Таривердиев и Пугачёва. Путь к вульгарности

Руслан Богатырев
Таривердиев и Пугачёва | Путь от искренности к вульгарности

/ Избранные фрагменты из книги Микаэла Таривердиева “Я просто живу” (1997).

<< Когда только начались съёмки «Иронии судьбы…», мы стали искать певицу. Я пробовал очень многих. Была такая прелестная певица Валя Пономарёва — она пробовалась, кто-то ещё. Это было хорошо, но всё же не подходило. Тогда я попросил Раису Александровну Лукину, замечательного музыкального редактора, просто легендарного редактора, найти Пугачёву. А Алла как-то после «Короля-Оленя» совершенно пропала. И где она? А Бог знает где.

Всё же нашли её. Примерно в это же время, во время работы над фильмом, она поехала в Сопот и там замечательно спела «Арлекино». Всё как-то параллельно происходило. Начали мы с ней работать. Работали много, около месяца. Хотя, казалось бы, поёт всего четыре романса. Вообще, конечно, ей трудно с нами было. Эльдар требует от неё одного, я — другого. Совсем замучили её. На каждую песню было сделано по тридцать дублей. За целый день писали по одному романсу. В итоге она записалась замечательно. Эти её записи не подвержены ни времени, ни моде, ни каким-то другим проходящим вещам. Эти записи уже остались.

Записи, которые она делала потом, эстрадные, они оказались подверженными моде, от них уставали, их переставали слушать. А эти остались. И лучше неё никто после этого не спел.

Когда фильм вышел, прошло буквально несколько месяцев, нас пригласили на телевидение, где Пугачева должна была спеть романс из фильма не под фонограмму, а «вживую». Я должен был ей аккомпанировать. И вдруг она стала петь совершенно по-другому. Она пела жёстко, очень жёстко — «Мне НРАВИТСЯ, что вы больны не мной».

Я не мог заставить её спеть, как три месяца назад, в фильме. Я уговаривал: «Алла, тебе же не нравится, что «вы больны не мной», у Цветаевой именно этот смысл. А ты сейчас поёшь, что тебе нравится... Она-то хочет, чтобы были больны ею, а говорит другое — и возникает глубина».

Я был раздражён и поэтому не прав. Мы с ней поссорились. Потом Пугачёва совсем ушла в поп-культуру, хотя, мне кажется, могла бы стать звездой другого плана, типа Барбары Стрейзанд. Но она выбрала свой путь. Я понимаю, что она даже выиграла от этого. Вот только мне это уже было совершенно неинтересно. Жаль, конечно, что в итоге мы поссорились.

Через год или два, на каком-то фестивале в Сочи, она подошла ко мне и сказала: «Микаэл Леонович, мне НРАВИТСЯ, что вы больны не мной». Повернулась и ушла. По-моему, больше я её никогда и не видел. Но когда показывают «Иронию судьбы…» и я слышу её пение, то вспоминаю, как это было очаровательно. Какая в ней была тонкость, нежность и ранимость. И как жаль, что всё это ушло. Или спряталось, что не имеет значения. Однако народу-то нравится! >>