Рождённая в муках

Тамара Белова
     Сейчас, когда собран материал с таким трудом, можно ухмыляться над малограмотностью автора. Но инициатива всегда наказуема. Я это предвидела, но не думала, что это так больно ударит по моему самолюбию. Чувствую себя полной безграмотной дурой.

    Да, была высказана идея написать книгу о прошлом. Можно бы и пропустить мимо, как это сделали большинство радиозаводчан: «Было и сплыло, что прошлое ворошить. Его уж не воротишь».  У меня же кредо: «Кто, если не я»?  Вот и начала копаться в памяти.

     2017 год - КОПАЮСЬ РАДИ ИНТЕРЕСА «в своей кладовке памяти». По звонку отозвался Владимир Сошников. Ведь мы с ним так плотно работали в самом начале стройки. Написал  и принёс свою рукопись.

     8.01.2018 – моя статья  в «Новый Качканар»-  «Унесённый ветром». Призыв к радиозаводчанам.  Отзыв одного Дмитрия Иванова. Он написал хорошие воспоминания и много фото приложил, но так как Дима мало успел поработать на заводе после армии, то у него были воспоминания в основном об отдыхе. Фото совершенно низкого качества. Сколько могла сама восстанавливала, (ведь я же теперь в фотоклубе этому обучалась), но пришлось прибегнуть и к помощи моих товарищей по клубу. Фото в основном чёрно белые, уже старые, пожелтевшие. Их необходимо было восстанавливать, да и большинство фотографий прошли реставрацию.  Так что не всё так просто вставить фото в книгу.

    Случайно взяла в руки читать книгу о Качканаре и наткнулась на  небольшую заметку в книге о Качканаре  Медведева, где он пишет о том, что в городе был радиозавод. Его сожаления о бывшем заводе. Сканирую эту статью.
 
Материала нет. Все молчат. Мало фотографий. Галина Владимировна подсказала, наконец, что она всю документацию по заводу передала в городской архив, в том числе и несколько альбомов к десятилетию завода от цехов и отделов. Михаил Иванович мне сказал, что надо собирать воспоминания от бывших работников завода. В ответ я сказала, что это невозможно, так как «иных уж нет, а те далече».  На мой клич в газетах – молчание.

      2018 год сканирую рапорты цехов. Выставляю фото  в «Одноклассниках» - толку нет. Отчаяние. Но потихоньку стали появляться отзывы к фотографиям. Стала набирать материал. Фото выставляю, прошу, чтобы их «расшифровали», - ни фамилий, ни имён, кто же на них? Прошу подписывать фамилии, где какой отдел или цех. Года два шла такая работа.
 
      12.11.2018 г.- появляется статья Иванова «По зову сердца». Решаю вставить её в книгу. Надо же где – то набирать материал?

     На заводе выходила маленькая газетка «Форманта». Несколько номеров сохранились в архиве. Спасибо Галине Владимировне. Михаил Титовец предлагает сканировать выборочно статьи.  Что делать?  материала нет - приходится хотя бы этот материал брать. К слову, Галина Петровна разнесла меня в пух и прах за эти сканированные работы. Так же как и за весь материал: «Что это за книга? Надо было вот это поставить вперёд, а это потом». Но мне было не до форматирования книги, надо было набирать материал.
 
     13.03.2019 г  - пишу ВНОВЬ статью в «Новый Качканар»- «Ностальгия по радиозаводу». Отзывов нет. Как говориться, а в ответ «Тишина».

     Что делать? Начала звонить и при встрече, где только встречала знакомые лица, рассказывать о книге. Появились соавторы: Галина Огибенина, Светлана Ахунова, Владимир Марьин. С Галиной Александровной мы сидели несколько дней над её воспоминаниями. У неё удивительная память. Она помнила очень много событий и почти всех начальников цехов и отделов. Воспоминания её в основном о работе профсоюзной организации, а вот о комсомоле нет ни слова. Подсказали, что надо искать Татьяну Климентьеву. А где её найти? Она в Екатеринбурге. Дали её телефон. Только долго пришлось ей объяснять, что НАДО обязательно написать о роли комсомола на заводе, так как работала – то в основном молодёжь. КОМСОМОЛЬЦЫ – это была главная активная молодёжь. Потом она сама при встрече призналась, что даже её пришлось долго уговаривать.
День рождения Галины Петровны - для меня «хороший улов».

     Татьяна Головко - с ней мы много лет не встречались. Рассказала ей о том, что пишу свои воспоминания и собираю материал от всех неравнодушных работников завода. Татьяна была удивлена,  после этой встречи она вскоре мне позвонила. Затем пришла и пообещала  организовать  встречу с подругами из ОТК. Через некоторое время она принесла  флешку с материалом от всех  подруг. Мы с Татьяной обработали их воспоминания и добавили в книгу. Затем ещё не один раз приходилось обсуждать некоторые воспоминания по телефону и приходила несколько раз.

    Сколько раз размещала информацию на страничке в «Одноклассниках». Выставляла почти все фото из альбомов цехов. «Это было недавно, это было давно».
Татьяна Серебрякова -   первая откликнулась на мой клич. Переписывались в начале в «одноклассниках». Затем по телефону общались. Наконец, Татьяна пришла ко мне. При первой же встрече она призналась, что помнит меня ещё по радиозаводу. Я же её не помнила вообще. Да и не удивительно, сколько людей ко мне обращались по разным вопросам, всех не запомнишь. Такая работа была. Татьяна, так же, как и Татьяна Головко, пообещала собрать подруг, кого помнила, с кем работала и т.д. Короче, вот тут только и «закрутилось - завертелось».   Она организовала встречу и подвигла нескольких человек написать свои воспоминания. Организовала мне встречу с Верой Ивановной Клименко.

    Галина Плесовских хотя и подала мне такую мысль, но долго раздумывала что писать. Наконец, принесла приказ, но это был приказ уже «перехода» в другую сферу. Шрифт не читаемый. Сканировать было бесполезно. Пришлось внучке переводить в нужную программу, чтобы вошло в книгу. А документы я хотела показать именно сканированные.

     Галина Проскурякова, с ней мы встретились в бассейне. Я опять рассказала о книге. Тут она и сказала, что у них на балконе валяются в пакете какие-то листы, явно радиозаводские. Выбросить - рука не поднимается, и хранить не зачем. Галина  принесла грязные листы бывшего альбома ОТК. Владимир подобрал эти листы в куче хлама на территории бывшего  завода.  Этим грязным листам обрадовалась Татьяна Головко и взяла их на реставрацию, так это был когда то  альбом их отдела к десятилетию завода.
Только в этом в 2019 году люди «проснулись».

    Михаил Иванович всё время меня подхлёстывал. «Вот на радиозаводе до сих пор есть люди, которые и сейчас там работают».  Назвал мне фамилию Шилова. Я такого не помню. Где узнать, как найти?  Через Галину Владимировну нашла. Оказалось, что они живут в одном доме. Пошла на завод. Встреча была в проходной «Робитэкса». Он спешил, но я попросила его хоть что-то рассказать, а сама включила видеозапись. Я просто не надеялась на следующую встречу. Поэтому и сделала статью с его слов.

     Когда же я передала книгу для формирования Галине Петровне, она решила показать Шилову, что с его слов записано. Он был возмущён. «Я там наговорил, не предполагая, что это будет записано». Тем не менее видео посмотрели больше тысячи человек. Меня он жёстко отчитал по телефону. И больше не желает со мной общаться. Так я его рассердила. В общем, я его спровоцировала. Только после этого он пообещал написать, и мы ждали от него материал до марта 2020 года.   Материала больше не поступало.
Прошла по заводу, сделала фото, существующих там предприятий, магазинов. Меня порадовало, то, что большинство площадей  не брошены. Даже оздоровительный комплекс есть, где проходят   оздоровительные процедуры, залы физической культуры.
 Вот так я покопалась в сундучке памяти и заставила многих тоже  окунуться в прошлое, так как завод был для нас не просто местом работы. Это была наша жизнь.

      Обсуждала со многими название книги. И вот внучка сделала коллаж для обложки. При встрече в библиотеке в день памяти Дмитрия Ивановича я показала эту обложку и всем она понравилась. Выставляла в интернете, объявляла конкурс, но ни у кого не было сомнения против этой обложки.

   Наконец, Шилов написал материал, от которого Галина Петровна в восторге. Да материал объёмный, подробный и в том числе его рекомендация по обложке. Теперь у нас сомнения: что может предложить человек, который не сможет понять нашу боль, боль, которая в каждом воспоминании.
Сто против одного
      «И пусть это множество разных предприятий и предпринимателей, но, наверное, правильно будет и впредь называть все это «КРЗ–Качканарский радиозавод» –  ТАК НАПИСАЛ ШИЛОВ. В.М.

     Я же в самом начале своих воспоминаний под этими фотографиями написала: «Вот наш завод, словно корабль «Титаник» плывёт над зелёным морем тайги Урала». Но эта фраза из книги удалена, а без этого сравнения название уже теряет смысл.
    Да, радиозавод так и назывался в начале «КРЗ» качканарский радиозавод. Но мы – то работали на том заводе, который выпускал главную в то время продукцию «Форманта». Именно «Форманта» гремела на всю страну и практически на весь мир. Поэтому у людей, писавших свои воспоминания, остались с сожалением о почившем заводе «Форманта».

    Слава Богу, что здания завода служат для другого производства и другие люди там работают,  и здания не разрушены, как многие здания после перестройки в стране. Но это всего лишь площади, а где же та жизнь, которой жил завод? Речь идёт о  сожалении  у людей, прежде всего о той жизни, которой жил каждый человек. Речь идёт не только о трудовой деятельности. Каждый, кто писал, именно сожалеет о друзьях - товарищах, с которыми  устраивали выезды на природу, соревнования, творческие коллективы художественной самодеятельности. Разве сейчас разговор идёт только о том малочисленном количестве людей, что случайно остались работать на этих площадях? Только и они живут воспоминаниями об ушедшем времени. Вот потому и предложено всё это отобразить на обложке. Поэтому люди просят не менять обложку книги. Под этим подписались более ста человек. Поэтому мы и сравнили наш завод с мощным кораблём «Титаником».

В написании книги приняли участие:
1. Белова Т.Ф.
2. Плесовских Г.В.
3. Краснопевцева Г.П.
4. Сошников В.Г.
5. Огибенина Г.А.
6. Клементьева Т.
7. Старкова Л.
8. Ахунова С.
9. Марьин В.
10. Сафарова Н.И.
11. Попова Р.И.
12. Шаренко А.В.
13. Таскаева Л,
14. Лодыгина Н.
15. Змановский В.
16. Головко Т.С.
17. Бугрова. Н.В.
18. Амелькина Т.И.
19. Болгова Н.
20. Большакова Н.Н.
21. Литун Т.И.
22. Бызова Н.Г.
23. Енина С.В.
24. Белоусова П.М.
25. Краснюк В.А.
26. Шарабурко Г.Н.
27. Шпилевских Г.В.
28. Никулина В.Н.
29. Николаева Т.В.
30. Горбенко Л.
31. Корьякин С.
32. Иванов Д.
33. Самойлов В.П.
34. Головчиц М.В.
 36. Терещенко В.М.
37.   Абашева Раиса
35. Шилов В.М.
                Так что я сама себя приковала и наказала.     Инициатива всегда наказуема. Но это ещё не всё, «Погоди, тот, кто ничего не написал, выступят с критикой» - вот такое предупреждение я получила. Но только пусть хоть один камушек посмеют бросить…
Альбомы и подшивка газет «Форманта» будут переданы вновь в архив. 

Работа над книгой ещё продолжалась, только расшевелила людей. Несут свои воспоминания. Но вот уже есть первый отзыв. Такой отзыв я читала со слезами благодарности. Выставляю не ради бахвальства, может ещё, кто проникнется воспоминаниями и поверит в меня, как в писателя. Материал я выставляла на страницах интернета на сайте «Проза РУ». И вот после прочтения книги в электронном виде, моя постоянная читательница написала отзыв на это.

     Отзыв на книгу Тамары Беловой Унесённый ветром перестройки.
Тамара Белова
  Низкий поклон, благодарность Тамаре Фоминичне Беловой за редчайший подарок - книгу "Унесённые ветром перестройки": сослуживцам, родным, друзьям и читателю!
    Книга "Унесённые ветром перестройки" уникальная по своему содержанию. Это не только документальная память, но и художественно содержательная история о многих судьбах людей, что прошли долгий, не простой путь с Тамарой Фоминичной!
     Титанический, кропотливый труд над книгой, желание оставить добрую память о своих сослуживцах, достойна огромной благодарности её автору. В преклонном возрасте, не всегда физически здорова, в короткий срок Тамара Фоминична написала труд, который обычно растягивают на года, и редко кому "по плечу" выполнить подобную работу!
Не удивителен такой факт потому, что она ничего не привыкла откладывать в "долгий ящик", а добиваться настойчиво и с энтузиазмом закончить любое начатое дело. Привыкла быть впереди - "пионером", во всех мероприятиях, где бы не работала.  Об этом достоверные факты - фотографии, записи в книге "Унесённые ветром перестройки".
    Благодарность людей, чьи судьбы тесно связаны  с гигантским радиозаводом "Форманта" неиссякаемым потоком пусть наполняет сердце Тамары Фоминичны радостью и здоровье на долгие годы её жизни! Книга "Унесённые ветром перестройки" останется доброй памятью: строителям, рабочим, руководителям и лично её автору. Светлая память тем, кто ушёл в мир иной, но в строках книги остались жить вечно!       
    Книга воспоминаний филигранно выполнена Тамарой Фоминичной. Обширный материал даёт представление о гигантском  радиозаводе "Форманта", искусно дополняют  фотографии, повествование о нём и людях. 
Честь и хвала многоуважаемой писательнице Тамаре Фоминичне Беловой на все времена её жизни! Познакомилась с Тамарой Беловой на писательском сайте в 2012 году. С тех пор стали лучшими виртуальными, но глубоко душевными подругами. Переписываемся, поддерживая друг друга, делимся радостью, горестью.  Наши сердечные отношения бескорыстны, доброжелательны, чисты, в пожеланиях друг другу: творческих успехов, здоровья, счастья!
Мой низкий поклон, огромное уважение и самые добрые пожелания во всех жизненных делах тебе, моя подруга Тамара!
Леонтина Шостак - Комкина.

 Осенью  2019 года материал я передала для обработки Галине Петровне. Она проделала тоже не малую работу над материалом. Она решила заменить статьи, что я сканировала из газет, переписала тексты. Переставила отдельные статьи местами. в том числе и фото.Но книга не сформирована. Не доверили мне это сделать. Доверено издательству.

    После совещания и обсуждения вопроса по изданию книги, было решено обратиться с письмом  к МЭР у города Ярославцеву А. А. Вскоре мы получили сообщение, что на издание книги Администрация или Дума выделили сто тысяч, что нас, создателей книги, взбодрило.Но они же не из своего кармана их вынули?
Только встал вопрос, а что получат создатели? Спасибо? Меня это лично не устраивает. Может ещё не устарела такая фраза: « Нынче всякий труд почётен, где, какой ни есть. Человеку по работе воздаётся честь». В настоящее время она наиболее актуальна. Поэтому я собираю по 300 руб. за экз. и уже около сотни людей мне принесли, перечислили  с благодарностью за  этот труд.

 Теперь осталось ждать макет книги и ещё раз обсуждать.
Вот такие мысли мне пришли в голову после ознакомления с тем  материалом, что отправили в издательство.
Мои сподвижники подвигли меня написать о том, как рождалась книга, что я и сделала.
Тамара Белова.