Загадки нашего сада и огорода

Макар Кофеин
Загадки нашего сада
Часть первая
    - Однажды, два фруктовых дерева в нашем саду, развесистая Яблоня и небольшой Абрикос  захотели поиграть.  Для этого стали загадывать друг другу загадки.
   Я решил обучить внука разгадыванию загадок. Для этого привёл его в летний сад и усадил в тени вишнёвых деревьев на скамейку. Внук, ничего не подозревая о моих замыслах, послушно сидел под деревьями. Его взгляд был направлен на паучка, раскачивающегося на едва заметной паутинке. Я открыл ноутбук и начал читать.  И лишь только я начал свой рассказ о игре фруктовых деревьев, история заинтересовала малыша и он оторвался от насекомого.
   - А как это играть в загадки? – спросил внук.
   - А вот послушай мою историю и постарайся ответить на вопросы, которые будут задавать Яблоня и Абрикос.
   - Хорошо, - согласился малыш, а я продолжил чтение.
  « - Это очень интересная и главное – познавательная игра, - говорит Яблоня. - Я буду загадывать загадку. Ты должен её отгадать и, в свою очередь, загадать загадку мне. Но, загадка должна быть о плоде на ту букву, на которую заканчивается мой фрукт, - стала объяснять она Абрикосовому дереву.
   - Не понял, - удивился Абрикос. – Что-то очень туманно».
   - И я, что-то не очень понял, - подтвердил внук.
   « - Хорошо, - согласилась Яблоня, - вот послушай на моём примере. Я загадываю тебе загадку:
 - Он большой, как мяч футбольный.
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар?

   – Всем понятно, что это арбуз. Вот только объясни мне, с каких пор арбуз стал относиться к фруктам? – удивлённо спросил Абрикос.

   - Как, неужели ты не знаешь, что Арбуз относится к ягодам. А ягоды и фрукты всегда были родственниками! – уверенно пояснила Яблоня. – Стыдно не знать таких простых истин, - серьёзно произнесла она.
   - Да ладно, что ты обиделась. Это ты взрослая, тебе уже десять лет. А я ещё молодое деревце, мне всего четыре года. Поэтому мне ещё многому надо учиться, - пояснило своё незнание Абрикосовое деревце». 

   - Дедушка, а это правда, что Арбуз – ягода? Он же такой большой! – Внук внимательно смотрел мне в глаза, не веря пояснению Яблони.
   - Да, мой дорогой. Ты будешь удивлён, но некоторые овощи - это совершенно не то, чем мы привыкли их считать. Так, например, клубника - это орех. А тыква, дыня и арбуз – ягоды.
   - Странно… Все ягоды маленькие… Смородина, крыжовник, малина…
 Малыша очень удивила моя информация.
   - Мне тоже, как и Абрикосу надо ещё многому учиться…
   - Слушай продолжение, - прервал я размышления внука.

   « - Согласна, - ответила Яблоня. - Я была не права. Не учла твой возраст. Не обижайся. Тебе понятно, на какую букву должен начинаться фрукт или ягода в твоей загадке?
   - Да, я всё понял. Я должен загадать загадку о плоде на букву «З». Правильно?
   - Всё верно! Знаешь загадку? Задавай!
  Абрикос немного подумал, а затем произнёс:
 - Я - капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
 Что это?»

   - А я знаю, а я знаю! – радостно воскликнул внук.
   - Тогда скажи мне, пока Яблоня не ответила на вопрос Абрикосового деревца.
Внук притянул меня за руку к себе и зашептал на ухо свой ответ.
   - Молодец! Ты правильно отгадал загадку.
   - А что ответила Яблоня?

   « - Земляника! – воскликнула Яблоня. Теперь тебе понятны правила игры?

 - Всё понятно. Игра очень простая, - ответил Абрикос.
- Тогда слушай первую загадку:
 Фрукт похож на неваляшку.
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив.
С дерева упала…»
 
 Я посмотрел на внука. Его глаза сияли восторгом.
   - Деда, деда! Я первый знаю ответ! – И вновь зашептал мне на ухо.
   - Ты очень умный мальчик, - похвалил я малыша. – А как ты думаешь, Абрикосовое дерево знает правильный ответ?
   - Я думаю, что знает. Это очень простая загадка.
   - Сейчас узнаем, что ответило молодое деревце.

« - Груша! – воскликнуло Абрикосовое дерево. - Теперь моя очередь.
 Сверху шкурка золотая,
В центре косточка большая.
Что за фрукт?- Вот вам вопрос.
Это сладкий…»
   - Так это же Аб… - произнёс внук, и тут же прикрыл рот ладонью. Можно было подумать, что его услышит Яблоня.

  - Твой ответ правильный. Думаю, что и Яблоня даст верный ответ.

 « - Знаю, знаю! Загадка о тебе!– весело воскликнула Яблоня. – Слушай мой вопрос:
 - Летом в платьице зелёном.
А по осени - в лиловом.
Ароматна и красива.
Узнаёте? Это…»

   - Я думаю, что это… - внук прошептал на ухо свой ответ. – Правильно?
  - Нет, мой славный. Ты ошибся. Подумай хорошенько. Слушай ещё раз:
- Летом в платьице зелёном.
А по осени - в лиловом.
Ароматна и красива.
Узнаёте? Это?
  Внук, нахмурив лоб, искал правильный ответ. Судя по выражению его лица, ответа не будет.
   - Я не знаю… - грустно промолвил малыш.
   Тогда послушай, что ответило молодое деревце.

   " - Так это же наша соседка, - кивнуло ветвями Абрикосовое дерево в сторону Сливы.
  Слива, слушавшая игру Яблони и Абрикосового дерева, радостно зашелестела зелёной листвой. От этого движения с веток оторвалось и упало на землю несколько спелых плодов.
    - Соседка, осторожней! Так ты все плоды потеряешь, - предупредила Яблоня. – Теперь твоя очередь загадывать загадку, - обратилась она к Абрикосовому дереву.
  Абрикосовое деревце внимательно осмотрело сад. Заглянуло в кустарники и остановило свой взгляд на деревьях.
   - Вот слушай и угадывай:
Яблоко благоуханное,
Твёрдое и не румяное,
Вкусное только печёное
Или в сиропе варёное».

  Внук сидел молча. Я понял, что и на эту загадку у него нет ответа.

   « - Вот удивил, так удивил! Это же моя родственница – Айва. У неё очень твёрдая кожура. Поэтому она не всем нравится».
   - А я никогда не видел эту… аяву. Так что ли? Какая она? – спросил внук.
   - Айва действительно очень твёрдая. Даже когда плод спелый – он зелёного цвета. На вкус он слегка терпкий. Поэтому айву лучше всего запекать или варить из неё варенье.
   Внук понимающе кивал головой. – А какую загадку загадала Яблоня?
  - Слушай внимательно и найди правильный ответ.
  Малыш широко открыл глаза и слегка приоткрыл рот, словно готовился полакомиться новым фруктом.
  - Яблоня загадала непростую загадку. Скажу сразу, что Абрикосовое деревце долго думало над вопросом.

« - Не в лесах и не в садах,
Не у вас и не у нас,
А в тропических полях
Вырастает ...
   Абрикосовое деревце надолго задумалось, от чего даже ветви наклонились ниже к земле.
   - А как это возможно, что в полях растут садовые деревья? – удивлённо спросило Абрикосовое дерево. 
   – Так я же тебе говорю, что это не в лесах и не в садах, не у вас и не у нас. Какое же ты ещё непонятливое дерево… - возмутилась Яблоня. – Это далеко за границей! Говорю же, что не у нас!
   - Так если не у нас, как же я могу знать? – удивлённо закачало ветвями Абрикосовое деревце. – Нет, я не знаю таких фруктов!»
   Я внимательно смотрел на внука. Сумеет ли он найти правильный ответ? Вкус этого заморского фрукта был ему знаком. Он не раз лакомился сочным плодом. А особенно любил сок из этого экзотического фрукта. Вспомнит ли он его название?
  Но малыш только качал головой.
   « - Ладно, счёт «один – ноль» в мою пользу, - заулыбалась Яблоня и пояснила. – Этот плод называется Ананас. Раз ты не угадал, снова загадываю я».
  Как только я произнёс заветное слово, внук вскочил со скамейки и радостно захлопал в ладоши.
   - Я знаю Ананас. Он очень вкусный и сладкий!
   - Я был уверен, что ты знаешь этот фрукт. Вот только почему ты не смог вспомнить его название.
   - Так он же не у нас растёт, - хитро улыбаясь, ответил внук, показывая руками на наш сад.
   - Да, ты прав. В наших краях такие плоды не растут. Слушай историю дальше.
 Внук вновь уселся на скамейку и настроился на дальнейшее прослушивание.

   « - Хорошо, но только загадки должны быть о фруктах из нашего сада, - настойчиво произнесло Абрикосовое деревце.
   - Договорились, - согласилась Яблоня.
 Чёрных ягод пышный куст,
Хороши они на вкус».
   
  Лицо внука засияло счастьем. Одной рукой прикрыв рот, другой он показывал на развесистый куст, растущий у забора.
 Я отрицательно покачал головой и произнёс: - Вот и Абрикосовое дерево сделало такую же ошибку.
   - А что, разве это не бузина? – удивился малыш.

   « - Нет, не правильно! – ответила Яблоня. - Думай Абрикос, думай!»

  Я посмотрел на внука, спрашивая его взглядом, знает ли он ответ на загадку. Малыш пожал плечами, давая понять, что ответ ему неизвестен.
  Я продолжил свою историю.

« - Абрикосовое деревце внимательно осмотрело сад и радостно воскликнуло: - Так это же смородина!

   - Правильно, угадал. Твоя очередь задавать загадку».

  - Это какая-то неправильная загадка, - обиженно произнёс внук.
  - Согласен. Твой ответ вполне подходит как отгадка. Но Яблоня подразумевало именно чёрную смородину.
   - Но ведь смородина бывает разного цвета. В нашем саду растёт ещё и красная, и жёлтая, - продолжал оспаривать свою правоту внук.
- Именно поэтому я согласен с тобой. Не отчаивайся, лучше послушай историю дальше.
   Малыш кивнул головой, но в завершение сказал: - Это очень хитрая Яблоня, раз загадывает такие загадки.

  Я продолжил свою историю о загадочном саде.

Загадки нашего огорода
Часть вторая
  « - Но я больше не знаю фруктов на букву «А», … - мрачно произнесло Абрикосовое деревце.  – Мне дальше играть неинтересно!
   - Ладно, чтобы тебе было интересно - называй овощи на эту букву, - предложила Яблоня.
  Молодое деревце задумалось. Даже колючки на ветках заскрипели от напряжения мысли. Затем встряхнуло листвой. Несколько листочков не удержались на дереве и посыпались на землю.
   - Нет, так нельзя! – забеспокоилась Яблоня. - Так вся листва с тебя опадёт. Давай изменим условия нашей игры. Загадывай любую загадку о фрукте или овоще. Если я не отгадаю – отдаю тебе один свой плод. И ты вновь загадываешь загадку. Если отгадаю – моя очередь загадывать. Побеждает тот, кто больше плодов наберёт. Согласен?
   - Согласен. Такая игра мне нравится, – радостно объявило Абрикосовое деревце. - Ты не боишься, что останешься без плодов?
   - Плоды по осени считают, - хитро улыбаясь, ответила Яблоня. - Задавай свою загадку!
Абрикосовое деревце тут же озвучило свою загадку:
Над ним не кружит пчёлка,
Она с ним не дружна.
Пахучая метёлка
Солениям нужна.
   - Пчёлка… Пчёлка… - вслух размышляла Яблоня. - Рифмуется со словом «ёлка». У неё очень даже пахучая метёлка… Но, что то никогда не видела, чтобы наша хозяйка использовала ёлку для солений… Что же это может быть?
   - Ха-ха-ха! Ты не знаешь? Счёт «один – один»! – радовалось Абрикосовое деревце.
   - Не спеши радоваться. Я ещё думаю, - прервала веселье молодого дерева Яблоня».

 Внук посмотрел на меня. По его глазам я понял, что и он не знает ответа. Решил помочь малышу наводящим вопросом.
   - Вспомни, какие ароматные травки бабушка укладывала в банки, когда консервировала огурчики.
   - Лавровый лист? – шёпотом спросил внук.
   Я приложил к губам палец, давая ему понять, что его ответ может услышать Яблоня. И шёпотом ответил: - Разве лавровый лист похож на метёлку?
   - Ещё как похож! – воскликнул внук. – Если бы у него были ветки – была бы настоящая метёлка! Прямо, как те, что у нас в бане висят! Ну, те, что из берёзы!
   Я укоризненно смотрел на внука. Но он не сдавался, продолжая отстаивать свою правоту. – Ведь над лавровым листом Пчёлка не кружит? Не кружит! А в соленья его кладут! – упорствовал малыш.
   - В твоих рассуждениях есть здравый смысл. И в логике тебе не откажешь. Но думаю, что Абрикосовое деревце имело в виду другое растение.
   - Что Абрикос тоже хитрит? – прищурив глаза, спросил внук.
   - Нет, думаю, что он в своей загадке подразумевал совсем не Лавровый лист. Давай послушаем, что скажет Яблоня. – И я продолжил чтение.
  « - Ёлка не подходит… - продолжало вслух размышлять Яблоня. – Что же нужно для солений? Перец? – Яблоня свела вместе две ветки, и стала загибать на одной из них листочки. – Нет!
Он не похож на метёлку! – Листочек на ветке выпрямился. Яблоня продолжала думать. - Может быть Хрен? Точно Хрен! Как я сразу не догадалась! Из него отличные метёлки можно связать. Хоть двор мети. Точно – это Хрен! Ты слышишь Абрикос? Это Хрен! – в полной уверенности заявила Яблоня. - Теперь я загадываю загадку!
   - Ха-ха-ха! – вновь залилось смехом Абрикосовое деревце. – И вовсе это не Хрен! Загадка не о нём!
   - А о ком же тогда? – удивилась Яблоня.
   - Загадка о пахучем Укропе! Так что счёт сравнялся – «один – один».
   - Ну, ты и придумал… Можно было бы и поспорить, но я не стану. Пусть будет по-твоему. Получай моё красное Яблочко! – И взмахнув веткой, Яблоня перебросило Абрикосовому деревцу свой сладкий плод.
   - Тогда и ты возьми мой Абрикос, - ответило молодое деревце и лёгким взмахом колючей ветки отправило золотистый Абрикос Яблоне. – Один – один! Играем дальше. Я загадываю».
   - Как же я не догадался, что это Укроп? – удивлённо произнёс внук. – Бабушка и вправду укладывала его в банки.
« - Был зеленым, маленьким,
Стал большим и аленьким.
   - Загадка о фруктах или овощах? – поинтересовалась Яблоня.
   - Мы договорились, что сейчас все загадки об овощах, - улыбалось Абрикосовое деревце, предвкушаю свою победу.
   - Теперь это точно Перец! – уверенно заявила Яблоня. – Пока он подрастает – зелёный и маленький. Как только вырастет – становится большим и красным».

   Я посмотрел на внука. Он отрицательно покачал головой.
   - Ты думаешь, что Яблоня ошибается?
   - Ну, да. Ты же видел на наших грядках. Спелый Перец бывает не только красный, но и жёлтый, и зелёный, и даже оранжевый.
   - Согласен. Ты прав. Это не Перец, - качая головой в знак согласия, подтвердил я. – Но, что тогда?
   - Я ещё подумаю. – И малыш упёрся подбородком в ладонь. Копия скульптура Родена «Мыслитель».
   - Хорошо, слушай, что ответило Абрикосовое деревце.

  « - Ответ неправильный! Бросай мне своё второе Яблоко.
   - Как это неправильный ответ? Ты что такое говоришь? – вознегодовала Яблоня.
   - А ты посмотри на огород, какого цвета там спелый Перец, - кивнуло деревце веткой в сторону огорода.
   Яблоня долго рассматривало разноцветные перцы на кустах и молчало. Видимо Яблоне было стыдно признавать своё поражение и в этот раз.
   - Ладно, - наконец вымолвила Яблоня. – Если это не Перец, что тогда?»

   Внук притянул меня за руку и зашептал: - Деда, а это может быть Помидор?
   - Конечно же - это Помидор! – подтвердил я. Глаза внука сияли радостью победы. – Читаем дальше? – спросил я.
   - Читаем!

   «Абрикосовое деревце по слогам произнесло: - По-ми-дор! Жду от тебя второе Яблочко.
Как не тянуло время Яблоня, но всё же ей пришлось отдать и второе Яблочко. Счёт в игре стал «два – ноль» в пользу Абрикосового деревца.
   - Снова моя очередь загадывать загадку, - весело заявило молодое деревце.
- Щеки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.

   - Здесь долго думать даже стыдно! Это, конечно же, Редис, - гордясь своими познаниями, гордо произнесла Яблоня».

   - А ты согласен с ней? – поинтересовался я у внука.
   - Я даже не успел подумать над ответом, - честно признался малыш. – Это точно Редис?
   - Вне всякого сомнения, - подтвердил я правоту Яблони.

   « - Наконец-то и моя очередь настала загадывать загадку, - потирая ветку о ветку, порадовалась Яблоня. – Держись, молодёжь! Сейчас я такую загадку придумаю – век не отгадаешь. Вот слушай внимательно:
- Зелёный лук – на винегрет,
Зелёный щавель – в борщ в обед.
Петрушке с мясом всякий рад,
А я сам по себе …»
 
   - Я знаю, знаю! – тут же вскочил со скамейки внук. Он пальцем показывал на небольшую грядку рядом с Вишней, где буйно зеленели молодые листочки.
  Я кивнул головой в знак согласия. – Молодец! Не подвёл дедушку. А что ответило Абрикосовое деревце, желаешь узнать?
   - Конечно! Читай дальше.
  Я вновь обратился к тексту на экране ноутбука.

   « - Тоже мне нашла сложную загадку. «Век не отгадаешь, век не отгадаешь!» - передразнило Абрикосовое деревце Яблоню. – «Петрушке с мясом всякий рад,
А я сам по себе Батат»! – завершило оно стихотворную строку.
  У Яблони от смеха затрепетали все листочки на ветвях. – Ты хоть… знаешь, что такое… Батат? – заливаясь весёлым смехом, спросила она молодое деревце».

  Внук притянул меня к себе и сказал: - Я тоже не знаю, кто такой этот Батат.
   - А ты послушай, что говорят деревья.

  « - Кто же не знает, что такое Батат? Это же такой маленький и очень горький красный стручок, - с уверенностью в своей правоте произнесло молодое деревце.
   - Горький красный стручок – это острый Перец, – исправила ошибку Абрикосового деревца Яблоня. – А Батат, к твоему сведению – это сладкий картофель. Его мучнистые клубни употребляют в пищу, перерабатывают в муку или крахмал. А ещё используют как корм скоту.
   - Подумаешь, ошибся немного. Что такого? Ты тоже ошибалась! – оправдалось Абрикосовое деревце.
   - Загадка совсем не о Батате! – возмутилась Яблоня. – Я имела в виду совсем другое растение!
   - Хорошо, не злись! Если не Батат, значит Шпинат. Как раз в рифму подходит, - тут же изменило соё решение молодое деревце.
   - И никакой не Шпинат! – Сильнее прежнего вознегодовала Яблоня. – Сколько можно гадать. Говорю же тебе, загадка ни о Батате и ни о Шпинате!»
 
   - Деда, Яблоня вновь стала хитрить, - прошептал мне на ухо внук.
   - Почему ты так думаешь?
   - Ведь и Батат, и Шпинат подходят к этой загадке.
   - Но ты же слышал, что Яблоня имела в виду, что-то другое.
   - Тогда пусть загадывает загадку так, что бы ни с чем не перепутать, - возмутился внук. – И о чём её загадка?
   - Давай читать рассказ дальше. Узнаем, какой ответ на загадку правильный.

  « - Если Батат и Шпинат не подходят – назови свой ответ! – разозлилось Абрикосовое деревце, размахивая колючими ветками.
   - А ты не шуми и ветер ветвями не поднимай. Лучше скажи, что сдаёшься, ответа не знаешь! – спорила Яблоня.
   - Как это я сдаюсь и не знаю, если я тебе дал два ответа, - пыталось оспорить свою правоту молодое деревце.
   - Твои ответы не правильные. Счёт «два – два»! – поставило точку в споре Яблоня. – Давай свой Абрикос.
   - Молодое деревце протянуло Яблоне свой плод. – Но ты хоть скажешь, какой ответ в твоей загадке?
  - Моя загадка о зелёном Салате! – Яблоня указала веткой на молодые листочки, растущие на грядке рядом с Вишней. – Ты не отгадал. Значит, я снова загадываю загадку.
   - Загадывай свою загадку, - уныло отозвалось Абрикосовое деревце. -  Но только так, чтобы был конкретно, а не так как про Салат.
   - В огороде — жёлтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена.

   - Тоже мне, загадка. Тут и думать нечего, - произнесло молодое деревце. – Это же…»

Я прервал чтение и посмотрел на внука.  - Ты знаешь ответ?
   - Конечно, знаю. У нас в огороде этих мячей очень много. – Внук зашептал мне на ухо ответ. – Загадка совсем простая.
   - Правильно, мой дорогой. Абрикосовое деревце тоже дало правильный ответ. Это Тыква. Только после ответа, деревце очень возмутилось.

   - А почему? – удивился внук.
   - А ты послушай историю дальше.

  « - Ну, вот опять. Нужна загадка на овощ, начинающийся с буквы «А». Я больше не знаю таких овощей, - честно призналось молодое деревце.
   - Я тоже не могу вспомнить ни один овощ на букву «А», - раскачивая ветвями, сказала Яблоня. – Предлагаю завершить нашу игру в загадки. Счёт «два – два». Ничья!
   - Победила дружба! – согласилось Абрикосовое деревце и протянуло ветку к Яблоне. Та в ответ протянуло к деревцу свою ветвь и листочки обоих деревьев тихонько шурша, потёрлись друг о друга».
   - Вот и вся история о нашем фруктовом саде и огороде, - подвёл я итог своему рассказу и погладил внука по лохматой голове. 
 - А я тоже знаю загадку! – воскликнул внук. - Отгадай мою!
Трудом человека заложен,
Трудом человека ухожен,
Весною он в пышных цветах,
А осенью в зрелых плодах.

  Я нахмурил лоб, почесал затылок, изображая глубокие раздумья. Затем развёл руки в стороны, показывая, что загадка внука для меня очень сложная.
   - Ну, что же ты деда, это же наш сад! – огорчённо воскликнул внучек.

Я подошёл к яблоне и, выбрав самое спелое яблочко, сорвал его. Затем, то же самое сделал у деревьев сливы и вишни. Подойдя к внуку, протянул ему плоды.


 - А вот сейчас, попробуй отгадать мою загадку.
Из растительных продуктов,
Из известных ягод, фруктов,
Из всего, что сладко, сочно,
Что съедобно и не очень,
Детям всем на объеденье,
Можем мы сварить ...
   - Варенье, варенье! – радостно прыгая вокруг меня, отвечал малыш. – Можем мы сварить варенье! Я люблю и вишнёвое, и сливовое, и даже яблочное. Давай попросим бабушку, чтобы она сварила нам вкусное варенье.
   - Обязательно попросим, - поднимая малыша на руки, подтвердил я. – Только давай дадим нашим фруктам ещё немного времени, чтобы они созрели. 
   - Хорошо, я потерплю немного. А скажи деда, откуда Яблоня и Абрикосовое дерево знают столько загадок?
   - Сказать правду? Или придумать новую историю? – улыбаясь, спросил я.
   - Конечно, скажи правду.
   - Все эти загадки я собрал, чтобы сочинить для тебя эту историю о нашем саде и огороде.
  Внук крепко обнял меня за шею и произнёс: - Хорошо, что у меня есть такой деда, как ты. Я могу слушать такие интересные истории и сказки.
- А ещё, очень хорошо, что у меня есть внук. Мне есть, для кого придумывать истории и сказки.