Чувствительное сердце

Василий Насонов
Как рождается сюжет для небольшого рассказа?Что может послужить толчком для автора?Постараюсь рассказать об этом на примере рассказа О.Генри «Чародейные хлебцы».

Правда,я бы назвал рассказ «Чародийные хлебцы».

Вот о них,а также о женской сердечной привязанности, и поговорим.

В жизни человеку встречается много разных удивительных и невероятных фактов, мимо которых люди часто проходят равнодушно,не придавая им должного значения.Вот,например,один из них.Оказывается,профессиональные чертёжники в качестве ластика/стирки/ используют чёрствый хлеб,чтобы стереть карандашные/грифельные/линии на бумаге.Чёрствый хлеб намного лучше резинки.Я говорю это как чертёжник-практик чертёжнику-практику.А как,они, чертёжники к этому пришли,это уже другой вопрос и тема для исследования другому рассказчику.Нас же интересует завязка,замысел,сюжет и его воплощение в композицию и конструкцию языкового текста.

То,что хлеб эффективнее резинки,для специалистов не составляло большего секрета.Знали об этом жизненном и практическом факте и другие,но никому из них не пришла в голову такая совсем  простая мысль: положить данный факт в основу фабулы,сюжета рассказа.Художественного рассказа.Художественного повествования.Художественного мышления.Художественной литературы.Художественной правды.

Не хватает только других нужных художественных деталей,чтобы нанизать их,как бусы,на нить Ариадны и реальный факт стал бы сюжетом небольшого рассказа.Художественного произведения.И О.Генри тут же, решительно, со знанием дела, взялся за писательство,чтобы витиевато выстроить всю технологическую языковую цепочку.На одном её конце -чертёжник немецкой национальности Блюмбергер.Представитель науки-начертательной геометрии.Естественно,ему противопоставляется американская женщина по имени Марта с «чувствительным сердцем».

Налицо — вечная литературная тема:единство и противостояние ума и сердца.Холодного разума и чувствительного сердца.

Чертёжник называет хозяйку Марту — мадам.Уточняю,- не мадемуазель. И она его не поправляет.А его друг обращается к Марте-сударыня.Сам же автор рассказа — мисс.Обратите внимание,не миссис,а-мисс!

Правда, уже в конце рассказа обозлённый до чёрных чертят и чёртовой матери чертёжник называет вдруг Марту уже не по-рыцарски и не по-джентльменски:нахальный кошка.

Ну,что взять с немца!Да ещё и чертёжника!..Какой там галантности ожидать?..

Как вольно сочиняет автор на основании одного только жизненного факта,Марта содержала булочную, где и покупал свои чёрствые хлебцы чертёжник.Марте стукнуло сорок,на её счету в банке лежало две тысячи долларов,у неё было два вставных зуба и чувствительное сердце.Немало женщин повыходило замуж,имея на то гораздо меньше шансов,чем мисс Марта.Таким образом,Марта хотела воспользоваться удачно подвернувшимся шансом выйти за чертёжника - постоянного покупателя чёрствых хлебцев — замуж.

У него же,наоборот, были совсем другие интересы.Материальные.Не романтические.Приземлённые. Отличные от интересов владелицы булочной и двух тысячей долларов Марты. Чертёжника сугубо узко интересовали одни чёрствые хлебцы и больше ничего,кроме чёрствых хлебцев.Как пелось в одном известном советском фильме:первым дело самолёты…Работа...работа...и ещё раз работа. Профессиональный долг.

Любви для трудоголика - немца не существовало в данном конкретном случае.

На этой социальной почве и разразился вдруг острый половой конфликт личных интересов.И всё по вине чувствительного сердца Марты,который заканчивается громким публичным скандалом всё в той же до мелочей знакомой булочной.Оскорбительными и унизительными для женщины обвинениями со стороны неблагодарного чертёжника Блюмбергера. И всё потому,что только чувствительное сердце,как справедливо отмечает О.Генри,может грезить наяву.И откуда чувствительному сердцу было знать такую банальную профессиональную мелочь,что кашу маслом не испортишь,а вот чёрствые хлебцы - запросто.

Марта со своим чувствительным сердцем стала слабым связующим звеном между чертёжником Блюмбергером и чёрствыми хлебцами.Автор намеренно уходит от большого магазина-это лишние художественные детали,которые отвлекают от сюжета.Усложняют его восприятие и,главное,лишают камерного повествования и интриги,которая и подогревает интерес читателей к рассказу.О камерности повествования свидетельствуют,например,такие детали, как «три ступеньки вниз».Это делает рассказ для читателя узнаваемым как бы своим.Автор поделился одной своей приметой,а у каждого читателя она своя.Для кого-то,наоборот,вверх и не три,а четыре ступеньки.Или тяжёлая дверь.Да мало ли что ещё невольно остаётся в памяти,если ходить в одну и ту же булочную не день и не два,а годы или даже всю жизнь.И почему бы писателю не использовать такой тонкий психологический приём для оживления рассказа.И тогда он уже и не рассказ, а быль.И читатель начинает уже сам что-то досочинять за автора.А это уже соавторство,сотворчество -вершина писательского мастерства, о которой можно только мечтать.

Так, наряду с мужским образом чертёжника-немца,чёрствых хлебцев появляется вполне осязаемый и реальный образ женщины Марты с чувствительным сердцем.Именно оно и обрывает сердечную сюжетную линию рассказа,которая не успела начаться.Да и,точнее,сердечная сюжетная линия развивалась лишь не в меру богатом воображении Марты и была её так и несбывшимися как бы эротическими фантазиями.Что взять с одинокого и тоскующего по любви чувствительного сердца,когда оно вдруг случайно столкнулось с холодным и рациональным прагматичным разумом.Разуму не нужно чувствительное сердце.Ему нужны только чёрствые хлебцы.Сухарь сухаря видит издалека.На это указывают и очки чертёжника и «бородка аккуратно подстриженная клинышком».Клин клином вышибают.

Вот куда могут завести писателя,его вымышленных литературных героев и читателей всего лишь обыкновенные простые чёрствые хлебцы — два на пять центов. И ни разу немецкий покупатель не спросил ничего другого.

А ещё в истории художественной литературы есть такой же, не менее любопытный сюжетец... про обгоревшую спичку.Не про шведскую спичку...Но это уже из другой оперы...

Какой же вывод должен сделать для себя проницательный читатель?Не грезить наяву,как Марта и её чувствительное сердце,не верить на слово.Опираться в жизни только строго на факты и ничего,кроме фактов… в виде чёрствых хлебцев не принимать во внимание и в качестве доказательств.Иначе…

Впрочем,как призывает Игорь Волгин,читайте и перечитывайте классику как отечественную,так и мировую…