично Тиберия и боялся кесаря, но он колебался и не хотел смерти праведника Иисуса.
"Се, Царь ваш!" - воскликнул Пилат показывая на Иисуса.
  Но первосвященник  громко крикнул: " Нет у нас царя кроме кесаря!"
  Смятение увеличивалось, толпа иудеев была заведена криками. Пилату что-то нужно было делать, чтобы их успокоить и разрулить эту сложную ситуацию.
И тут Пилат принял решение и сделал то, что никто от него не ожидал: приказал принести чашу с водой и демонстративно умыл свои руки перед иудеями. Пилат сказал: " Невиновен я в крови праведника сего". Это был обряд очищения, предписанный законом Моисея, исполняя его, Пилат хотел снять с себя вину и успокоить толпу иудеев.
  Кто-то из первосвященников сказал роковую фразу, которая стала проклятием для иудеев:
 "Кровь Его на нас и на детях наших".
Тогда Понтий Пилат приказал отпустить убийцу и разбойника Варавву, а Иисусу сказал приговор: "Ibis ad crucem! - Иди на крест!".   
 Римское правосудие было максимально быстрым. Нужно как можно быстрее привести приговор в  исполнение. Иисуса положили на перекладину, привязали к ней руки. Тоже самое проделано было для  двух разбойников и убийц - Дисмаса и Гесты, приговоренных к смерти через распятие. Проходит еще немного времени, и вот три человека, связанные общей веревкой в караван, медленно идут к месту казни, сопровождаемой конвоем. Их руки плотно привязаны к брусьям, которые они несут на плечах.  Первым в этом караване шел Иисус по улицам Иерусалима. На Его шее висит табличка с обвинительной надписью: " Hic est Rex Judaeorum - Сей есть Царь Иудейский".
 Мария - мать Иисуса шла в Преторию, чтобы ходатайствовать перед Пилатом о своем Сыне, но не успев дойти до Претории, встретила Его. Его в крови и несущего перекладину креста к месту казни.  Мария упала в обморок.
 Иудеи хотели, чтобы было написано на Его табличке: " Я есть Царь Иудейский"  и просили Пилата переписать надпись, но он ответил коротко и ясно: "Что написал - то написал".
 Апостол и евангелист Иоанн передает надпись на табличке над головой Христа:
 " Иисус Назарянин, Царь Иудейский".
  Большинство икон и картин изображают Христа несущего крест целиком, причем придерживающего его на одном плече. Однако это не так, потому что выйдет очень тяжелая конструкция около 80кг. Иисус чисто физические не смог бы понести крест целиком.
 Во время скорбного пути на Голгофу - это около 550 метров, Иисус нес только patibulum  - горизонтальную перекладину креста на плечах, его руки были привязаны к перекладине. Перекладина была сделана из сосны. Вес перекладины был около 30кг. Иисус потерял много крови и был очень слаб после страшного бичевания, Он  несколько раз спотыкался и падал плашмя лицом вниз на камни. Он разбил лицо, потому что не мог помочь себе руками и смягчить удар о землю.
 Я пытался это повторить экспериментально. У меня получалось, что я падал вниз с бревном на плечах сначала на одно колено, при этом я терял равновесие, вес перекладины был невозможно удержать, поэтому я падал вниз лицом. Это было больно.
  Также происходило и с Христом на Скорбном пути. При первом падении Он сильно повредил себе нос, при втором падении он повредил себе правую скулу, успел перед ударом лишь немного повернуть голову, третье падение вновь удар в лицо, Он лежал без сил. Тяжелая перекладина усиливала удар. От этих ударов были тяжело травмирована Его переносица и правая скула. На Туринской плащанице это отлично видно. На казнь Он шел босиком, Его сандали остались у римских войнов в претории. На полпути на Голгофу Иисус в третий раз падает без сил, римский легионер решает, что хватит тормозить процессию и надо идти быстрее. Он отвязывает перекладину у лежащего без сил Иисуса. Перекладину Иисуса несет на место казни некто Симон родом из Кирены - город в Ливии - случайный крестьянин, который шел с поля и попался под руку легионеру. Увидев сильного человека, римский воин его заставил нести бревно - patibulum за Иисуса.  За тремя приговоренными к распятию и войнами шла  Мария - Мать Иисуса, Мария Магдалина, апостол Иоанн и другие женщины, которые плакали и рыдали об Иисусе.
 Миновали порог Ссудных Врат - это второе достоверное место после Лифострон (претории) на Крестном пути. В те времена там находились ворота города, которые закрывались после захода солнца на ночь до утра в целях безопасности, лишь в каменной стене рядом с ними, оставили узкое отверстие - по форме похожее на "угольное ушко". Оно служило входом для прохода человека или овцы, но верблюд не мог бы пройти через него. За воротами находился пустырь и небольшой утес - Голгофа. Там под утесом находилось кладбище, выбиты склепы среди оливковых деревьев. Через ворота выводили осужденных на казнь на Голгофе. На пороге Ссудных врат объявлялся приговор, который еще можно было оспорить свидетелями, но после пересечения Порога Ссудных Врат осужденный не мог быть помилован. В настоящее время Порог Ссудных Врат, "угольное ушко" находится в храме Александра Невского в старом Иерусалиме.
  Иисус был очень измучен и слаб, избитый страшными бичами, с разбитым лицом и коленями, с терновым венцом на голове. Он взошел на Голгофу.  Он потерял много крови и был весь в крови и в пыли, когда прибыл на место казни - невысокий каменный холм Голгофа, который был в сотне метров за чертой старого города. Римские войны раздели и разделили Его одежды, опоясали Его набедренной повязкой. Затем войны положили Его вниз спиной на перекладину, вдоль которой растянули Его ноги и руки прибили  большими гвоздями длиной около 15см. Войны привязали руки и пробили чуть ниже запястья к перекладине. Именно  между лучевыми костями предплечья ниже запястья,  не в  ладони, как обычно изображают, вошли кованные гвозди длиной 15см.  Обычно изображают распятие Иисуса Христа, там гвозди вбиты в ладони Спасителя. Однако как показал  опыт французского хирурга Барбе гвозди в ладонях - это недостоверный факт, так как под своим весом распятый человек мог порвать ладони и упасть с креста. О том что гвозди вошли ниже запястья также свидетельствует Туринская плащаница. Ноги Иисусу подогнули и привязали к подножию, щиколотки Иисуса в суставе также прибили гвоздями к столбу. На многих иконах показано, что Иисус висел высоко над землей. В действительности Его ноги были недалеко от земли в нескольких сантиметрах.
  Табличку с надписью на трех языках - по арамейски, по гречески и на латыни:
   "Иисус Назорей, Царь Иудейский" - прикрепили над головой Христа. Затем крест с Иисусом подняли, установили вертикально, закрепили в специально сделанном отверстии в скале. Это отверстие паломники могут видеть на Голгофе, поклониться и приложить губы к нему.
  Сейчас в Храме Гроба Господня сразу за входом можно подняться на Голгофу по крутой лестнице. Греческий православный престол является традиционным местом распятия Спасителя мира. Здесь византийский император Феодосий Второй в 417 году установил алтарь, увенчанный золотым крестом и частицей истинного креста. Отверстие в серебряном диске под престолом отмечает место куда был поставлен Крест Господень.
Распятый человек крепко и надежно висел на кресте. Его тело было невысоко в пяти-десяти сантиметрах над землей. В изображениях распятия Христа и в фильмах о Христе Его тело висит на высоком кресте, но такая конструкция не практична и не обладала бы устойчивостью.   
  Разбойника Дисмаса распяли по правую руку от Христа, а Гесту по левую руку от Христа. Первосвященники и старейшины  стояли рядом, издевались и поносили Его...В тот день в Иерусалиме темные облака полностью закрыли солнце, тьма была три часа. Астрономические исследования  точно показали, что затмения солнца тогда не было. А вот землетрясение было. Свидетели говорили, что внезапно тряслась земля, в тот день произошло сильное землетрясение. Сдвинулись камни Храма в Иерусалиме, и завеса в святая святых Иерусалимского храма разорвалась сверху до низа. Это был знак Свыше иудеям.
  Второй и менее сильный толчок землетрясение, видимо, произошел ночью в субботу. Тогда круглый камень, закрывавший проход в гробницу богатого члена Синедриона и тайного ученика Христа Иосифа Аримафейского, где лежало тело Христа, откатился в сторону.  В Евангелии об этом сказано так: " И вот сделалось великое землетрясение ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба..."
 Иисус был на кресте примерно три часа с 12 до 15 часов. Тогда в Иерусалиме была тяжелая атмосфера, необычная и густая тьма. И солнце померкло, но не в результате солнечного затмения, а в следствии низкой и плотной облачности. Примерно в три часа дня Иисус вскрикнул от сильнейшей боли и умер на кресте от разрыва сердца. Свершилось! Закончились Его крестные страдания, началась Его жизнь на Небесах в Царствии Божьем!
   Чтобы убедиться в смерти Иисуса Христа, римский сотник Лонгин наносит  контрольный удар копьем. Его копье входит в тело Христа с правой стороны между пятым и шестым ребром. Этому точному удару специально учили римских легионеров. Они тренировались наносить смертельный удар копьем в правую сторону тела, которая была не защищена щитом. Во время поединка противник держал в левой руке щит, прикрывая сердце, в правой руке оружие - меч или копье. Во время попытки атаковать воин поднимал руку и обнажал правый бок.  Именно в это место на опережение учили наносить удар римских легионеров. Копье проходило между ребер и пронзало правое легкое. Воин сильным ударом протыкал бок и легкое, чтобы острие копья дошло до сердца. Такой отработанный удар копьем осуществил сотник Лонгин. За счет жестоких травм от бичевания и последующего страдания на кресте в плевральной области распятого Христа скопилось значительное количество крови. Она разделилась на составляющие. Тяжелые фракции опустились вниз, более легкие фракции были вверху. При прободении копьем обе жидкости должны были истечь. Так и случилось. Сначала вытекла тяжелая фракция - красная кровь, затем легкая фракция - бесцветная вода, как сказано в Евангелии.
   Иосиф Аримафейский был Его тайным учеником, добропорядочным человеком и втайне от первосвященника преданным последователем Иисуса Христа. Он был богатым и состоятельным человеком, имел свою  пещеру для погребения рядом с Голгофой. Иосиф пришел в преторию к Понтию Пилату и попросил тело Иисуса для погребения. Пилат удивился, что Иисус уже умер. Обычно преступников хоронили в общих ямах, но Пилат только  удостоверился у сотника Лонгина о смерти Христа и  согласился выполнить просьбу Иосифа - похоронить с почестями. Это последнее доброе дело, которое Пилат мог сделать Праведнику вопреки воле иудеев. Он отдал приказ его войнам.
 Иосиф и  Никодим принесли  благовонный порошок состав из смирны и алое, около ста литров. Римские войны сняли тело Иисуса с креста, а разбойникам Дисмасу и Гесте перебили голени, ускорив их смерть.  Тело Иисуса войны отдали Иосифу и Никодиму, которые отнесли Его тело вниз и положили на камень. Они положили тело на одну часть Туринской плащаницы, густо обсыпали благовониями, накрыли сверху другой частью плащаницы и перевязали, как положено  при погребении. У Иосифа уже все было готово для погребения. Зажгли свечи. Обряд погребения проходил в большой спешке. Солнце должно было вот-вот скрыться за горизонтом, наступала святая суббота или шаббат. До захода солнца все дела должны были быть закончены. Согласно закона иудеев: " Солнце да не взойдет над трупом казненного".
  Иосиф вместе с Никодимом успели всё сделать до захода солнца, они перенесли тело Иисуса в пещеру Иосифа и закончили погребение. Привалили камень, поставили печать, закрыли вход в пещеру. 
 Солнце село за горизонт. Начался священное время для иудеев - субботний день.
 В Храме Гроба Господня на месте погребения Христа стоит Кувуклия (по-латински - спальня). Войдя в Кувуклию, паломник оказывается в пределе Ангела перед мраморным постаментом в ларце которого хранится кусочек того самого камня, который более чем 2000 лет назад закрывал вход в гробницу праведного Иосифа.
  Иудейские первосвященники просили Пилата поставить охрану у входа в гробницу, так как боялись, что ученики выкрадут Его тело, но он отказал им. Тогда они поставили на стражу у гробницы двух своих воинов, вход запечатали печатью. Согласно Евангелия от Никодима, ночью когда эти войны стерегли гробницу, вновь содрогнулась земля, произошел второй толчок землетрясения, запирающий камень отвалился от входа в пещеру. Вдруг войны увидели очень яркий свет, испугались и разбежались...ярчайший свет духа  Христа вошел в Его тело, опалив верхний слой ткани плащаницы, которая  в настоящее хранится в храме в Турине. 
ХРИСТОС ВОСКРЕС! СВЕРШИЛОСЬ! КАК И БЫЛО ПРЕДСКАЗАНО: ХРИСТОС ВОСКРЕС!
 В знаменитом романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Иешуа Га-Ноцри говорит Понтию Пилату: " Мы теперь будем всегда вместе... Помянут Меня - сейчас же помянут и тебя!" Так и произошло: имя Понтия Пилата вошло в христианский Символ веры. Каждый раз на литургии верующие повторяют Символ веры и поминают имя Понтия Пилата  вместе с именем Спасителя.
 Какова дальнейшая судьба Понтия Пилата?
 В 36 году нашей эры в одной из областей Израиля - Самарии произошел конфликт. К священной горе  Гаризим в Самарии устремилось множество людей, чтобы отыскать священные драгоценные сосуды, которые там, по легенде, зарыл пророк Моисей. Что-то вроде золотой лихорадки. Игемон Понтий Пилат велел кладоискателям разойтись по домам, но они не послушались. Приняв это за бунт, Пилат приказал солдатам перебить кладоискателей. Самаряне пожаловались легату Сирии Луцию Вителлию, и тот приказал Пилату ехать на суд в Рим к императору. Но когда Понтий Пилат прибыл в столицу, то оказалось, что Тиберий умер, а его преемник Гай Калигула тут же сместил префекта с его должности.  Ранее иудейский царь Агриппа в своем письме императору жаловался Калигуле на Пилата. Агриппа перечисляет его преступления: " подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость".
  Дальнейшая судьба Пилата точно неизвестна. Есть апокриф: "Обращение Пилата", в котором Пилат был приговорен к смерти императором, но перед казнью обратился в христианство. По другой версии, согласно апокрифа "Смерть Пилата" император Тиберий как только узнал, что Иисус из Назарета исцеляет любую болезнь, то приказал Пилату срочно доставить Его в Рим. Однако, узнав, что Пилат казнил Его, в гневе приказал казнить Пилата, но наместник сам успел заколоть себя мечом и покончил жизнь самоубийством. По другой версии Понтий Пилат был казнен императором Нероном.