Где заканчивается Родина?

Сергей Пикалов
Вспоминаю "лихие 90е".

Оказалось, что "Советская" - одно,
                а "Родина" – другое.

Обломки. И мы на одном из них.

Вы на льдинах в детстве плавали?
Видели как она, вроде надёжная, из под ног уходит в чёрно-синюю глубину?
Чувствовали как ноги  - в мокрое, холодное и бесконечное всё глубже и глубже?

Мы так по Земле ходили. "Папанинцы". Только спасать - некому.

И вот в период полного "родины-отсутствия" повёз я отца по местам его молодости.
А для меня - места первых воспоминаний.

Журчание арыка и шум огромных тополей над ним.
                "Деревья были большими", правда. Разгоняемые горячим ветром  волны маков в степи.
                Все оттенки алого.
Пламя костра и то не сравнится.

 — Я тебе родину передаю,— гордо говорит папаня.

 - Папа, какая родина???!!!, - акцентирую скептицизм. - Ты посмотри, казахи одни кругом!

Он только отмахнулся, не имеет, мол, значения.

- Власть не наша, земля наша.

Как Завет оставил.

Не поверил я.
Но вот ушёл отец и среди боли расставания осталась
                только
                эта земля.
И память.
И тогда, в тот момент, осенило меня:

     " - Я тут "босым пацаном"  бегал? - Бегал.
      - Здесь те кого я любил лежат? - Лежат.
      -  Ну и всё - Родина!"

Так и живу: Россия - Казахстан. И не моя вина, что в своё время выбирать  заставили как при разводе между мамой и папой.

Но самое удивительное: Киргизия, например, по тем же причинам мне - тоже родина.

Как приехал первый раз,
                сходил в горы,
                попел у костра,
                друзей нашел на всю жизнь, так и полюбил.

"Азиатские синие горы,
Азиатские желтые реки..."

А может быть у человека две родины? Или три?

Вроде - нет. Понятие - неделимое. Множественное число - коряво.

И тогда я решил раздвигать границы.


Мне родина "линия на карте" или что-то другое всё таки?  "Буду жить в СССР".

Но снова диссонанс и дискомфорт.

Во-первых не любил я его за всё советское. Диссидентом не был, мал ещё. Но и маршировать строем не мог без вопросов.

А во-вторых границы мне его были малы! Малы, чтоб понятие «родина» туда втиснуть. Да!

Я вот, например, то, что Молдавия мне родина понял - в Америке. У "потенциального противника".

На пятый день моего там пребывания, понимая написанные у меня на лице мучения от их еды, мои друзья предложили поехать купить что-нибудь в Русской кухне. Оказалось, что называется она «Европейская» и я не особо надеялся. Но там был салат Оливье! И его вкус как у мамы! Купил ведро.
Оказалось владельцы эмигранты из Молдавии. Моему счастью предела не было.

Хотите верьте, хотите нет, а и в Болгарии я на родине.
Во-первых память о том, кто их освободил от турецкого ига - есть.  Во-вторых еда  как у нас. В-третьих халтура в обслуживании - та же.
А в 2013м году ввели снова в средней школе факультатив, русский язык. В городке Несебр, 400 тысяч населения, все родители туда детей своих записали! Все!

Про Украину, что говорить если родной дед - украинец? Моя земля.
Мне её как поделить на "моя - не моя", если мать по отцу - украинка, а отец - русский?
Но мало того. Фамилия  у деда польская была. Плотницкий. Так меня и в Польше за своего держат . Пожилые там ещё помнят как здорово было попеть вместе песни. И выпить. Тоже - славяне. А французы и у них спрашивают: не ходят ли, мол, медведи по улицам? На что поляки страшно злятся.

Думаю в Сербии я был бы за своего. Как то одна знакомая американская пара ухохатываясь рассказывала мне как они там гостили. «За здрррровье! Бумм!» И он согнув пальцы полукругом и здорово веселясь показывал как они крепко стукаются при этом стаканами. Ну да, мы такие.

А ещё сербы выходили во время американских бомбежек на мосты в Белграде с мишенями на груди. И это - мы!

Но на восточных славянах родина не закончилась.

 В Баварии есть местечко, где уже не в столь давние времена, жил какой то сумасшедший король. Все налоги тратил на строительство рыцарских  замков.
Народец устал и его скинул. А невиданной красоты дворец остался. И война его как то случайно обошла в 20м веке. Бродишь по нему и все  средневековые сказки оживают. И вот я немцу рассказываю, что был такой у нас товарищ, Рерих, предложил всем государствам принять Пакт о защите памятников культуры, чтоб, значит, даже во время войн не бомбили их. «А то как такую красоту разрушать можно?»,— говорю  оглядываясь. А немец смотрит на меня с благодарностью. И я Вам скажу, что в этом чувстве нет никакой разницы между Америкой, Германией и Россией.

Но заглядывая в более далёкие дали понимаешь, что там «чужбина» тоже только по одной причине. Жизни не хватит, чтобы успеть всё увидеть и полюбить.

Вот война с Грузией прошлась как ножом по сердцу. До слёз, не ожидал даже. В информационной войне в инете, понятно, за наших бился. А закончилась свара, появилась возможность, поехал сразу, как будто извиниться. Да "мосты" наладить. А грузины есть грузины. Гостеприимство за край.
 
- «Вы у НАС в гостях, а потому..».

Сижу, думку думаю: "Не у Вас я в гостях. Я - к себе домой приехал. Прапрабабка грузинка.".

Очередной тост:
 
- «Вы в гостях на НАШЕЙ земле…».

Война у них что ли это обострила?

Общая у нас Земля! И Родина у нас у всех одна, общая.

Только мало одной жизни, чтобы понять: где же она, всё таки, на самом деле заканчивается.

С.В.